Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:20, контрольная работа
С момента прихода к власти президента М.С. Горбачева правительством СССР были правильно выбраны направления экономических преобразований (децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям, усиление мотивации работников к труду), однако кризисные явления социально-экономического характера, которые накапливались в течение десятилетий, а также нерешительные меры по изменению структуры производства, внедрению новых методов хозяйствования крайне отрицательно сказались на развитии потребительского рынка.
Вопрос 1. Сибирь посткоммунистическая. Итоги развития Сибири в 80-90-е годы…………………………….........…………...……………….4;
Вопрос 2. Военный коммунизм в Сибири. Национализация промышленности………………………………………………………...15;
3. Список литературы……………………………………………………….26.
Состоявшийся в середине марта 1921 года X съезд РКП(б) принял решение об замене разверстки продналогом. Однако по решению ЦК партии в уездах Сибири, выполнивших менее 75% разверстки, она сохранялась. Окончание продовольственной кампании проходило в исключительно напряженной политической обстановке, во многих местах чреватой восстаниями. Поступления хлебофуража за 3 весенних месяца составили всего 2,2 млн. пудов хлебофуража. В итоге в продовольственную кампанию 1920/21 г. было заготовлено 67,4 млн. пудов.
Население Сибири по-разному относилось к военно-коммунистическим мероприятиям. Недовольство многих бывших партизан вызвал роспуск созданных ими советов и их замена назначенными ревкомами. В ответ часть партизан во главе с анархистом Г.Ф. Роговым в мае 1920 года выступила против насаждаемых коммунистами порядков. Неявка без уважительной причин 21,7 тыс. призывников показала, что количество недовольных советской властью в Сибири росло. Переход к принудительному изъятию продовольствия и объявление разверстки 1920/21 г. вызвали волну крестьянских восстаний в Новониколаевском и Томском уездах, в Степном Алтае, в Бухтарминском крае, в Енисейской и Иркутской губерниях, которые, однако, были довольно быстро и легко подавлены.
Все это породило у большинства партийно-советского руководства Сибири убеждение в правильности политики Военного коммунизма. В результате конец 1920г. – начало 1921г. ознаменовались ее дальнейшим наращиванием. Так, в начале декабря 1920 года намечалось мобилизовать 174 тыс. человек, направив их на лесозаготовки. В конце декабря 1920 года СРК постановил осуществить мобилизацию всех рабочих и служащих, имевших специальность, но не занятых в советских учреждениях и на предприятиях. Во 2-й половине января 1921 года началось формирование Сибирской трудовой армии.
В состоянии эйфории часть партийно-советского руководства Сибири восприняла постановления VIII Всероссийского съезда советов «О мерах укрепления и развития крестьянского и сельского хозяйства» как дальнейшее углубление политики Военного коммунизма и предоставление ему права ввести 2 новые разверстки: на крест, семенное зерно и на размеры засеваемой площади. Практические шаги по реализации этих намерений в начале 1921 года спровоцировали Сорокинский мятеж на Алтае, затем — Западно-Сибирский мятеж.
В конце 1920г. – начале 1921г. недовольство политикой Военного коммунизма, породившего вопиющую бесхозяйственность и массовые злоупотребления, охватило в Сибири широкие слои сельского населения. Его отражением стали многочисленные предложения трудовых крестьян и даже отдельных советских работников о замене разверстки продналогом и разрешении свободной торговли. Но эти ходатайства не были адекватно оценены руководством области, чему помешали две основные причины. К концу 1920 года в Сибири сложилась партийно-советская бюрократия в несколько десятков тысяч человек, которую устраивали регулярно получаемые продовольственные пайки и иные бесплатные блага, не хотевшая никаких изменений. Другой опорой политики Военного коммунизма стали несколько сотен тысяч деревенских люмпен-пролетариев, живших за счет внутриволостного перераспределения продовольственных излишков. Именно они после отмены разверстки породили летом 1921 года самую мощную волну красного бандитизма, угрожавшего сорвать переход к новой экономической политике.
Система военного коммунизма вызвала массовое недовольство рабочих, крестьян и представителей интеллигенции. Не прекращались стачки и крестьянские волнения. Недовольные арестовывались ЧК и расстреливались. Политика военного коммунизма позволила большевикам победить в Гражданской войне, но способствовала окончательному разорению страны.
Победа над белыми лишала смысла состояние единого военного лагеря, но отказа от военного коммунизма в 1920 не последовало — эта политика рассматривалась как прямой путь к коммунизму как таковому. В то же время на территории России и Украины все шире разгоралась крестьянская война, в которую были вовлечены сотни тысяч человек (Антоновское восстание, Западно-Сибирское восстание, сотни более мелких выступлений). Усиливались рабочие волнения. Широкие социальные слои выдвигали требования свободы торговли, прекращения продразверстки, ликвидации большевистской диктатуры. Кульминацией этой фазы революции стали рабочие волнения в Петрограде и Кронштадтское восстание. В условиях широких народных выступлений против большевистской власти Х съезд РКП(б) принял решение об отмене продовольственной разверстки и замену ее более легким продналогом, выплатив который, крестьяне могли продать оставшуюся часть продовольствия. Эти решения означали прекращение «военного коммунизма» и положили начало серии мер, известных как новая экономическая политика (НЭП).
Национализация промышленности
Национализация – передача частной или муниципальной промышленности, торговых, кредитных предприятий и учреждений в собственность государства. Проводилась в Советской России в годы Гражданской войны. На востоке страны этот процесс имел специфику, связанную с временным падением советской власти летом 1918 года и ее восстановлением в 1919-1922 г.
14 декабря 1917 года ВЦИК принял Декрет о национализации частных акционерных банков и банкирских контор. 23 января 1918 года последовал декрет о национализации торгового флота. Реализация этих постановлений на востоке России пришлась на январь - март 1918 года. В этот же период под контроль местных советов перешли частные речные пароходства. Декрет СНК от 28 июня 1918 года о национализации крупных промышленных предприятий за Уралом не был реализован в связи с падением советской власти. В действительности национализация протекала на фоне гораздо более широкого, подчас стихийного процесса ликвидации частной формы собственности на средства производства, движимое и недвижимое имущество. Нередко национализации предшествовало установление рабочего контроля над предприятиями и учреждениями, когда собственник переставал допускаться к распоряжению основными фондами, принятию кадровых и коммерческих решений. Рабочий контроль устанавливался по решению как трудовых коллективов, так и местных советов. Это провоцировало нежелание собственников финансировать свое предприятие. Возникала необходимость установить источник дотаций, что приводило к ходатайствам о принятии на государственный баланс. В 1-й пол. 1918 года национализация происходила преимущественно децентрализованно. Региональные советские органы или советы народного хозяйства разрешали местным советам производить национализацию мелких предприятий промышленности и торговли. На многих крупных промышленных предприятиях рабочие устранили администрацию, но еще только ставили вопрос о национализации. Опережающими темпами осуществлялась национализация горнозаводских предприятий Урала (85 %) и водного транспорта. В городах широко развернулась передача в собственность советских органов частных строений. Широко практиковались частичные изъятия в пользу советов или передача в распоряжение других, уже национализированных, предприятий отдельных предметов имущества (здания, средства производства, бытовые предметы, запасы сырья или готовой продукции). Эти действия нередко назывались реквизицией, конфискацией, социализацией, муниципализацией и даже не были известны в полной мере советскому правительству.
Историография часто называет национализацией устранение дореволюционной администрации государственных предприятий и учреждений и установление советского контроля над ними. Так, говорится о национализации отделений Государственного банка, казенных железных дорог и т. д., что необоснованно с юридической точки зрения. В связи с невозможностью установить юридические границы национализации историография либо воздерживается от точной статистики предприятий и учреждений, подвергшихся национализации в 1-е месяцы существования советской власти на востоке России, либо приводит приблизительные данные.
После свержения советской власти антибольшевистские правительства объявили о денационализации. Для этих целей были созданы комиссии. Вскоре выяснилось, что с формально-юридической точки зрения очень немногие предприятия и учреждения подверглись настоящей национализации. Имущество основной массы собственников частично или полностью экспроприировали по решению советских органов различного уровня, а иногда и организаций, не имевших на то никаких полномочий. Поэтому сам процесс антибольшевистские юристы квалифицировали как денационализацию и возвращение незаконно изъятого имущества. В большинстве своем мелкие и средние предприятия, объекты недвижимости и движимого имущества вернулись к прежним владельцам летом и осенью 1918 года. Многие предприятия горной и добывающей отраслей промышленности остались во временном управлении государственной администрации, чему есть две основные причины. Иногда их владельцы отсутствовали и не могли вступить во владение; в других случаях новая власть обусловила восстановление прав собственности возмещением значительных государственных расходов, произведенных за время государственного владения. В отношении угледобывающих предприятий Черемховского угольного бассейна и имущества Товарищества Байкальского пароходства и торговли российское правительство выплатило компенсацию и окончательно оформило процесс национализации.
С восстановлением советской
власти возобновилась и
Список литературы