Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Воин лугаля (аккад. шаррум – великий правитель) Хаммурапи по имени Балму-намхе, поступив на военную службу в качестве редума (тяжеловооруженного пехотинца), получил в округе Сиппар два бур земли (около 12,7 га) в качестве илку, двух быков и десять овец. Балму-намхе купил у женщины из территориальной общины (аккад. алум) Ларса по имени Куннутум и ее сына Илли-идиннам финиковый сад и целину при 15 свидетелях, составив об этом соответствующий договор.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по зарубежной истории.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Уральская государственная  Юридическая академия

Регионально – заочное  отделение

Кафедра истории государства  и права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету

 

«История государства  и права зарубежных стран»

(1 вариант)

 

 

Выполнил:

Студент  1-го курса 

                                                                        

Группа 101

                                                                     

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург,2008 год

 

1 вариант

1. Воин лугаля (аккад. шаррум – великий правитель) Хаммурапи по имени Балму-намхе, поступив на военную службу в качестве редума (тяжеловооруженного пехотинца), получил в округе Сиппар два бур земли (около 12,7 га) в качестве илку, двух быков и десять овец. Балму-намхе купил у женщины из территориальной общины (аккад. алум) Ларса по имени Куннутум и ее сына Илли-идиннам финиковый сад и целину при 15 свидетелях, составив об этом соответствующий договор.

Своих денег на покупку  земли у Балму-намхе не хватало, и он взял у декума Нитени 10 сиклей серебра. Во время военного похода Балму-намхе попал в плен, не успев отдать долг декуму.

Имел ли воин Балму-намхе  право покупать землю? Каковы правила  заключения договоров купли-продажи  по Законам Хаммурапи? Нарушены ли правила  заключения договора купли-продажи  земли? Каков порядок заключения договора займа? Какие способы погашения долгов должниками предусмотрены Законами Хаммурапи?

 

Ситуация  а. Для покрытия долга жена Балму-намхе продала двух быков и одну ику земель, полученных от Хаммурапи. Однако этого серебра для покрытия долга и процентов по нему не хватило. Поэтому Нитени самовольно забрал половину овец Балму-намхе и хлеб из его житницы из расчета полсикля и 10 ше как процент. Несовершеннолетний сын Балме-намхе попытался воспрепятствовать этому, но был побит декумом Нитени, который выбил ему зуб.

Допущены ли какие-либо нарушения норм Законов Хаммурапи? Будет ли наказан за свои действия декум Нитени?

 

Ситуация  б. Для покрытия  долга жена Балму-намхе отдала декуму Нитени в погашение долга половину купленного поля (Балму-намхе приобрел его на средства, накопленные во время службы), а для отработки процентов по долгу отдала своего сына в качестве заложника в хозяйство Нитени. Через три года Балму-намхе бежал из плена и вернулся домой. Он потребовал от Нитени отпустить своего сына из заложников и вернуть поле, которое Балму-намхе получил в качестве илку (за службу). Нитени отказался выполнить требования воина, аргументируя это тем, что проценты по долгу еще не отработаны, а поле, данное за службу, получил другой воин, который уже несет повинность три года.

Могла ли жена Балму-намхе  отдать в погашение долга купленное  поле? Какие правила отработки  долга заложником закреплены в Законах  Хаммурапи? Может ли поле илку воина Балму-намхе быть передано другому воину? Имеет ли право воин Балму-намхе требовать назад поле, полученное им раннее в качестве илку?

 

Ситуация  в. Жена Балму-намхе отказалась погашать долг, заявив, что это долг не ее, а мужа, поэтому пусть Нитени у него и спрашивает. После этого она ушла жить с рабом мушкенума; от этой связи родились дети. Тогда Нитени потребовал от хозяина раба, чтобы тот отдал этих детей ему в рабство в качестве погашения долга.

Могла ли жена Балму-намхе  отказаться платить долг? Могла ли она уйти жить с другим мужчиной? Ложится ли на раба мушкенума или на его хозяина-мушкенума обязанность погасить долг из-за того, что женщина теперь живет в его доме? Можно ли детей, родившихся от связи с рабом, обратить в рабство? Как должно быть решено дело по Законам Хаммурапи?

 

Общая юридическая  характеристика Законов Хаммурапи.

Самым крупным и важнейшим  памятником права древней Месопотамии  являлись законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н.э. (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) – на территории современного юго-западного Ирана. На черном 2-метровом базальтовом столбе, видимо захваченном эламитами в качестве трофея, было высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян – Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты эламским царем-победителем для того, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий “Законов”, записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

 

В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. до н.э. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне – аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780 г. до н.э.) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770 г. до н.э.). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона – незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию – объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем – Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.

 

Законы Хаммурапи  были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в  заслугу, прежде всего, водворение справедливого  порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.

 

Вавилон при Хаммурапи  был политическим и религиозным  центром Древнего Востока. Хаммурапи  сумел объединить под своей властью все Двуречье. Самым значительным мероприятием его правления стало издание свода законов, судебника. В основу законов Хаммурапи легли обычное право, судебные прецеденты, прежние законы правителей Месопотамии: законы Уруинимгины, Ур-Намму-Шульги, Билаламы, Липит-Иштара. Самые древние законы – законы  Уруинимгины, появившиеся в XXIV в. до н.э., а государства в Месопотамии появились в XXVIII в. до н.э.

Характерными чертами  законов Хаммурапи как раннего  права являлись:

  1. Неполнота – Законы Хаммурапи не содержали исчерпывающего изложения всех норм, действовавших в Вавилонии. Законы Хаммурапи касались дел, которые не регулировались обычным правом, представляли интерес для власти и государства, разрешали те случаи, по поводу которых действующие нормы писанного или обычного права различных областей страны расходились между собой.
  2. Сравнительно невысокий уровень юридической техники. Юридическая техника – это искусство формулировать нормы права. В Законах Хаммурапи не было деления права на отрасли и на статьи. Но они имели свою логику изложения. Для удобства исследования современные ученые разделили текст Законов Хаммурапи на 282 статьи.
  3. Для Законов Хаммурапи характерно казуистическая форма изложения, то есть нормы права фиксировались в виде перечня случаев (казусов) из судебной практики: «Если кто-либо то-то, то подвергнется тому-то»

Например, статья 7 Законов  Хаммурапи гласит: «Если человек  купил из руки сына человека или  из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было то этот человек – вор, он должен быть убит». В приведенной статье говорится о необходимости соблюдения условий договора купли-продажи, а именно присутствие свидетелей, иначе договор являлся недействительным.

  1. Характерной чертой законов являлся формализм, вызванный потребностями гражданского оборота.

Отличительной чертой деловых  документов (договоров купли-продажи, займа, найма, хранения) в Вавилонии  являлся формализм. В начале документа обозначался объект договора (дом, поле, раб, сад и т.д.). После этого отмечались имена сторон, далее правовая деятельность сторон. Имена свидетелей и писца, а также дата завершали текст.

  1. Тесная связь с религией. На содержание Законов Хаммурапи оказала влияние религия. Например, в Законах Хаммурапи использовались такие доказательства как ордалии (божий суд), клятва, воздействующие не на разум, а на веру.

 

Правовое положение  населения по Законам Хаммурапи.

Законы Хаммурапи закрепляли сословное неравенство. Сословия различались по правовому статусу (положению). В основе сословного деления лежало разделение труда между людьми. Все население Вавилонии делилось на свободных и несвободных (рабов). Основное отличие рабов (вардум) от свободных заключалось в том, что рабы являлись исключительно объектом, а свободные субъектом права. Рабы не признавались людьми и субъектами права. Раб был полной собственностью своего господина, вещью, которой он неограниченно, по своему желанию владел, пользовался и распоряжался. Рабы, будучи людьми, юридически считались движимым имуществом, наряду со скотиной, табуреткой: их продавали, передавали по наследству, обменивали на другое имущество, дарили, закладывали и клеймили как скот (ст. 278-282). Покупатель мог перепродать раба, кому хотел. По отношению к хозяину у рабов были только одни обязанности, но никаких прав. Раб находился в полной власти своего хозяина и целиком зависел от его каприза. Раб как вещь не мог иметь собственного имущества, совершать сделки, приобретать и отчуждать имущество, защищать интересы в суде, вступать в брак.

Законы Хаммурапи ограждали  жизнь и здоровье рабов от чужого произвола, но это не было их личным правом, а было защитой имущественных  интересов их собственника. Любой  ущерб, причиненный рабу, рассматривался как ущерб, причиненный их господину, и возмещение выплачивалось ему, а не рабу. Убийство чужого раба влекло за собой лишь уплату его цены хозяину, то есть третье лицо возвращает хозяину причиненный материальный ущерб.

 

Все свободные жители, в свою очередь, делились на две категории: авилум и мушкенум. Авилум (в переводе «человек») – это полноправные свободные члены общины, которые  обладали личными правами, то есть закон защищал их жизнь, здоровье, честь. Авилумы также обладали имущественными правами, то есть они обладали частной собственностью на землю, на правах членства в какой-либо общине (городской или сельской). Сословие авилум делилось на высшую дворцовую знать (это советники, министры монарха), на хромовую знать (это жрецы), на общинную знать (это наиболее богатые и влиятельные лица в городских и сельских общинах, занимающиеся умственным трудом) и рядовых общинников (это ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, занимающиеся физическим трудом). Право собственности на землю, которая являлась основным источником существования в аграрном обществе, принадлежало полноправному свободному человеку из-за принадлежности его к общине.

Мушкенум (в переводе «падающий ниц») – это неполноправные свободные люди, не являющиеся членами  общины, которые обладали личными правами, то есть закон защищал их жизнь, здоровье, честь, но в меньшей степени, чем жизнь, здоровье и честь полноправных. Мушкенумы обладали также определенными имущественными правами, то есть они имели право частной собственности на движимые вещи, дом, но без права собственности на землю в общине. Они получали за службу или работу от государства в условное владение землю, которой не могли распоряжаться и могли быть произвольно ее лишены. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. Покупка земли в общине превращала мушкенума в авилума. Сословие мушкенума делилось на рабочий и административный персонал государственных и частных хозяйств. Рабочий персонал был занят физическим трудом, это были крестьяне-земледельцы, ремесленники, слуги. Административный персонал был занят управленческим трудом, это были управляющие, писцы.

Жизнь, честь, личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивали  ниже, чем авилум. Мушкенум нес более  жестокое наказание за одно и тоже преступление.

 

Земельное право  на Древнем Востоке.

В деспотической монархии различались два сектора экономики: государственный сектор и общинно-частный  сектор. Государственный сектор составляли дворцовые и храмовые земли, предназначенные для обслуживания государственных нужд, то есть для оплаты царя и должностных лиц, для религиозного культа, для обеспечения обороны страны, для создания резервов на случай неурожаев. Дворцовая и храмовая земельная собственность (на ее долю приходилось до 30-40 % пахотной земли в государстве) могла передаваться во владение или аренду различным категориям свободного и зависимого населения. Из государственных земель шли пожалования за государственную службу воинам.

Община (как сельская, так и городская) представляла собой организацию всего полноправного населения, которая состояла из больших и индивидуальных патриархальных семей. Индивидуальные семьи состояли из отца, матери и детей. Общины обязаны были платить государству натуральные налоги, нести трудовую и иногда военную обязанность. В коллективной собственности общины находились угодья (луга, пустоши, выгоны для скота) и оросительная система (каналы, плотины, дамбы). Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились в собственности отдельных семей. Свободный общинник – крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком.

Он мог без согласия общины и правителя свой земельный  участок менять (ст.41), дарить (ст. 150), закладывать (ст. 49, 50), продавать (ст. 39), сдавать в аренду (ст. 42), передавать по наследству (ст. 39) – одним словом может делать все, что ему заблагорассудится.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"