Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

1 “Русская Правда” П. Пестеля и (конституция Н. Муравьева).
2. Политическое развитие. Складывание идеи политической реформы.
3. Национальный вопрос. Начало межнациональных конфликтов.
4. Внешняя политика. Новое политическое мышление.

Файлы: 1 файл

история 10.1.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального  дохода превысило 10%. Реальные доходы населения  стали падать. В стране начался  острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность  масс от результатов своего труда  возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами  протеста. По стране прокатилась волна  забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое оружие, шахтеры («горячее лето» 1989 г.). Они заявили  на своем съезде, что не считают  КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей.

В декабре 1990 г., констатируя  обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И.Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С.Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2-10 раз (апрель 1991 г.). «Павловское» повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным.

В 1988 г. союзное руководство  во главе с М.С.Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключило свое главное внимание на политические преобразования.

 

2. Политическое развитие. Складывание идеи политической  реформы

политический реформа  межнациональный конфликт

Крупным событием в политической жизни страны стал пересмотр программы  КПСС 1961 г. Жизнь и партийно-государственная  практика за несколько десятилетий  показали ее недееспособность.

Замалчивание этого факта  стало одним из ярких показателей  застоя общественно-политической жизни  предыдущих лет. 3 конце 1985 - начале 1986 г. было развернуто широкое обсуждение «Новой редакции» программы, которая  затем была принята XXVII съездом КПСС. Главная особенность документа - изъятие положения о строительстве коммунизма в СССР. Коммунистическая цель превратилась в документе в удаленную «коммунистическую перспективу». Выдвигалась задача «совершенствования социализма».

С принятием «Новой редакции»  Программы КПСС официально началось практическое свертывание коммунистической идеологии в партии и обществе. Ее вытеснили «идеи перестройки», о которых активно заговорили после январского (1987 г.) пленума  ЦК КПСС. На пленуме, посвященном кадровой политике, М.С. Горбачев предложил подбирать  кадры руководителей, исходя из их приверженности «идеям перестройки»,

Летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партконференции Генеральный секретарь  впервые обнародовал целый комплекс идей по перестройке политической системы  в СССР. М.С.Горбачев предложил создать новый высший орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий орган, изменить избирательный закон. Выборы народных депутатов предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не всенародным голосованием. Намечалось создание Комитета Конституционного надзора по соблюдению Конституции СССР. Далее М.С.Горбачев предложил соединить в одних руках посты партийных и советских руководителей сверху донизу по всей стране, одновременно учредив пост «председателя Совета» (от Верховного до районного); наконец, взять курс на гласность, отказаться от неоправданной засекреченности деятельности государственных органов. Итогом развернувшегося курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Существенно была смягчена цензура в средствах массовой информации, число которых резко возросло. Стали появляться периодические издания различной идейной направленности. Начала публиковаться ранее запрещенная или засекреченная литература и документация. Появились произведения искусства, далеко выходившие за рамки метода соцреализма. Официально было заявлено о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.

Начало разрушения советской  системы

Намеченные XIX Всесоюзной партийной  конференцией меры были в большинстве  своем реализованы осенью 1988-1989 гг. Был принят новый избирательный  закон, проведены выборы народных депутатов  СССР, в мае-июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем  избран Верховный Совет СССР во главе  с М.С.Горбачевым, проведены республиканские съезды народных депутатов. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б.Н.Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Реформа на этом этапе проходила под лозунгом «Вся власть Советам!».

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы - переход к  правовому государству, государству, где правят законы, а не люди. Предполагалось, что только оно в состоянии  обеспечить переход к рынку и  демократическому обществу.

Среди первостепенных задач  реформирования политической системы  были создание президентской системы  власти в СССР и переход к многопартийности. Решение этих задач было начато III съездом народных депутатов СССР (март 1990 г.). Он избрал Президентом СССР М.С.Горбачева.

Вскоре стала оформляться  и структура президентской власти, одним из главных звеньев которой  стал Президентский Совет, преобразованный  в начале 1991 г. в Совет Федерации, а в конце года - в Госсовет. Переход к президентской системе  власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской  власти.

III съезд народных депутатов  СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции  СССР, изъяв из нее положение  о КПСС как руководящей и  направляющей силе общества и  ядре политической системы. Это  был курс на возрождение многопартийности  в обществе.

Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС, цементирующей силы, как политической системы СССР, так и самого союзного государства.

В декабре 1989 г., затем в  апреле и октябре 1990 г. заявили о  своем выходе из КПСС компартии прибалтийских  республик. Попытки руководства  КПСС во главе с М.С. Горбачевым предотвратить  этот процесс потерпели поражение. Лидер КП Литвы А. Бразаускас был признан главным раскольником. Одновременно в самих компартиях прибалтийских республик произошел раскол. Из них вышли коммунисты (главным образом, представители некоренной национальности), которые объединились в компартии «на платформе КПСС».

Одновременно начался  процесс идейного раскола КПСС. Прежняя  программа партии в ее новой редакции была отброшена. Новой не было. Это способствовало фактическому расколу КПСС на две партии: коммунистическую и социал-демократическую. В 1990 г. партийным руководством была разработана одобренная XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.) платформа строительства «демократического социализма», в центре которого должен стоять человек. Это была платформа мирного преобразования партии из коммунистической в социал-демократическую западного образца. Плану не суждено было сбыться.

Несмотря на то, что в  КПСС возникло несколько платформ (демократическая, марксистская, группа «ленинградского  съезда» и др.), ни раскол, ни преобразование КПСС оформить не удалось. В 1990 г. была создана КП РСФСР как составная  часть КПСС, объединившая партийные  организации на территории Российской Федерации. Поскольку она создавалась  по инициативе сверху, то ее руководство  долго не признавалось многими партийными организациями.

После «августовского путча» 1991 г. и последующего ареста высших должностных лиц союзного государства, включая Председателя Верховного Совета А.И. Лукьянова, приостановки (23 августа), а затем и запрета компартии  на территории России (ноябрь 1991 г.) политическая система СССР была обречена.

 

3. Национальный вопрос. Начало  межнациональных конфликтов

 

В 1986 г. XXVII съезд КПСС категорически  заявил, что национальный вопрос в СССР решен полностью. Однако в 1988 г. оппозиционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из СССР. Одновременно в Закавказье разразился конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу о принадлежности Нагорного Карабаха. Армения настаивала на включении его в состав своей республики, за это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против территориального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали покидать Армению, армяне - Азербайджан. Количество беженцев в Закавказье вскоре превысило 300 тысяч. Многие из них стали жертвами террористических актов и прямых вооруженных конфликтов. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал первым очагом будущего всесоюзного пожара. Весной - летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Национальный суверенитет был перенесен вскоре на суверенитет государственный, когда республики заявили о приоритете своего законодательства над союзным. Союзные и республиканские законы часто противоречили друг другу, создавалось законодательное двоевластие.

Объявления национальными  республиками своих суверенитетов  не были внеконституционными актами. Начиная с 1903 г. большевики в противовес монархистам и либералам, ратовавшим за унитарную, «единую и неделимую» Российскую Империю, провозглашали  в своих программных документах право наций на самоопределение  вплоть до выхода из состава единого  государства. Этот пункт был перенесен  в конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг., что и предопределило легкость распада  Союза при первых же попытках создания правового, основанного на конституционных  действиях, государства.

Центробежные силы ускорялись. Удержать власть демократическим путем  руководство СССР уже не могло. Оно  все чаще прибегало к военной  силе, которая была применена в  апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, наконец, в августе 1991 г. в  Москве.

Новоогаревский процесс  и ликвидация СССР

В этих условиях М.С.Горбачев предложил первый вариант нового союзного договора по «обновлению СССР». Обсуждение этого и других вариантов, проведенное в 1991 г., получило (по названию резиденции Горбачева) наименование «новоогаревского процесса». Он намечал предоставление республикам широких полномочий с сохранением единого государства. Дискуссии велись по приоритетам: «сильный центр – сильные республики» или «сильные республики - сильный центр».

17 марта 1991 г. в СССР (за исключением нескольких республик)  прошел референдум о судьбе  СССР, на котором абсолютное большинство  граждан высказалось за сохранение  союзного государства в обновленном  виде.

В апреле 1991 г. в «обновленный Союз» под названием «Содружество Суверенных Государств» (ССГ) согласились  вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в переговорах, но заявление о вступлении в ССГ  не подписала. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства  в конфедерацию с ликвидацией  многих полномочий центра, но с сохранением  системы президентской власти.

19-21 августа 1991 г. консервативные  силы попытались силовым путем  предотвратить эту перспективу,  сохранив реальную власть в  руках союзного центра.

18 августа 1991 г. находившийся  на отдыхе в Крыму Президент  СССР М.С. Горбачев был блокирован  на даче в Форосе. 19 августа  был учрежден Государственный  комитет по чрезвычайному положению  (ГКЧП) из 8 человек. В его состав  вошли вице-президент СССР Г.И.  Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, руководители силовых структур - министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков. М.С. Горбачева объявили временно отстраненным от управления государством по состоянию здоровья. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде областей было объявлено чрезвычайное положение, административная власть должна была перейти в них к военному руководству; деятельность оппозиционных партий и средств массовой информации запрещалась; в Москву были введены войска. В то же время ГКЧП объявил о продолжении курса на экономическую реформу.

Передовая общественность сразу  заявила о неконституционном  характере действий ГКЧП. Свободные  радиостанции уже 19 августа назвали  события в Москве путчем. Началось активное сопротивление действиям  путчистов. Решающую роль в нем сыграло  население Москвы, Ленинграда, ряда других городов. На улицы Москвы, наводненные  войсками, вышли сотни тысяч людей, протестуя против политики ГКЧП. Оппозицию  ГКЧП возглавил Президент России Б.Н. Ельцин. На сторону российского  руководства перешел ряд военных  частей. Москвичи многотысячным кольцом  окружили резиденцию Ельцина - здание Верховного Совета РСФСР, «Белый Дом». В этих условиях ГКЧП не решился  начать вооруженные действия и уже 21 августа практически был лишен власти. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. Реальная власть в Москве окончательно перешла от союзных органов к руководству РСФСР.

После провала попытки  установить в стране чрезвычайное положение  начался новый и заключительный этап распада СССР. Его не приостановило  возобновление «новоогаревского процесса», в котором теперь участвовало  семь республик. Крупнейшая после РСФСР  республика - Украина в переговорах  участвовать отказалась. Сразу после  подавления «августовского путча» три  республики Прибалтики заявили о  своем выходе из СССР. В сентябре Президент СССР подписал указы о  признании этого выхода.

8 декабря 1991 г. три «славянские  республики» - РСФСР, УССР и  БССР заявили о роспуске СССР  и создании «Содружества Независимых  Государств» (СНГ). Это событие,  произошедшее в тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как «Беловежское соглашение». Оно было достигнуто между Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, Президентом УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С. Шушкевичем. 21 декабря одиннадцать республик поддержали «Беловежское соглашение» о создании СНГ и роспуске СССР («Алма-Атинское соглашение»).

25 декабря 1991 г. Президент  СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР  решением одной палаты (Совета  Союза) официально признал роспуск  СССР и самоликвидировался.

 

4. Внешняя политика. Новое  политическое мышление

 

В середине 1980-х гг. новое  руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский  Союз из международной изоляции. Были определены следующие, традиционные для  советской внешней политики, задачи: достижение всеобщей безопасности и  разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического  содружества, в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами в целом, со странами «социалистческой ориентации», в особенности; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"