Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Первой ласточкой», обозначившей в Петре будущего великого полководца и правителя стали усилия по преодолению итогов первого Азовского похода, который закончился неудачей для российского войска. Наперекор всему Петр не только ни «сложил руки», но принялся готовиться к новому походу на крепость Азов с удвоенной энергией. Следовало исправить недостатки первой осады Азова: блокировать крепость с воды, увеличить эффективность артиллерии и инженерной подготовки штурма, поднять боеспособность пехоты.

Содержание работы

1.Какую роль сыграло «Великое посольство» в формировании стратегии и тактики государственной власти в начале реформаторской деятельности Петра I?
2.Попытайтесь на основании различных исторических источников и публикаций определить комплекс мер, предпринятых Петром I:
а) для создания боеспособных вооруженных сил и обеспечения победы России в Северной войне;
б) для привлечения всех сословий российского общества к обслуживанию потребностей государства в условиях войны;
в) создания российской национальной промышленности;
г) интенсификации сельского хозяйства;
д) значительного увеличения финансовых возможностей государства;
е) вовлечения дворянства в рыночные отношения;
ж) оптимизации системы государственного управления с учетом потребностей страны в условиях войны и зарубежного опыта;
з) культурной адаптации российского общества к взаимодействию России с Европой, использованию зарубежных технических знаний для развития России.
3.Можно ли квалифицировать действия Петра I в экономической и финансовой сфере как политику меркантилизма?
4.Попытайтесь выявить то, что Петру I удалось в России реализовать впервые в экономической, политической, социальной и культурной сферах и сделайте вывод о том, как изменилась страна за время реформ?
5.Можно ли согласиться с утверждением о том, что Петр I сделал первый шаг к эмансипации женщин?
6.Насколько деятельность Петра способствовала складыванию всероссийского рынка? Каковы ее результаты?
7.Какой была цена реформ для России и для основной массы населения?
8.Проанализируйте отношение западников и славянофилов к реформаторской деятельности Петра. Попытайтесь аргументировать Ваше собственное мнение.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия  дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет  оказались быстро исчерпанными. К  тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов  и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в  которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять

отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов  и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный  штат «прибыльщиков», в обязанность  которых входило придумывание новых  налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и  сапог, с квасных напитков, с варки  пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож  и т. д.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное  распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством  долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел  городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование  взыскивалось обратно.

На созданный в 1711 г. Правительствующий  Сенат были возложены задачи высшего  распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем  же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Е)  1719—1725 гг. помещичьи винокурни поставляли в казну менее одной пятой доли вина. По мере ослабления служебных забот дворян и вовлечения их хозяйств в рыночные отношения увеличивалась способность вотчин удовлетворять спрос на вино. В начале 50-х гг. правительство убедилось в возможности дворянских винокурен вместе с казенными с избытком обеспечить вином питейные дворы. В результате в 1754 г. последовал указ, запрещавший купцам заниматься винокурением: им предложено было в 6-месячный срок сломать свои винокурни либо продать их дворянам. Винокурение, таким образом, объявлялось дворянской монополией, и помещики избавились от конкурентов в лице купцов.

В 40—50-х гг. было положено начало дворянскому предпринимательству  и в других отраслях промышленности, где дворяне могли использовать собственное сырье на полотняных и суконных мануфактурах.

Запрещение покупать крестьян к купеческим мануфактурам. Петр Великий  в 1721 г. предоставил право промышленникам покупать крепостных крестьян к мануфактурам, чем нарушил монопольное право  дворян на владение крепостными. Право  покупки крестьян к мануфактурам было одной из важнейших привилегий промышленников из купцов, и они  широко воспользовались этим правом, ибо оно обеспечивало их предприятия  дешевым трудом. К 1780 г. за мануфактуристами числилось свыше 76 тысяч душ купленных  крестьян мужского пола.

Ж) У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления  Петра прослеживалась тенденция  снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся  в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались  коллегиально, на общем собрании и  подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать  решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал  часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его  членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом  появилась должность фискалов. Обязанность  обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном  надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и  злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство  мог принимать решения, но для  их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов[1] с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой.
  • Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
  • Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.
  • Камер-коллегия — сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
  • Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
  • Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
  • Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, чтороссийский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
  • Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.Коллегия возглавлялась царским офицером.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегиясостояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Центральное место в системе  управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются  историками.

 

З) В конце XVII века развитие России сдерживалось отсутствием у нее выхода к морю. Мечтой молодого русского царя Петра I было «прорубить» для России «окно в Европу», открыв для страны выход к морю. На юге выход к Черному морю был отрезан Османской империей. Поэтому царь Петр обратил внимание на северные земли у Балтийского моря, находившиеся в то время во владении Швеции.

Чтобы осуществить свою мечту, в августе 1700 года Петр объявил Швеции войну. Потерпев поражение в своих  первых военных походах, он не сдался. В ноябре 1702 года он заставил шведов отступить от Ладожского озера (самого большого озера в Европе, которое  находится всего лишь в 60 километрах от Балтийского моря и соединяется  с ним Невой). Шведы вели оборону  из крепости, находившейся на крошечном  островке в Ладожском озере у  истока Невы. Петру I удалось захватить  эту крепость, после чего он переименовал ее в Шлиссельбург.

Следующим оплотом шведов стала крепость Ниеншанц на Неве. В  мае 1703 года под натиском войск Петра  гарнизон шведской крепости сдался. В  результате этой победы вся дельта реки перешла под контроль России. Чтобы защитить устье Невы, на расположенном  неподалеку Заячьем острове царь Петр сразу начал строительство  новой крепости. 16 мая (по старому  стилю) 1703 года, 300 лет назад, Петр Великий  заложил основание крепости, получившей название Петропавловская. Эту дату принято считать датой основания  города, названного Санкт-Петербургом  в честь святого, носившего то же имя, что и царь,— апостола Петра.

  1. Понятие «меркантилизм» происходит от лат. «mercari», те есть торговать. С научной точки зрения меркантилизм – это первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами [Большая советская энциклопедия].

 

    В России меркантилизм зародился немного позже,  чем в Европе и имел свои особенности. В Европе он стал формироваться в середине  шестнадцатого века, а  в России  появился только лишь в середине семнадцатого  –  восемнадцатого веков. На такое опоздание существенно повлияло длительное существование натурального хозяйства. Натуральное, же, хозяйство  было очень долго по той причине, что в России  немалое время  длилось крепостное право. А также в России довольно сильно сказывалась дворянская ограниченность практического меркантилизма. Это сильно тормозило развитие страны и не позволяло торговле развиваться  быстро, как это происходило в Европе.

Еще на такое отставание влиял такой  факт: в странах Западной Европы, в связи с Великими географическими  открытиями, важную роль в переходе к капитализму сыграла внешняя  торговля.  В России  же занять такое же место в этом процессе она просто не могла. Внешняя торговля имела для развития экономики значительно меньшее значение. На такое значение внешней торговли в нашей стране сильно влияло отсутствие огромного флота, существование которого можно было использовать  в торговых целях и для сбыта продукции в зарубежные страны. Он появился  лишь  при правлении Петре I. Но, несмотря на все факторы, тормозящие развитие страны, в семнадцатом веке началось формирование всероссийского рынка. Благодаря рынку, многие купцы добились увеличения своего капитала. Это подтолкнуло к появлению первых мануфактурных производств, увеличению ассортимента товаров, который можно было бы продавать в различные европейские страны. Такая идея показалась выгодной и правительству и дворянам. Дворяне посчитали, что, возможно, древесный уголь будет одним из таких товаров, поэтому стали выжигать свои леса.  

 Основные экономические  преобразования в России начали  осуществляться в первой четверти  восемнадцатого века, и  были связаны с деятельностью Петра I, который воплощал экономическую политику меркантилизма. Для экономической политики в тот период были характерны принципы позднего меркантилизма. Признавалась важность развития промышленности, рассчитанной на вытеснение с русского рынка иностранных товаров, поощрение экспорта русских промышленных изделий, достижение благоприятного торгового баланса. При этом предполагалось неограниченное вмешательство государства в жизнь подданных, строгое регулирование хозяйственной деятельности, всестороннюю принудительную опеку. Внешнеторговая политика строилась на основе системы регламентации, опеки и контроля в области торговли.         

 Основные сферы внешнеторгового  оборота контролировались казной. С целью привлечения денег  и удержания их в стране, а  также поддержки крупной промышленности  вводились таможенные пошлины.   Указом от 1712 года предлагалось расширить продукцию Суконного двора в Москве для того, чтобы можно было создавать свои мундиры, а «не покупать мундира заморского». В 1724 году был издан первый в России таможенный тариф. Пошлины за ввоз товара иностранцами в Россию удерживались в иностранной валюте и принимались в казну по пониженному курсу. Петр I приказал в Академии наук  ввести изучение и преподавание экономических наук.  Реформы сыграли   большую роль в историческом развитии страны.  Бюджет казны постепенно начал увеличиваться, вследствие чего стала составляться его роспись. Вводились все новые и новые налоги. Использовались казенные монополии на торговлю вином, солью, табаком и другими товарами. Уже в этом сказывались меркантилистские тенденции по той причине, что меркантилисты были сторонниками высоких налогов и вмешательства государства в экономику.     

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"