Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:44, контрольная работа
1 “Русская Правда” П. Пестеля и (конституция Н. Муравьева).
2. Политическое развитие. Складывание идеи политической реформы.
3. Национальный вопрос. Начало межнациональных конфликтов.
4. Внешняя политика. Новое политическое мышление.
Вариант 10-1
1 “Русская Правда” П. Пестеля и (конституция Н. Муравьева)
“Русская Правда, или Заповедное государственная
грамота великого народа российского,
служащая заветом для усовершенствования
России и содержащая верный наказ для
народа, так и для временного верховного
правления” Павла Ивановича Пестеля –
программный документ Южного общества
декабристов.
“Конституция Никиты Михайловича Муравьева”
проект программного документа Северного
общества декабристов.
1.1 На основании анализа
документов выделить как общее, так и различия
в представлениях авторов о путях развития
России
Общее в конституции “Русской правды”
Пестеля и “Конституции Муравьева” заключается
в идеях гражданской свободы и народного
представительства, уничтожения личного
рабства и введение законного управления,
ликвидация сословных перегородок и установление
формального равенства всех граждан.
Не смотря на сходство “Конституции Муравьева”
и “Русской Правды” Пестеля можно выделить
ряд различий:
1. В вопросах
о форме правления. Пестель исходил
из принципа верховенства не власти над
народом, а народа над властью, право народа
избирать свои органы власти, и обязанность
выражать волю народа. Пестель торжественно
выражал “Народ российский не есть принадлежность,
какого либо лица и семейства. Напротив
того, правительство есть принадлежность,
и оно учреждено для блага народного, а
не народ для блага правительства”.[1] В
конституции Муравьева обговаривается
противоположное: “Нельзя допустить основанием
Правительства произвол одного человека;
невозможно согласиться, чтобы все права
находились на одной стороне, а все обязанности
на другой”.[2]
2. В административном
устройстве. В Русской Правде Пестеля
провозглашается всеобщее равенство перед
законом: все граждане имеют одинаковые
права и несут одинаковые обязанности,
и что всякое постановление, нарушающее
это равенство перед законом, есть нестерпимое
зловластие, которое должно быть непременно
уничтожено. В статьях Конституции Муравьева
нашло свое выражение одно из основных
положений естественного права – право
народа самому устанавливать законы и
определять тот образ правления, какой
ему наиболее подходит и какой защищает
его права и свободы.
3. В решении
аграрного вопроса. Аграрный проект
Пестеля предусматривал освобождение
крестьян с наделением их землей. Они получали
землю из общественного земельного фонда,
образованного за счет конфискаций половины
помещичьих владений. Проект Муравьева
предусматривал оставление земли в собственности
помещиков, крестьянам же предоставлялись
незначительные приусадебные участки.
4. В избирательной
системе. В конституционном проекте
Пестеля отсутствовал избирательный ценз.
Чтобы избирать, и быть избранным, надо
было быть лишь совершеннолетним гражданином
российской республики. И грамотный и
не грамотный имели одинаковое право голосования.
В Конституции Муравьева, чтобы выбирать
чиновников, или их избирателей, либо быть
избранным, нужно иметь гражданство. Пассивное
гражданство должно удовлетворять следующие
условия “не менее 21 года возраста, известное
и постоянное место пребывания, здравие
ума, личное и по имению независимость,
исправность платежа общественных повинностей,
непорочность перед Законом”.[3] Для получения
активного гражданства, т.е. занятие государственных
должностей по выбору или по назначению
в проекте устанавливался очень высокий
имущественный ценз, причем, чем выше должность,
тем более высокий ценз ей соответствовал.
2
1. Экономические преобразования. Курс на «ускорение»
В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. ромыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А. ихонов, которого затем сменил Н.И. ыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.
Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в плане 12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Он получил название «курса на ускорение социально-экономического развития».
Четыре фактора, по мнению советского руководства, диктовали необходимость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ - стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях); наконец, задача прекращения падения темпов развития, сползания экономики к кризису и создания образцовой экономической политики.
Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение темпов экономического роста. В 1986-1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития.
Под понятие «ускорение»
подводилась и «активная
Среди них выделялись две - продовольственная и жилищная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполитической задачей, ее решение связывалось с 1990 г. Решение жилищной («каждой семье благоустроенную отдельную квартиру») отодвигалось на конец века.
С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тяжелой промышленности. Машиностроению была отведена роль «ключевого звена» реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производительным комплексам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение - таков был первый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. орбачев призвал мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм «молодого поколения» надеялись направить на приведение в действие «скрытых резервов» роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добиться ускорения.
Были определены следующие
резервы. Полностью загрузить
Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.
Эпоха «перестройки» 1987-1991 гг.
В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на «обновление» идеологии.
Идея экономической реформы начала складываться еще 1970-х гг., когда в научно-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли рыночных, товарно-денежных отношений в социалистической экономике.
Тенденция к ограничению роли государственного регулирования и усиления рыночных факторов с конца 1970-х - начала 1980-х гг. стала ведущей и в капиталистическом мире («рейганомика» в США, «тетчеризм» в Великобритании, подвергавшиеся острой критике в советской печати).
В конце 970-х - начале 1980-х гг. был проведен так называемый экономический эксперимент», в ходе которого ряд отраслей (прежде всего, бытового обслуживания и примыкающих ней) переводились на хозрасчет. При Ю.В.Андропове экономисты-«товарники» стали более настойчиво проводить идею расширения рыночных отношений в экономике страны, однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с брежневцем» К.У. Черненко эксперимент был свернут, идеи рыночного социализма» перестали поддерживаться правительством. Однако уже во второй половине 1980-х гг. тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР.
Идея перевода жесткого централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.
Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяйственными единицами, составив основу рыночного сектора экономики.
Обособление производителя наряду со специализацией (разделением труда) является важнейшим условием товарного производства.
Предприятия переводились на
самоокупаемость и хозрасчет, не
централизованно, а самостоятельно
могли выбирать себе партнеров, закупать
сырье и реализовывать
Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство, таким образом, частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.
Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности министерств и ведомств, а также их аппарата, переход на «партнерские» отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.
В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).
В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор. На мартовском (1989, г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть начатую в 1986-1987 гг. борьбу с личным подсобным хозяйством, которая велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хозяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).
Признание целесообразности,
а затем необходимости
Курс на создание «регулируемой рыночной экономики»
В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование
экономической системы приняло
широкие масштабы, включая перестройку
отношении собственности во всех
отраслях народного хозяйства (кроме
оборонной и тяжелой
Поскольку государство, отказавшись от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло в данных условиях свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель «регулируемого рынка». Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» (июнь 1990 г.).
Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. Это была программа «арендизации экономики», главным разработчиком которой был академик Л. Абалкин. Она окончательно сменила программу «ускорения экономического роста», к создателям которой относили академика А. Аганбегяна. Согласно новой программе до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий.
В том же году активные критики избранного курса (академик С. Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе - это «жареный лед», разработали свою программу. Она получила название «500 дней», в ее создании большую роль сыграл Г.Явлинский. Это была программа поэтапной «приватизации экономики». Поскольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, альтернативная программа была отклонена.
Новая цель экономической
реформы потребовала новых