Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:20, контрольная работа
С момента прихода к власти президента М.С. Горбачева правительством СССР были правильно выбраны направления экономических преобразований (децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям, усиление мотивации работников к труду), однако кризисные явления социально-экономического характера, которые накапливались в течение десятилетий, а также нерешительные меры по изменению структуры производства, внедрению новых методов хозяйствования крайне отрицательно сказались на развитии потребительского рынка.
Вопрос 1. Сибирь посткоммунистическая. Итоги развития Сибири в 80-90-е годы…………………………….........…………...……………….4;
Вопрос 2. Военный коммунизм в Сибири. Национализация промышленности………………………………………………………...15;
3. Список литературы……………………………………………………….26.
Контрольная работа
Вариант № 3
По предмету История Сибири
Студента Жуланова Дмитрия Сергеевича
Группы 6ТЗ 85, 86, 87 К
Ф.И.О. преподавателя
Атаев Андрей Кимович
Дата сдачи работы
Входящий № __________________
Оценка работы________________
Дата проверки_________________
Подпись преподавателя__________
Содержание
3. Список литературы…………………………………
Вопрос 1
Сибирь посткоммунистическая. Итоги развития Сибири
в 80-90-е годы
С момента прихода к власти президента М.С. Горбачева правительством СССР были правильно выбраны направления экономических преобразований (децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям, усиление мотивации работников к труду), однако кризисные явления социально-экономического характера, которые накапливались в течение десятилетий, а также нерешительные меры по изменению структуры производства, внедрению новых методов хозяйствования крайне отрицательно сказались на развитии потребительского рынка. Политика опережающего развития машиностроения на основе жесткого директивного планирования выпуска продукции значительно обострила макроэкономическую несбалансированность. При этом в инвестиционную сферу были выброшены дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет эмиссии, что привело к омертвлению в незавершенном строительстве и в неэффективных производствах больших капитальных вложений и к всплеску инфляционной волны. Росту инфляции также поспособствовало увеличение расходов из государственного бюджета на социально-культурные мероприятия (строительство жилья, повышение жизненного уровня широких слоев трудящихся, ликвидация последствий Чернобыльской АЭС и землетрясения в Республике Армения).
Этап 1985-1990 гг. характеризовался успехами политики президента М.С. Горбачева на международном уровне, демократизацией общественной жизни. В то же время он показал бесперспективность централизованной административно-командной системы управления экономикой СССР и необходимость перехода к рыночным отношениям.
Проведенная за первые два года пребывания у власти М.С. Горбачева большая подготовительная работа (разработаны законодательные акты с учетом мирового опыта), смягчившаяся международная напряженность и значительная экономическая помощь ряда зарубежных государств создали благоприятные условия для осуществления радикальной экономической реформы в СССР. В качестве главной цели реформы правительство наметило расширение экономической свободы граждан и создание на этой основе эффективной рыночной хозяйственной системы, совместимой с мировой хозяйственной системой, способной открыть доступ советским людям ко всем достижениям мировой цивилизации.
Перевод экономики Сибири на рыночный путь имел некоторые особенности. Во-первых, экономический анализ показал, что все регионы СССР были заинтересованы в ускорении развития Сибири и намеревались осуществлять определенные капитальные вложения в ее производственное и социальное развитие. Во-вторых, проведение структурной политики требовало интенсифицировать деятельность обрабатывающих отраслей с использованием новых организационных форм синтеза науки и производства. В этой связи следует отметить, что правительством СССР совместно с рядом европейских стран была начата реализация крупномасштабных проектов по утилизации попутного природного газа на нефтепромыслах Западной Сибири.
На предстоящем этапе развития экономики Сибири центр тяжести предполагалось перенести с севера на юг, где планировалось создание высокоинтенсивного хозяйственного пояса. При этом усиливалось взаимодействие ее северных и южных районов, хозяйственные связи между предприятиями которых в условиях централизованной административной экономики оставались неразвитыми, что привело к значительным экономическим потерям. Освоение природных богатств региона в основном происходило с европейских строительных баз страны, и сегодня разработка Западно-Сибирского нефтегазового комплекса осуществляется по временной схеме.
В Сибири имелись благоприятные возможности для увеличения экспорта товаров приграничной торговли, в том числе за счет организации совместных предприятий и выпуска уникальных видов продукции культурно-бытового, эстетического и технического назначения. В конце 80-х гг. прошлого столетия Верховным Советом РСФСР были приняты решения о создании особых экономических зон в ряде сибирских регионов с благоприятными условиями для привлечения иностранного капитала на долгосрочный период.
Следует иметь в виду, что из-за истощения месторождений сырьевых ресурсов в некоторых районах страны снижение их добычи планировалось восполнить за счет сибирских регионов. На долю Сибири в СССР приходилось свыше 4/5 топливно-энергетических, около 2/3 водных и лесных ресурсов, значительные запасы руд цветных металлов, железа и другого сырья. Однако добыча этих ресурсов была затруднена и требовала больших капитальных вложений в объекты производственного, социального и экологического назначения. В те годы в крупных промышленных центрах Сибири ухудшилась экологическая обстановка, в связи с чем возникла необходимость резкого увеличения капитальных вложений в охрану окружающей среды. Усиление государственного контроля и повышение экономической ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды привело к тому, что часть производств были закрыты. Руководители предприятий вынуждены были в значительной мере увеличить затраты на осуществление природоохранных мероприятий, и это вызвало снижение конкурентоспособности и объемов сбыта продукции.
В конце 80-х гг. XX века отдельные экономисты СССР высказывали мнение, что благополучие Сибири базируется на вывозимом сырье и при уменьшении потребности в нем при проведении структурной перестройки снизится или исчезнет объективная необходимость в быстром развитии сибирской экономики. Однако расчеты авторитетных ученых-экономистов показывали, что сибирская экономика сильнее всего страдает от перегрузки сырьевыми отраслями и что от сокращения ресурсопотребления Сибирь выиграет больше, чем другие регионы страны. При этом появится реальная возможность для диверсификации экономики и перераспределения трудовых ресурсов в более прогрессивные, динамичные отрасли, создающие высокую добавленную стоимость, и в сферу обслуживания.
В директивных документах правительства СССР второй половины 80-х гг. прошлого века предусматривались меры по устранению сложившихся диспропорций в экономическом и социальном развитии сибирских регионов, а также по ликвидации неустойчивости режима энергообеспечения в объединенной энергосистеме Центральной Сибири, прекращению некомплексного использования попутного газа, лесных и других ресурсов, преодолению отставания в развитии строительной индустрии, производственной и социальной инфраструктуры.
Наиболее крупными экономическими
программами развития экономики
Сибири являлись освоение Западно-Сибирского
нефтегазового и Канско-
На территории Иркутской
области в 60-80-х гг. XX в. был создан
крупный производственный потенциал.
В 90-х гг. стоимость основных фондов
здесь выросла более чем в 2
раза. Фондовооруженность промышленности области была
в 1,7 раза выше, чем по СССР в целом. В Иркутской
области были созданы крупные территориально-
Планово-директивная система управления экономикой не стимулировала предприятия к внедрению достижений научно-технического прогресса, укреплению трудовой и технологической дисциплины, соблюдению строжайшего режима экономии ресурсов.
На основе использования действовавшего механизма государственного регулирования цен и налогообложения доходов работников правительство надеялось к концу 1991 г. снизить инфляцию и стабилизировать потребительский рынок. В соответствии с правительственной программой создания рыночной экономики переход к конкурентным (реальным) ценам планировалось осуществлять постепенно. За счет этого предполагалось остановить массированное субсидирование потребительских товаров и более плавно перейти к использованию рыночного механизма, основанного на конкуренции, но функционирующего под строгим контролем государства. Прежде всего под контролем правительства предусматривалось оставить цены на сырье, топливо и энергетические ресурсы. При этом необходимо было решать специфические задачи внедрения на большом количестве предприятий Сибири рыночных отношений, поскольку вследствие централизованного регулирования цен они оказались в зоне более ограниченной экономической свободы. В то же время из-за жесткой финансовой политики, проводимой с целью уменьшения дефицита государственного бюджета, централизованные капитальные вложения на производственное и социальное развитие предприятий были резко сокращены. В этой связи, чтобы избежать отрицательной тенденции снижения нормы производственных накоплений, нельзя было без тщательного экономического анализа уменьшать все капитальные вложения, особенно в отрасли инфраструктуры, прежде всего транспорт и связь, и промышленность Сибири с целью ее технического перевооружения.
Перевод экономики Сибири на рыночные рельсы осложнялся чрезвычайно высокой степенью монополизации производства продукции. Подобная ситуация сложилась вследствие многолетней неоправданной политики центральных экономических ведомств, чрезмерной концентрации и узкой предметной специализации производства. Поэтому при разукрупнении хозяйственных комплексов Сибири, разгосударствлении и приватизации необходимо было проводить специальные углубленные исследования и разработку антимонопольных мер. Однако такая работа не велась.
В правительственной программе перехода СССР к регулируемой рыночной экономике отмечалось, что принципом формирования общесоюзного рынка являются скоординированные действия всех союзных республик при решении вопросов денежно-кредитной, финансовой, таможенной политики, управления рядом отраслей, имеющих общесоюзное значение, а также при реализации межреспубликанских программ. Следует отметить, что большинство крупных хозяйственных комплексов Сибири относились к отраслям общесоюзного значения и на их продукцию устанавливались жестко фиксированные цены. Это сдерживало не только модернизацию и обновление производства, но и развитие социальной сферы (прежде всего строительство жилья).
Глубокий кризис экономики в СССР, обострившийся из-за обвального падения цен на нефть (спланированного ЦРУ США), привел к распаду СССР в 1991 г. и восстановлению суверенитета России на основе демократических преобразований и перехода к рыночной экономике. В этой связи можно сделать вывод, что попытки реформирования политической и экономической системы СССР завершились полным провалом.
Следует также отметить,
что, несмотря на многие трудности и
неудачи, реформирование политической
и социально-экономической
Развитие экономики
России в последние 15 лет происходило
в либеральных условиях, управление
осуществлялось методом «проб и
ошибок». Уход государства из реального
сектора экономики после
Проведенная в начале 1990-х гг. олигархическая приватизация и создание вертикально интегрированных холдингов привели к тому, что в экономике Сибири стал еще более интенсивно развиваться сырьевой сектор, поставляющий продукцию на экспорт.
Преобразования в СССР конца 80-х годов после долгих лет единомыслия и строгого диктата в идеологической и политической областях пробудили политическую энергию граждан СССР. Старая идеология, основанная на коммунистических идеалах, потеряла популярность в массах. В основе всех великих изменений цивилизаций всегда лежали изменения идей народов, так произошло и в годы перестройки. Не смотря на то, что позитивной идеологии в народных массах выработано не было (кроме весьма размыто и различно понимаемых демократических идей), произошло объединение граждан на основе негативного консенсуса по отношению к КПСС.
По мере того как в обществе зрело недовольство от провалов перестроечных преобразований, многие общественно-политические движения Сибири в 1989 г. перешли в оппозицию к КПСС; в программах у них исчезли упоминания о социализме. В Сибири активизировались организации антикоммунистической направленности.
Новым явлением для общественно-политической жизни Сибири стало растущее рабочее движение, впервые заявившее о себе в ходе июльской забастовки шахтеров Кузбасса. В 1990 г. произошел массовый отход общественности Сибири от социалистической ориентации, переход большинства общественно-политических организаций на антикоммунистические рельсы.
Организации КПСС в Сибири с середины 80-х годов переживали глубокий кризис. Он был вызван теми же причинами, что и подъем неформального общественно-политического движения – утратой рядовыми коммунистами и возможным партийным пополнением веры в идеалы коммунизма и распространением западных демократических идей. Партийные организации Сибири во второй половине 80-х годов ощутили все проявления кризиса на себе. В первую очередь это сокращение приема в КПСС и уменьшение удельного веса рабочих в партийном пополнении. Таким образом, КПСС фактически перестала быть партией рабочего класса.
В среднем партийные организации Сибири за 1990 г. сократились на 19,79 %. Это гораздо больше, чем в целом по стране. Особенно сильно уменьшились партийные организации Кемеровской, Тюменской областей и Красноярского края.
Распад комсомольских организаций в Сибири в силу большей подверженности молодежи массовидным явлениям опережал аналогичные процессы в КПСС. Впервые за все годы своей истории комсомол численно сократился в 1987 г. В Сибири снижением приема наблюдалось с 1988 г. В 1989 г. прием в ВЛКСМ сократился почти в два раза по сравнению с 1988 г. Организации ВЛКСМ в Сибири в 1990 г. по сравнению с 1986 г. сократились более чем на 30 %, в то время как Общесоюзная организация сократилась только на 25 %. Это говорит о большей подверженности молодежи региона антикоммунистическим идеям. Деятельность ВЛКСМ в регионе к концу 1990 года фактически затухла.