Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:12, контрольная работа
Воин лугаля (аккад. шаррум – великий правитель) Хаммурапи по имени Балму-намхе, поступив на военную службу в качестве редума (тяжеловооруженного пехотинца), получил в округе Сиппар два бур земли (около 12,7 га) в качестве илку, двух быков и десять овец. Балму-намхе купил у женщины из территориальной общины (аккад. алум) Ларса по имени Куннутум и ее сына Илли-идиннам финиковый сад и целину при 15 свидетелях, составив об этом соответствующий договор.
Но продажа земли общинника была равносильна отказу продавца от гражданских прав в общине, превращению его в бездомного изгоя, и на такую сделку решались в случае крайне бедственного положения. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли как несправедливость. В связи с этим передача земли общинника за пределы общины или круга членов семьи была, как правило, невозможной.
Имущественное право илку.
В Законах Хаммурапи подробно определялся правовой режим имущества воинов, которое именовалось «илку» (статьи 26-39). Имущество воинов «илку» - это земельные наделы (обычно 12 га), дом, сад, рабочий скот, которые жаловались царем воинам за службу в условное временное владение. Колесницы, копья и вооружение, по-видимому, выдавал из своих складов царь. Служба воина считалась «вечной». Законы ограждали воинов от притеснений и злоупотреблений со стороны командиров (ст. 33-34).
Условность владения проявлялась в том, что если военнослужащий, получивший воинский надел, посылал вместо себя на службу другого человека, он наказывался смертной казнью, а его имущество передавалось нанятому им человеку (ст. 26).
Имущество воинов «илку» являлось собственностью государства, временным условным владением. Воины имели право владения и пользования этим имуществом, но не имели право распоряжения. Воинские земельные участки полностью исключались из гражданского оборота, не могли быть переданы в собственность третьим лицам, всякие сделки с ними являлись незаконными. Их нельзя было ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни употребить на выкуп воина из плена, ни обратить на уплату своих долгов.
Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (ст. 27). Если воин попадал в плен, а его сын мог продолжать военную службу вместо отца, то земельный участок мог быть закреплен за сыном (ст. 28). Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, его матери в качестве своеобразной пенсии выделялась одна треть из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия (ст. 29). Тем самым закон предоставлял средства к воспитанию будущего воина.
Таким образом, законы преследовали цель предотвращения расхищения царской земли, размельчения воинских наделов и разорения воинов.
Воин по мере возможности мог применять рабский труд, приобретать или арендовать общинную землю. 39 статья Законов Хаммурапи гласит: «Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг». То есть воин Балму-намхе имел право покупать землю у Куннутум и у ее сына Илли-идиннам.
Договор купли-продажи, которому исторически предшествовал договор мены, был самым распространенным договором. Его предметом могли быть как движимые вещи (раб, скот, зерно), так и недвижимые (поля, сады, дома).
Для действительности договора купли-продажи по Законам Хаммурапи было необходимо соблюдение трех условий:
Договор купли-продажи в течение одного месяца после заключения мог быть расторгнуть при наличии существенных недостатков вещи, то есть таких, которые нельзя обнаружить даже при внимательном осмотре. Например, в случае продажи раба, страдающего эпилепсией (ст. 278).
Правила заключения договора
купли-продажи недвижимого
На ряду с договором купли-продажи широкое распространение имел договор займа. Он обычно совершался в письменной форме при свидетелях (от 2 до 10), но мог заключаться и устно при свидетелях. При погашении долга документ (глиняная табличка) разбивался, что являлось формальным условием исполнения договора, ибо нахождение глиняной таблички в руках кредитора служило доказательством существования долга.
Нормы Законов Хаммурапи по договору займа были таковыми:
1) кредитор мог получить удовлетворение из имущества должника в размере долга;
2) если должник вообще
не в состоянии платить,
Государство защищало экономически слабую сторону в договоре – должника от самоуправства кредитора. Несостоятельный должник вынужден был отдавать для отработки долга членов своей семьи – дочь, сына или жену, но срок отработки был ограничен тремя годами. После этого срока должник освобождался, а долг считался уплаченным. В случае смерти заложника, отрабатывающего долг, смертной казни подвергался сын кредитора.
Таким образом, Законы Хаммурапи, регулируя долговое право, смягчали нарастание социальной розни, ставя ее в законные рамки, ограничивая эксплуататорские инстинкты социальных верхов. С государственной точки зрения продажа земли, закабаление и обезземеливание бедной части населения представлялись нежелательными явлениями с финансовой и военной точки зрения. Лишенный гражданских прав раб-должник или безземельный бродяга переставали быть для царя налогоплательщиками и не могли служить в ополчении, где требовалось приобрести вооружение за свой счет.
Ситуация а. О том, что нарушены ли какие-либо нормы Законов Хаммурапи, даже сомнений не может быть. Безусловно, да, они нарушены.
Во-первых, имущество воинов «илку» являлось собственностью государства, их временным условным владением. Воинские земельные участки (в том числе и движимые вещи) полностью исключались из гражданского оборота. Их нельзя было ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни обратить на уплату своих долгов (ст. 35-37). Поэтому жена Балму-намхе не имела права продавать двух быков и одну ику земель, которых получил редум в условное временное владение за службу. Она нарушила первое условие договора купли-продажи. Следовательно, этот договор являлся недействительным.
Во-вторых, декум Нитени, самовольно забрав половину овец и хлеб из житницы Балму-намхе, нарушил условие договора займа, а точнее 113 статью: «Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг». Также декум Нитени нарушает статью 34: «Если декум или лубуттум возьмет пожитки редума, причинит вред редуму, отдаст редума в наем, предаст редума на суде боле сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубуттума должно убить».
В данном случае жена Балму-намхе должна была бы отдать своего сына (или самой пойти) для отработки долга мужа сроком не более 3 лет (ст. 117).
Вдобавок, за то, что декум Нитени выбил зуб несовершеннолетнему сыну Балму-намхе, статья 200 Законов Хаммурапи предусматривает следующее наказание: «ему (Нитени) должно выбить зуб».
Ситуация б. Если должник к сроку не мог уплатить долг, то по Законам Хаммурапи кредитор мог получить удовлетворение из имущества должника в размере долга. Согласно статье 39 Законов Хаммурапи редум может «отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг» приобретенную общинную землю. Следовательно, жена Балму-намхе для погашения долга мужа могла отдать купленное поле.
А если же должник вообще не в состоянии платить, взыскание обращалось на личность должника, то есть он должен был стать заложником у кредитора или отдать последнему рабов, жену, детей. Должник здесь обязывался уплатить долг трудом. То есть для отработки процентов по долгу мужа жена Балму-намхе обязана была отдавать своего сына в качестве заложника в хозяйство Нитени. Сын Балму-намхе обязывался уплатить долг за проценты своим трудом. При этом работа заложника оценивалась в ту же плату, что и труд раба. Как уже было сказано выше, срок отработки был ограничен тремя годами (ст. 117). После этого срока заложник освобождался, а долг считался уплаченным.
Поле «илку» воина Балму-намхе может быть передано другому воину, потому что, во-первых, сын редума Балму-намхе был малолетним и не мог продолжить службу отца. Однако жене Балму-намхе в качестве своеобразной пенсии выделялось 1/3 из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия (ст. 29).
Статья 27 гарантирует воину после возвращения из плена получить назад свой надел. Поэтому Балму-намхе имеет право требовать назад поле, полученное им ранее в качестве илку.
Ситуация в. Согласно статье 152 Законов Хаммурапи Балму-намхе мог отдать свою жену в залог за долги, возникшие во время брака, так как эти долги были взяты в интересах всей семьи. Из этой статьи следует, что жена несет ответственность за долги мужа (за добрачные долги мужа она могла не отвечать, если это было определено условиями брачного договора – ст. 151). Поэтому жена Балму-намхе не могла отказаться платить долг мужа.
В случае, если муж попадал в плен и у его жены не было средств к существованию, то жена имела право уйти жить с другим мужчиной (ст. 134). Поэтому жена Балму-намхе могла уйти жить с другим мужчиной. Причем, если Балму-намхе возвратится из плена, то она обязана будет оставить второго мужа и вернуться к первому. (Если же средств к существованию у нее были, то жена не вправе выходить замуж в случае пленения мужа: она обязана ждать его освобождения. Если же она уйдет жить к другому мужчине, то это приравнивалось к прелюбодеянию и ее по Законам Хаммурапи предписывалось бросить в реку).
Обязанность погасить долг Балму-намхе Нитени не ложится на раба мушкенума, с которым жена воина теперь живет, также эта обязанность не ложится на хозяина-мушкенума. Во-первых, потому что между рабом и свободной женщиной не был заключен брачный договор (ст.128), следовательно, жена Балму-намхе не переходит под власть мужа-раба. Значит, все долги мужа свободной женщины остаются за нею и не ложатся бременем на раба и на его хозяина.
Согласно статье 175 Законов Хаммурапи дети от сожительства свободной женщины и раба мушкенума рождались свободными, и они не могут быть обращены в рабство ни при каких условиях. Господин этого раба, сожительствующего со свободной женщиной, не должен предъявлять к детям, свободного человека требования об обращении их детей в рабство.
2. Сравните организацию власти по Конституции Второй империи в Германии 1871 г. и конституционным актам Франции 1875 г. и поправкам к ним 1884 г.
Характеристика Конституции Франции 1875 года.
Конституция Франции 1875 года была принята Учредительным собранием в условиях борьбы монархистов и республиканцев.
Дело в том, что политическая обстановка во Франции после падения Парижской Коммуны в 1871 году характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное положение.
Политическая реакция
взяла в свои руки решение конституционных
вопросов. Законом 31 августа 1871 года вопреки
протестам республиканцев Национальное
собрание, где большинство принадлежало
монархистам и откровенным
Фактически в это
время Франция представляла собой
«республику без республиканцев
Осуществляя в первые годы государственное руководство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в политическом сознании французского общества. даже убежденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления разорванных при предшествующих режимах связей государства с гражданским обществом, для усиления влияния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.