Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:45, контрольная работа
Задание 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.
Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Ообоснуйте свой выбор.
Задание 3. Перечислите базовые закономерности и тенденции развития человечества в Новое время. Охарактеризуйте наиболее существенные из них. Обоснуйте свой выбор.
Сознание древневосточного
человека было ориентировано на духовные
поиски, постижение смысла жизни, который виделся в потустороннем
мире, где располагались истинные причины
и цели всего существующего. Прошлое, настоящее
и будущее существовали одновременно:
души умерших предков находятся рядом
с живыми людьми и здесь же обитают души
еще не родившихся потомков. Поэтому господствовавшее
в странах Древнего Востока религиозно-
мифологическое мировоззрение освящало
неизменность бытия и тем самым парализовывало
всякое стремление к переменам.
В силу отмеченных
выше особенностей древневосточных
обществ- прочность общины , сословной
структуры , неразвитость классовой структуры
и товарно- денежных отношений, отсутствие
частной собственности, необычайная мощь
государства, обожествление правителя-деспота
и санкционирование религиозно- мифологическим
сознанием неизменности бытия — развитие
в государствах Древнего Востока протекало
крайне медленно и носило циклический
характер.
На примере
истории Китая можно выделить
следующие стадии, составляющие один
цикл развития:
1.Укрепление
централизованной власти в борь
2. Кризис власти,
отступление перед
3. Упадок власти,
ослабление государства.
4.Социальная
катастрофа: бунт народа, нашествие
иноземцев, привлеченных
Тип исторического
развития определил особенности
массовых движений на Древнем Востоке.
Они не были направлены против системы.
Их главная причина — произвол
власти, нарушение принципов социальной
справедливости, признанных в обществе
нормой. Мечта восставших — ликвидировать
возникшее нарушение (присвоение общинной
земли богачами, гнет и непомерные поборы
чиновников и т.п.) и вернуть утраченную
норму. Эти движения не вели общество вперед.
Они лишь показатель сбоев в системе, которая
после кризиса восстанавливалась с небольшими
изменениями. На стадии социальной катастрофы
происходила смена правления , осуществлялись
некоторые изменения, ситуация стабилизировалась
, и общество выходило на новый виток. Наиболее
существенные перемены происходили на
стадии социальной катастрофы, когда государственная
организация слабела. В условиях стабильности
общество тяготело к застою, к неизменности.
На обширных
территориях Древнего Востока проживало
пестрое население, принадлежащее
к разным расам и более мелким
общностям, на которые распадаются
большие расовые группы : различные племена
и народности европеоидной, негро-австралоидной
расы (часть населения древних царств
Напата и Мероэ — современный Судан), монголоидной
расы (на Дальнем
Востоке). В свою очередь, европеоидная
раса делилась на многочисленные народности,
племена и этнические группы, принадлежащие
к различным языковым общностям. В ряде
географических регионов сложились крупные
языковые семьи, которые делились на ветви
и группы. На территории Передней Азии
жили народности и племена многочисленной
семито-хамитской языковой семьи, которая
включала семитскую ветвь, египетскую
или хамитскую и ряд других. К племенам
и народностям, говорившим на семитских
языках , относились аккадцы, амореи, ассирийцы,
евреи, арабы и некоторые другие племена.
Семитоязычные племена занимали в основном
территорию Месопотамии и
Восточного побережья Средиземного моря,
Сирийско-Месопотамской степи и
Аравийского полуострова.
Египетская или
хамитская ветвь была представлена
населением Древнего
Египта.
Племена и народности
индоевропейской языковой семьи
делились на анатолийскую и индоиранскую
ветви. На языках первой говорили хеттские
племена, лидийцы и другие более
мелкие племена Малой Азии. Языки
индоиранской ветви бытовали у мидийцев
и персов, парфян, скифов, ариев
Древней Индии.
Особняком стояла
хуррито-урартская языковая семья,
на языках которой говорили племена
урартов, а также предшественники
хеттов. Население древнейшей Индии
(до прихода ариев) относят к дравидической
языковой семье, древнекитайские племена говорили
на языках тибетско-китайской языковой
семьи. Вместе с тем известны некоторые
языки, например, шумеров (древних жителей
южной части Месопотамии), касситов, живших
в горах Загроса и др., которые не могут
быть отнесены к какой-либо языковой общности
и стоят особняком.
Обращает на
себя внимание несинхронность возникновения
государств у разных народов Древнего
Востока. В Месопотамии и Египте
они возникли раньше, в Китае —
позже. В IV–III тысячелетиях до н.э. многие
регионы
Древнего Востока (Египет, Месопотамия,
Индия) развивались изолированно, но к
середине II тысячелетия до н.э. между различными
областями Ближнего
Востока установились экономические,
политические и культурные контакты, а
в I тысячелетии сложилось известное единство
всего древневосточного мира, что тем
более дает основание рассматривать Древний
Восток как качественно своеобразный
феномен в истории человечества.
Но́вое вре́мя,
условное историческое понятие, обозначающее период истории
человечества, следующий за Средневековьем.
Хронологически Новое время охватывает
события 16—19 веков, его крайними вехами
считают открытие Колумбом Америки и Первую
мировую войну. Понятие нового времени
появилось в европейской историко-философской
мысли в эпоху Возрождения, когда итальянские
гуманисты 15 века разделили историю на
древнюю, среднюю и новую. Для гуманистов
Новым временем была их современность,
а его критерием стал расцвет в период
Ренессанса светской науки и культуры.
Понятие Нового времени утвердилось в
исторической науке и широко используется,
хотя смысл его во многом остается расплывчатым.
Марксистское учение о смене общественно-экономических
формаций связывало Новое время с капитализмом
(соответственно Новейшее время — с социалистической
формацией) и обозначало конец эпохи 1917
годом — годом Великой Октябрьской революции.
Но крушение социалистического лагеря
в конце 20 века опровергло эту схему.
Новое время
стало эпохой глубоких перемен в
социальной, экономической, политической и культурной
сферах жизни. Эта эпоха заняла более краткий
по сравнению с Древним миром или Средневековьем
период, но получила в европейской истории
исключительное значение. Великие географические
открытия, открытия Коперника и Галилея
перевернули старинные представления
о Земле, как о центре мироздания, расширили
представления человека о мире, показали
его безграничность, многообразие, сложность,
раскрыв новые горизонты.
В эпоху Возрождения
и Реформации были заложены основы
современных знаний как в сфере естественных
и точных, так и в области гуманитарной
мысли. Критерием истины стал эксперимент,
опыт, новая система доказательств. Результатом
деятельности гуманистов стала система
университетского и академического образования.
Имена Ф. Бэкона и Р. Декарта открыли философию
Нового времени.
Длительный период
развития Ренессанса, завершившийся
уже в Новое время, привел к
кардинальному перевороту всей системы
европейской культуры, мышления, понимания
человеком своего места в природе
и истории. Движение Реформации отвергло
власть папства над религиозным сознанием,
раскололо Западную Европу на католическую
и протестантскую части.
Общей тенденцией
для развития большинства европейских
стран стало становление
Понятие «Смутное время»
и его трактовка в исторической
науке. В исторической литературе события
конца XVI—начала XVII в. принято называть
Смутой. Еще современники выделяли
этот период в особый эпизод истории России. В дореволюционной
историографии за ним закрепился термин
«Смутное время», или просто «Смута», под
которым понималось «общее неповиновение,
раздор меж народами и властью». Однако
происхождение и причины этого явления
определялись по-разному.
Современники событий,
церковная историография
С. М. Соловьев считал причиной
Смуты падение народной нравственности,
явившейся результатом
К. А. Аксаков рассматривал
Смуту как случайное явление,
коснувшееся лишь людей государства, которые боролись за власть.
Н. И. Костомаров обратил
внимание на социальные причины Смуты,
обвиняя в ней все социальные
слои русского общества, но главной
причиной считал интриги папства, иезуитов
и польскую интервенцию.
В. О. Ключевский усматривал
причины Смуты, во-первых, в «вотчито-династическом
взгляде на государство», и, во-вторых,
в «тягловом строе государства». Под первой
причиной подразумевалось наличие удельных
пережитков в политическом сознании, когда
на Московское государство смотрели как
на вотчину княжеской династии, из владений
которых со времен Ивана Калиты оно выросло.
На самом деле государство было союзом
великорусского народа. Это противоречие
вело к Смуте. Вторую причину Ключевский
видел в неодинаковом раскладе государственных
повинностей. И если дворяне желали оградить
себя от беззаконий Грозного и Годунова,
обеспечить свои права и привилегии, то
недовольство низших классов вело к «общественной
розни», «к ожесточенной классовой вражде».
Само развитие событий
Смуты историк рассматривал как «последовательное вхождение
в Смуту всех слоев русского общества
«сверху вниз». «Отличительной особенностью
Смуты, — писал Ключевский, — является
то, что в ней последовательно выступают
все классы русского общества, и выступают
в том самом порядке, в каком они лежали
в тогдашнем составе русского общества,
как были размещены по своему сравнительному
значению в государстве на социальной
лестнице чинов. На вершине этой лестницы
стояло боярство, оно и начало Смуту».
Таким образом, В. О. Ключевский основное
внимание уделил социальным моментам.
По его мнению, общество находилось в состоянии
социальной неустойчивости, когда шла
борьба между всеми сословиями за баланс
обязанностей и привилегий.
В наиболее развернутом
виде концепция причин и сущности
Смуты, в основе которой лежал социальный кризис,
а не борьба внутри господствующего класса,
сформулирована С. Ф. Платоновым в «Лекциях
по русской истории»: «Начальным фактом
и ближайшей причиной Смуты послужило
прекращение царской династии». Ученый
продолжал развивать свои взгляды на Смуту
и в советское время, вплоть до его ареста
и ссылки в Самару в 1931 г. как создателя
«реакционной» школы в исторической науке
и даже главы некоего мифического «заговора».
После этого употребление
самого слова «смута» было объявлено «ненаучным» и «буржуазным», а вместо
прежнего термина, довольно точно передававшего
суть событий начала XVII в., было введено
громоздкое и даже, по определению В. Б.
Кобрина, бюрократическое наименование
«крестьянская война и иностранная военная
интервенция в России». Новое название
определяло не столько сущность явления,
сколько тс границы и направления, которых
полагалось придерживаться историкам
в их исследованиях. При этом выпадали
из рассмотрения такие проблемы, как политическая
борьба правящих классов за власть, роль
казачества в Смуте, история церкви в этот
период.
В советский период историки
также внесли вклад в изучение
Смутного времени. Работы И. И. Смирнова,
А. А. Зимина, В. И. Корецкого существенно
дополнили историографию
Итак, что же такое
Смута? События конца XVI—начала XVII в.
стали результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий:
духовно-нравственных, .экономических,
династических, сословных, национальных,
межгосударственных. Все это многообразие
по-разному проявляется в ходе тех или
иных этапов. Их нельзя в чистом виде отнести
ни к гражданской войне, ни к иностранной
интервенции, ни к антифеодальной борьбе
или войне казачества с централизаторской
политикой государства, ни к борьбе внутри
господствующего класса, хотя все эти
факторы проявляются в самых разнообразных
комбинациях. Поэтому понятие «Смутное
время» представляется нам наиболее точно
отражающим характер событий конца XVI—начала
XVII в.
Политические мотивы
Смуты.
4. Гибель Дмитрия в
1591 г. и бездетная смерть Федора
в 1598 г. означали прекращение
наследственной династии