Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:45, контрольная работа
Задание 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.
Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Ообоснуйте свой выбор.
Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой выбор.
Вариант 3.
Задание 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.
Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Ообоснуйте свой выбор.
Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой выбор.
Задание 4. Выделите наиболее важные причины и последствия Смутного времени на Руси.
Задание 5. Тест:
Установите соответствие:
1. Первобытная эпоха |
1. начало космической эры |
2. Древний мир |
2. система вассалитета |
3. Средневековье |
3. начало железного века |
4. Новое время |
4. начало процесса урбанизации |
5. Новейшее время |
5. родовая община |
Большая часть истории
человечества приходится на период первобытности.
Он длилсямногосотетысячлет.
Самые древние
орудия человека датируются около 2,5 млн.
Лет назад. По материалам, из которых
люди изготавливали орудия, археологи делят историю
первобытного мира на три века: каменный,
бронзовый и железный.
В свою очередь каменный век делится
на несколько эпох: древнекаменный век, или
Меднокаменный, или энеолит
(примерно 3 – начало 2 тыс.до н.э.). Бронзовый век
— примерно 2 начало 1 тыс. До н.э., железный век -
примерно с середины 1 тыс. до н.э.
В свою очередь, палеолит
Характерной особенностью первобытного
искусства на самом раннем этапе
был синкретизм (от греч. Synkretismos — соединение)
— сочетание разнородных воззрений. Деятельность
человека, связанная с художественным
освоением мира, способствовала одновременно
и формированию самого гомо сапиенса (человека
разумного). На этой стадии возможности
всех психических процессов и переживаний
первобытного человека находились в зародыше,
в коллективном бессознательном состоянии,
в так называемом архетипе (от греч. Arche
— начало и typos — образ) — прообразе, первичной
форме. Осознание мира происходило стихийно,
за каждым понятием скрывался образ, живое
действие.
Первые дошедшие до нас
произведения первобытного изобразительного
искусства относятся к зрелой
стадииориньякской эпохи (
«Венеры», по-видимому, связанные
с культом матери-
В это же время появляются
обобщенно выразительные
Древнейшие памятники
искусства найдены в Западной Европе.
Они датируются тем же периодом позднего
палеолита, что и появление человека современного
типа. Памятники первобытной
В новом каменном веке появился
первый искусственный материал, изобретенный
человеком, - огнеупорная глина. Прежде
люди использовали для своих нужд то, что
давала природа, — камень, дерево, кость.
Тонкая и мягкая традиция
тонов, наложение одной краски на
другую создают порой впечатление
объема, ощущение фактуры щкуры зверя.
При всей своей жизненной
В первобытную эпоху зародились
все виды изобразительного искусства:
графика (рисунки и силуэты), живопись
(изображения в цвете, выполненные минеральными
красками), скульптура (фигуры, высеченные
из камня или вылепленные из глины). Появилось
декоративное искусство — резьба по .камню
и кости, рельефы.
Интересны произведения палеолитического
искусства, найденные на Мезинской стоянке
(Украина). Еще в XIX в. Вместе с каменными
и костяными орудиями, иглами с ушком,
украшениями, остатками жилищ и другими
находками были обнаружены костяные изделия
с искусно нанесенным на них геометрическим
орнаментом. Геометрическим узором покрыты
браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки,
вырезанные из бивня мамонта. Геометрический
орнамент, состоящий в основном из множества
зигзагообразных линий, — основной элемент
Мезинского
В последние годы такой
странный зигзагообразный рисунок
найден и на других палеолитических стоянках
Восточной и Средней Европы.
В одном из домов Мезинской
стоянки был обнаружен
Более поздние этапы развития
первобытной культуры относятся к мезолиту,
неолиту и ко времени распространения
первых металлических орудий. От присвоения
готовых продуктов природы первобытный
человек постепенно переходит к более
сложным формам труда, наряду с охотой
и рыболовством начинает заниматься земледелием
и скотоводством.
В эпоху неолита и бронзового
века появились изображения, передающие Более
сложные и отвлеченные понятия. Сформировались
многие виды декоративно-прикладного
искусства — керамика, обработка металла.
Появились луки, стрелы, глиняная посуда.
На территории нашей страны первые металлические изделия
Последний этап
в развитии племен бронзового века
на Северо-Западном Кавказе характеризуется
металлургией и металлообработкой. Велась
добыча медных руд, выплавлялась медь,
было налажено производство готовых изделий
из сплавов (бронзы). В конце этого периода
наравне с бронзовыми предметами начинают
появляться железные, которые знаменуют
начало нового этапа.
Развитие производительных
сил приводит к тому, что часть
пастушеских племен переходит к
кочевому скотоводству. Другие же племена,
продолжая вести оседлый образ
жизни на основе земледелия, переходят
на более высокий этап развития —
к плужному земледелию. В это время происходят и социальные
сдвиги внутри племен.
В поздний период
первобытного общества развивались
художественные ремесла: изготавливались
изделия из бронзы, золота, серебра.
К концу первобытной эпохи
появился новый вид архитектурных
сооружений - крепости. Чаще всего это сооружения
из огромных грубо отесанных камней, которые
сохранились во многих местах Западной
Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе
Европы со второй половины первого тысячелетия
до н.э. Распространились поселения и погребения.
Поселения делят
на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные
(городища). Селищами и городищами обычно
называют памятники эпохи бронзы и железа.
Под стоянками подразумеваются поселения
каменного и бронзового веков. Термин
«стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием
«поселение».
Погребения делятся
на два основных вида: погребения с надмогильными
сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы)
и погребения грунтовые, т.е. Без каких-либо
надмогильных сооружений. Наиболее сложные
сооружения -мегалитические погребения (от греч.
Megas — большой, lithos — камень), т.е. Погребения
в гробницах, сооруженных из больших камней,
— дольменов, менгиров.
В Западной Европе
и на юге России распространены дольмены (от
бретонского tol — стол и men — камень). Менгиры (от бретонского men — камень
и hir — длинный) — отдельные каменные столбы.
Есть менгиры длиной более 21 метра и весом
около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683
менгира поставлены рядами в виде длинных
каменных аллей. Иногда камни расположены
в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от
бретонского crom — круглый и lech -камень).
Кромлехи — культовые сооружения (алтарь
Солнца «Стоунхендж»).
Верования в
древнем человеческом обществе являли
собой реакцию совокупной личности
на ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные
с первобытными мифическими воззрениями,
они основывались на анимизме (от лат. Anima
— дух, душа) — наделении природных явлений
человеческими качествами.
Наиболее древней
формой религии является магия (от греч.
Mageia -волшебство), представляющая собой
ряд символических действий и ритуалов
с заклинаниями и обрядами.
Разновидностью
магии является фетишизм (
В истории религии
многих древних народов важную роль
играло поклонение животным и деревьям.
Мир в целом представлялся
дикарю одушевленным: деревья и животные
не составляли исключения из правила.
Дикарь верил, что Они обладают душами,
подобными его собственной, и соответственно
общался с ними. Когда первобытный человек
называл себя именем животного, именовал
его своим «братом» и воздерживался от
его умерщвления, такое животное называлось
тотемным (от северо-индейского «о тотеман»
— его род) — вера в кровнородственные
связи между родом и определенным растением
или животным.
Остатки этих форм
сохранились фактически во всех регионах,
а также в традициях и быту
народов мира.
Искусство первобытной эпохи
послужило основой для
В эпоху неолита и бронзовый
век подлинный расцвет пережил
орнамент, появились изображения, передающие
более сложные и отвлеченные понятия.
Сформировались многие виды декоративно-прикладного
искусства — керамика, обработка металла.
Появились луки, стрелы, глиняная посуда.
На территории нашей страны первые металлические
изделия появились около 9 тыс. лет назад.
Они были кованые — литье появилось гораздо
позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад
уже делали из меди шилья, ножи, крючки,
а около 4 тыс. лет назад — и первые художественные
отливки. Например, на рукоятках ножей
из Турбинского могильника на Каме отлиты
фигурки баранов, причем настолько искусно,
что специалисты без труда определили
породу животных.
Культура бронзового века
Одной из особенностей первобытной
культуры является ее гомогенность
(однородность). Первобытная социокультурная
система обладает своей динамикой развития,
которая сводится к воспроизведению существующей
системной структуры. Эта система при
отсутствии действия внешних факторов
не подвержена никаким существенным изменениям,
повторяя периодически ритуалы обновления,
позволяющие устранить накапливающиеся
напряжения, и регенерируя свой социальный
состав при помощи церемоний инициации.
Описания и анализ первобытной культуры
показывают, что в поведении человека
добывание пищи, размножение и самозащита
неразрывно связаны.
Жизнь собирателя и охотника была принудительной
игрой по жестоким правилам, регулируемой
этими тремя основными функциями человеческого
поведения.
Другой особенностью первобытной
культуры является ее синкретичность,
которая нашла воплощение в тотемизме.
Действительно, фундаментальная черта
этой культуры — идентификация общины
и ее членов с животным, идущим в пищу,
с тотемным животным. Такого рода идентификация
является выражением факта неспособности
первобытных людей при помощи рациональных
средств труда преодолеть иррациональное
поведение объекта труда — животных, поэтому
они старались это компенсировать иллюзорно-магическими
средствами.