Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:12, контрольная работа
Воин лугаля (аккад. шаррум – великий правитель) Хаммурапи по имени Балму-намхе, поступив на военную службу в качестве редума (тяжеловооруженного пехотинца), получил в округе Сиппар два бур земли (около 12,7 га) в качестве илку, двух быков и десять овец. Балму-намхе купил у женщины из территориальной общины (аккад. алум) Ларса по имени Куннутум и ее сына Илли-идиннам финиковый сад и целину при 15 свидетелях, составив об этом соответствующий договор.
Именно в таких условиях
в 1875 году Учредительное собрание приняло
Конституцию Третьей республики
Конституция Франции 1875 года полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 года об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 года об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная Конституцией организация государственной власти основывалась на принципах парламентаризма и либерализма.
Согласно статье 1 Закона об организации государственной власти законодательная власть в стране принадлежит так называемому двухпалатному парламенту, состоящего из Палаты депутатов и Сената.
Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов, которые избирались Национальным собранием, и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.
Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на 1/3. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Конституционная поправка 1884года ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.
Президент государства согласно Конституции избирался по абсолютному большинству голосов Национального собрания. Он избирался на 7 лет и мог быть переизбран. Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. За свои действия президент не нес политической ответственности. Он был ответственен только в случае государственной измены.
Конституция 1875 года предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально – за их личные действия». Таким образом, закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, пользующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.
Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Выборы проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура.
Созданный в соответствии с Конституцией 1875 года государственный строй Франции претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил, в которой последние постепенно, шаг за шагом, укрепляли свои позиции.
Основные изменения
в государственном строе
Развитие государственной системы Третьей республики проявилось прежде всего в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х годов президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и так далее). Формально президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента.
Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Внешне парламентаризм и депутатские свободы достигли тогда своего апогея. Однако постепенно, по мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы, внутренний регламент Палаты депутатов предусматривал все большие ограничения свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и так далее. Создавалась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.
Немаловажную роль в
системе органов Третьей респуб
После первой мировой войны в межвоенный период к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом оно опиралось на сложившуюся еще в XIX веке доктрину «регламентарной власти». Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив.
Формально правительственные декреты должны были лишь дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. На деле правительство неоднократно принимало акты, имевшие силу закона, и отменяло прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял правым кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме «декретов-законов» (например в 1918, 1921, 1934, 1938-1939 годах).
Вместе с тем Третья
республика до Второй мировой войны
не случайно именуется «режимом Собраний»
или «абсолютным
Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 года.
После капитуляции в 1940
году большая часть Франции
Характеристика Конституции Германии 1871 года.
Конституция Германии 1871 года установила федеративно-административное устройство государства, передав федеральному собранию (Союзному совету – бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и прочего. При этом Конституцией предписывалось, что «имперские законы имеют преимущество перед законами земельными» (гл. II, ст. 2).
В статье третей главы «Союзный совет» Конституции 1871 года включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название «союза неравных». Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.
Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право «разработки и публикации» имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и прочее.
Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов (§ 3, ст. 7, раздел III), если он выступал «за сохранение существующих предписаний и установлений», касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл.VI, ст. 70), а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. Он имел право назначать взносы имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70).
Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно предоставлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.
От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.
Рейхстаг, нижняя палата,
создаваемая на основе «всеобщих
выборов с тайной подачей голосов»,
находился под контролем
Всеобщее избирательное право было при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, «нижних чинов войска и флота, находящихся на службе» и прочие.
Члены рейхстага не получали за свою работу «никакого жалования или вознаграждения» (гл. V, ст. 32).
В Конституции 1871 года Германской империи нет ни деклараций, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена «военному делу империи», в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу – с 20 до 28 лет) к составу армии (ст. 59), требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой германской армии, «подчиненной императору, безусловно следующей его приказу» (ст. 64), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо «угрожает общественной безопасности» (ст. 68) и прочее.
После того, как мы отдельно
изучили особенности
Сравнительная характеристика организации власти по Конституции Второй империи в Германии 1871 г. и конституционным актам Франции 1875 г. и поправкам к ним 1884 г.
Признаки для сравнения: |
Конституция Франции 1875 г. и поправки к ней 1884 г. |
Конституция Германии 1871 г. |
1) глава государства |
Президент: мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней), руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования, за свои действия не нес политической ответственности (был ответственен только в случае государственной измены), при нем аккредитовывались иностранные дипломаты, назначал председателя Совета министров. |
Император (прусский король): назначал должностных лиц империи (прежде всего канцлера), имел право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и прочее. Власть императора ограничивалась лишь правом канцлера на контрасигнатуру. |
2) законодательная власть |
Осуществлялась президентом и двухпалатным парламентом:
|
Осуществлялась императором и федеральным собранием:
|
3) исполнительная власть |
Осуществлялась президентом, Советом министров (при отсутствии президента). |
Осуществлялась императором. |