Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 09:20, контрольная работа
С момента прихода к власти президента М.С. Горбачева правительством СССР были правильно выбраны направления экономических преобразований (децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям, усиление мотивации работников к труду), однако кризисные явления социально-экономического характера, которые накапливались в течение десятилетий, а также нерешительные меры по изменению структуры производства, внедрению новых методов хозяйствования крайне отрицательно сказались на развитии потребительского рынка.
Вопрос 1. Сибирь посткоммунистическая. Итоги развития Сибири в 80-90-е годы…………………………….........…………...……………….4;
Вопрос 2. Военный коммунизм в Сибири. Национализация промышленности………………………………………………………...15;
3. Список литературы……………………………………………………….26.
Избирательные кампании, проходившие в годы перестройки, также способствовали изменению идеологии масс. Выборы народных депутатов СССР 1989 г. вызвали всплеск политической активности населения. Впервые в СССР избирательный процесс проходил на альтернативной основе, в обстановке острой борьбы между кандидатами. Возросшая активность избирателей Сибири была отмечена в ЦК КПСС. Сибирь вместе с Уралом и Дальним Востоком вошла в наиболее активную зону по выдвижению кандидатов в народные депутаты СССР. В этой зоне в среднем было выдвинуто 6,9 кандидатов на округ.
На выборах народных депутатов РСФСР и местных Советов 1990 г. также проявилась возросшая активность избирателей. Больше всего в Сибири было выдвинуто кандидатов в народные депутаты РСФСР.
После избрания Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР в центре страны развернулась борьба за власть между союзными структурами во главе с М.С. Горбачевым и российскими во главе с Б.Н. Ельциным. С целью укрепления своих позиций и М.С. Горбачев, и Б.Н. Ельцин вынесли на общенародные референдумы каждый по одному вопросу: поддерживаете ли вы сохранение обновленного СССР и как вы относитесь к введению поста Президента в РСФСР. Около 75 % от числа принявших участие в голосовании в Сибири высказались за обновленный Союз (по РСФСР – 71,34 %).
После победы на выборах Б.Н. Ельцина
усилилось наступление
Приход к власти ГКЧП был последней попыткой союзного руководства сохранить существующую общественно-политическую систему, власть КПСС и предотвратить распад Советского Союза. Реакция на приход к власти ГКЧП в Сибири была неоднозначной.
Таким образом, в числе важнейших особенностей общественно-политической жизни в Сибири в 1985-1991 гг. можно выделить:
1. Темпы сокращения удельного веса рабочих в числе членов КПСС в Сибири были более высокими, чем в среднем по РСФСР, это объясняется более быстрыми темпами распространения демократических идей именно в рабочих районах региона, широким рабочим движением в Кузбассе, поддержанном в других краях и областях Сибири.
2. При проведении в СССР первых
свободных выборов с
3.По степени быстроты
4. Рабочее движение Кузбасса изначально имело политический характер. Совет рабочих комитетов Кузбасса, выйдя за пределы обыкновенного союза рабочих по профессиональному признаку, стал самостоятельной политической организацией, с которой стали считаться на высшем государственном уровне.
5. Выход из КПСС
в Сибири в 1990 г. приобрел
массовый характер. По Сибири
численное сокращение КПСС из-
6. Сибирь не стала
основным регионом поддержки
Б.Н. Ельцина на первых
Основными направлениями развития в Сибири общественно-политических процессов в 1985-1991 гг. были:
1. Неизбежность нарастания
противоречий между партийными
организациями КПСС Сибири и
неформальными общественно-
2. По мере проведения
избирательной реформы,
3.Преобразования в
СССР конца 80-х годов после
долгих лет единомыслия и
Вопрос 2
Военный коммунизм в Сибири. Национализация промышленности.
Военный коммунизм в Сибири
Военный коммунизм – название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 – 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация кру
Эта политика была реакцией на объективные условия, в которых
находилась Россия после взятия большевиками
государственной власти, и в то же время
являлась воплощением программ, положений
РКП(б) и идейных взглядов ее лидеров. Политика
Военного коммунизма была направлена
как на решение конкретных задач, продиктованных
реалиями революции и Гражданской войны,
так и на достижение целей социалистического
строительства.
Проведение
политики Военного коммунизма в Сибири
началось с учреждения высшими и центральными
органами советской власти своих представительств
и назначения уполномоченных, наделенных
чрезвычайными правами и призванных возглавить
различные отрасли управления. По рекомендации
ЦК РКП(б) 27 августа 1919 ВЦИК и СНК учредили
Сибревком (СРК), которому делегировали
полномочия в сфере гражданского управления.
Аналогичным образом в сентябре 1919 – январе
1920 поступили наркоматы и приравненные
к ним инстанции, направив в Сибирь своих
сотрудников, облеченных соответствующими
правами. 27 октября 1919 в Челябинске СРК
с участием местного партийного актива
создал Сибирское областное бюро (Сибоблбюро)
РКП(б). Дальнейшее усиление административно-политического
аппарата в Сибири произошло в конце весны
1920. Постановлением апрельского пленума
ЦК РКП(б) Сибоблбюро было реорганизовано
в территориальный отдел ЦК. Тогда же в
соответствии с решением апрельского
пленума СРК был преобразован в областной
орган гражданского и военного управления,
которому подчинялись все существовавшие
на территории Сибири гражданские и военные
власти, за исключением местных органов
ВЧК.
В подчинение
учрежденного в структуре СРК военного
отдела (Штаба помощника Главнокомандующего
всеми вооруженными силами республики
по Сибири) передавались полевые войска
и войска вспомогательного назначения,
общая численность которых летом 1920 достигла
400 тыс. чел. В итоге в Сибири был создан
самый мощный в РСФСР областной административно-политический
и военный аппарат, действовавший в интересах
Центра.
Первоочередная задача,
которую поставила Москва перед своими
представительствами в Сибири, заключалась
в том, чтобы превратить область в надежный
оплот Советской России. С этой целью на
территории Сибири было введено военное
положение, которое просуществовало до
4 декабря 1920 года. К весне 1921 на военном
положении оставалось около половины
всей территории Сибири.
По распоряжению СРК все советы, организованные партизанами и повстанцами Сибири в ходе свержения колчаковской власти, были распущены. Вместо них создавались назначенные по приказам сверху революционные комитеты, председателями и членами которых стали коммунисты и сочувствующие им беспартийные. В годы Гражданской войны Сибирь оказалась единственной областью, в которой ревкомы были учреждены на всех уровнях властной вертикали.
Важнейшим элементом советского государственного аппарата в условиях Военного коммунизма являлись его репрессивные органы: ВЧК, милиция, судеб, система. Специфика Сибири заключалась в том, что здесь наряду с районными чрезвычайными комиссиями были учреждены Полномочное представительство ВЧК и в ряде городов – уездные чека, которые в Европейской России в 1-й половине 1919 года подверглись ликвидации. В судебной системе доминирующая роль принадлежала не народным судам, а различного рода революционным трибуналам. Благодаря этому в Сибири возник административно-политический и репрессивный аппарат, способный осуществлять политику тотального контроля над обществом и подавления сопротивления с его стороны.
Военно-коммунистическая политика требовала предельной мобилизации всех людских и материальных ресурсов в распоряжение Центра. Для решения этих задач в Европейской России использовались такие средства, как национализация промышленных предприятий и транспорта, всеобщая трудовая повинность, военная и трудовая мобилизации, запрет свободной торговли промышленными товарами и продуктами питания, разверстка на сельскохозяйственную продукцию и заготовку дров. Советская власть в Сибири в основном пошла по такому же пути. Здесь также были национализированы железнодорожный и водный транспорт, все крупные предприятия горнодобывающей, деревообрабатывающей, кожевенной, металлургической, топливной и химической промышленности. К осени 1920 года такая же участь постигла около 21 % предприятий мелкой промышленности. По удельному весу это было почти в 2 раза меньше, чем по РСФСР в целом.
В то же время из-за нехватки в Сибири специалистов и рабочих здесь более широкое распространение получили всевозможные трудовые мобилизации. Только по распоряжениям СРК в 1920 была произведена мобилизация 16 категорий населения. Более значительными по масштабам были военные мобилизации, осуществлявшиеся для укомплектования дислоцировавшихся и формировавшихся здесь частей и соединений. В июне и октябре 1920 года в Сибири прошли мобилизации военнообязанные 1899–1901 г. р. Из 198,5 тыс. чел., состоявших на учете, явились 184,1 тыс., 148,4 тыс. из которых было принято в войска. В составе 27-й, 30-й и 51-й дивизий призванные сибиряки хорошо проявили себя на Южном и Западном фронтах, где сражались против врангелевцев и поляков.
Важнейшими элементами системы Военного
коммунизма в Советской России являлись
запрещение свободной торговли и осуществление
государственных заготовок сельскохозяйственных
продуктов с помощью разверстки. Сибирь
располагала огромными запасами продовольствия,
в котором остро нуждалось население Европейской
России и Красная армия.
Но использовать здесь для его заготовки
апробированные в центральной части РСФСР
средства не позволяла объективная обстановка,
прежде всего отсутствие крепкого продовольственного
аппарата. Поэтому сначала СРК разрешил
крестьянам на освобожденной от колчаковцев
территории свободно торговать продуктами
собственного производства. Одновременно
их призывали добровольно сдавать излишки
сельскохозяйственных продуктов по «твердым»
ценам советским продовольственным комитетам
и их контрагентам. В течение нескольких
месяцев такая политика себя оправдывала.
До февраля 1920 года она позволила советской
власти получить около 3,5 млн. пудов хлебофуража.
По мере уменьшения крестьянами
добровольных поставок продовольствия
и усиления продовольственного аппарата
политика советской власти изменялась.
В феврале-марте 1920 года в большинстве
губерний Сибири была введена предварительная
разверстка на хлебофураж. Она предусматривала
изъятие в государственный фонд от 56 до
75% излишков урожая 1919 года. С ее объявлением
свободная торговля не запрещалась, заготовки
осуществлялись без применения принуждения,
главным средством выполнения разверстки
оставалось разъяснительная работа среди
крестьян. В результате в феврале-апреле
1920 года удалось заготовить около 11,5 млн.
пудов хлебофуража. Но в мае поступления
резко упали, что обусловило переход к
новому этапу продовольственной политики.
В конце мая – начале июня 1920 года свободная
торговля нормированными продуктами была
запрещена, установлены жесткие сроки
сдачи разверстки, а для ее выполнения
разрешено применять принудительные меры,
в т. ч. вооруженную силу. К концу текущей
продовольственной кампании, завершившейся
31 июля 1919 года, удалось заготовить 31,3
млн. пудов хлебофуража из назначенных
65,7 млн. пудов.
20 июля 1920 года СНК принял Декрет «Об изъятии хлебных излишков в Сибири», который лег в основу продовольственной кампания 1920/21 г. Благодаря этому документу Сибирь стала единственной областью РСФСР, на которую возлагалась задача сдать государству абсолютно все излишки хлебофуража (110 млн. пудов). Поскольку сибирские продовольственные органы могли компенсировать промтоварами не больше 4 % стоимости сельскохозяйственных продуктов, для их изъятия оставалось 2 средства: убеждение и принуждение. Несмотря на широко развернутую агитацию за добровольную сдачу излишков, новая продовольственная кампания прошла под знаком неуклонного наращивания в качестве метода заготовок принудительных мер. При этом продовольственные работники часто нарушали революционную законность, допускали злоупотребления по отношению к крестьянам. К марту 1921 года удалось собрать 60,8 млн. пудов хлебофуража.