Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов, касающихся централизации русских земель и общественно-политического строя в данный период времени, а также изучение положения России, ее правовой системы в период Первой мировой войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть основные сословия, возникшие в период централизации и их правовое положение.
Изучить государственный строй Московского государства.
Рассмотреть систему центрального и местного управления.
Проследить изменения в государственном аппарате в России в годы первой мировой войны.
Рассмотреть Чрезвычайное законодательство и правовое регулирование экономики в период первой мировой войны.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Тема 6. Общественный и государственный строй в период централизации русских земель (XIV–середина XVI вв.)
1. Основные сословия и их правовое положение …………………………... 4
2. Государственный строй Московского государства …………………….... 10
3. Система центрального и местного управления …………………………... 14
Тема 26. Государство и право в России в годы первой мировой войны
1. Изменения в Государственном аппарате ………………………………….. 18
2. Чрезвычайное законодательство. Правовое регулирование экономики …22
Заключение ……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

контрольная по иогп.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

Широкое распространение получила самопродажа в холопы обедневших крестьян. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей. Число холопов сокращалось за счет отпуска их на волю. Чаще отпускали холопов по завещанию. Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из монголо-татарского плена, считался свободным. Стирается грань между холопами и крестьянами. Холопы получают имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне их теряют. Среди холопов выделялись страдники, т.е. холопы, посаженные на землю.

Наряду  с сокращением числа холопов  возникает новый разряд людей, сходных  по положению с ними, - кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3 - 5 руб.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население. Города делились на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости жили представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому, «черному» люду. Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших тем или иным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были свободны от городского тягла и несли повинности в пользу своего господина.

Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и  торговли укрепляли экономическое  положение городов, поднимали значение посадских людей. В городах выделяются состоятельные круги купечества - гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей - сурожане, ведущие торг с Крымом (с Сурожем - Судаком). Несколько ниже стояли суконники - торговцы сукном. [1, с. 94]

 

2. Государственный строй Московского государства

По форме государственного единства Московское государство оставалось раннефеодальной монархией. Поэтому отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. С течением времени положение менялось. Московские князья делили земли между наследниками, которые получали обычные уделы и были формально самостоятельны. Фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства. Это давало ему экономическое преимущество. Постепенно изменилась юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, предусматривающих службу удельного князя великому князю за вознаграждение. Затем она стала связываться с владением вассалами их вотчинами. Считалось, что удельные князья получают земли от великого князя за службу. И в начале XV в. по новому порядку удельные князья были обязаны подчиняться великому князю в силу его положения.

Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные  единицы. Уезды делились на станы, станы - на волости. Но, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись земли. Существовали также разряды - военные округа, губы - судебные округа.

Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия. Реальная княжеская власть с течением времени усиливается и изменяется. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV - XV вв. великие князья оставляли ее своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Но, говорить о самодержавии в полном смысле этого слова, т.е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI вв., не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.

Боярская дума являлась важным органом государства. Она выросла из совета при князе. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась большей юридической и организационной оформленностью. Она была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В Думу входили так называемые думные чины - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. В компетенцию Думы входило формирование законодательства, управление и судебная деятельность. Решение этих вопросов осуществлялось не на правовой основе, а по почину верховной власти.

Боярская  дума начала стремиться к приобретению всей полноты власти. Из нее выделился орган, состоявший из приближенных к царю советников («Избранная рада», «Ближняя дума» в середине XVI в.). Особую группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Ее аристократическая часть - окольничьи и дети боярские. С XVII в. в Думе появились думные дворяне и думные дьяки. Ее численность увеличивалась по мере превращения Думы в служебный орган и совет по делам управления. [1, с. 95]

Как верховный  орган управления Дума смыкалась  с приказами. Через приказы и  приказный аппарат верховная  власть вводила в Думу новых людей, обходя принцип местничества.

Великий князь юридически не обязан был считаться  с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо  любое его решение не проводилось в жизнь без одобрения боярства. Через Думу боярство осуществляло политику, угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу. Феодальные съезды имели тот же характер, что и во времена Древней Руси, но по мере укрепления централизованного государства постепенно отмирали.

Продолжая оставаться раннефеодальной  монархией, Московское государство  унаследовало от предыдущего периода  и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности подготовили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.

Преобразование старой системы  начинается с ее усложнения. Она  подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так называемые пути, обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей говорят их названия: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и иных ценностей с выделенных мест. Они выступали  как административные и судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.

Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных  органов возрастали их компетенция  и функции. Из органов, обслуживавших  личные нужды князя, они превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или  иных обязанностей в государственном  управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и  превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов  потребовало создания большого и  разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой  службы выделилась великокняжеская  казна, ставшая самостоятельным  ведомством. Была создана большая  дворцовая канцелярия с архивом  и иными подразделениями.

Все это подготавливало переход  к новой, приказной системе управления. Как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, дворцовые органы, ведавшие княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Церковь в политической системе России тоже сыграла немаловажную роль. Она представляла собой большую силу, поддерживающую государство и соперничающую с ним. Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным земельным имуществом, выступая в качестве феодала. Вместо десятины она получила иные источники доходов: поступления от определенных статей княжеских доходов - городских, торговых, таможенных, судебных пошлин.

Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и  добиваться приоритета перед ним. Однако великим князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных имуществ церковь признала верховенство светской власти.

В организационном отношении церковь  представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская церковь самовольно стала  самостоятельной по отношению к  вселенскому патриарху, сидевшему  в Византии [1, с. 98]. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. С XV в. митрополиты стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

 

3. Система центрального и местного управления

Что касается местных органов управления, во главе административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти лица содержались за счет местного населения - получали «корм», т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали судебные, иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за военную и иную службу. [1, с. 95-96]

Кормленщики были обязаны управлять  уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат  управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь военные отряды для  обеспечения внутренней и внешней  функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах уездов или волостей, их назначение было краткосрочным - на год - два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях классовой борьбы обеспечить подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого страдали мелкие вотчинники и помещики. Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр, и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию  на территорию боярских вотчин. Княжата  и бояре сохраняли в своих  вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но и администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Говоря об органах городского управления, следует отметить, что городское управление в Московском государстве несколько изменилось по сравнению с прежними временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяя на них свою власть. Это делалось по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало удержание бывшего удела в своих руках и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами, не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своими уездом или волостью, управляли и городами, находящимися на их территории.

Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов как крепостей. В середине XV в. создается должность городчика - военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. В XV в. городчики использовались и для дел земельных. Должность городчика замещалась местными землевладельцами - дворянами и детьми боярскими. Городчики позднее стали играть серьезную роль. За ними закреплялись широкие полномочия в земельной, финансовой и других отраслях управления, в пределах не только города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми приказчиками. Ведая рядом вопросов военно-хозяйственного порядка, они подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь - надежных проводников политики централизации.

Что касается центрального управления, то на вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничивается лишь каноном, т.е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепилось в середине XVI в., слово «самодержец» введено в официальный оборот в начале XVII в. [9, с. 90] Усиление власти царя проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления - приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти была Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"