Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:08, лекция

Описание работы

Во время реформ в обществе сложилась обстановка ожидания перемен в направлении либерализации, и сразу резко повернуть курс Александр III и его окружение не решились. В 1881 г. сменивший Лорис-Меликова, который предложил проект Конституции, новый министр внутренних дел граф Игнатьев издал «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», предоставлявшее администрации право издания обязательных постановлений, неисполнение которых каралось штрафом от 500 до3000 руб. или арестом до трех месяцев. Местные власти могли высылать «нежелательных лиц», закрывать предприятия, передавать дела не обычному, а военному суду. Они могли наложить арест на недвижимость, приостановить периодическое издание, закрыть учебное заведение. При министерстве было образовано Особое совещание, которое могло без суда и следствия выслать «нежелательное лицо» на 5 лет. Положение должно было действовать 3 года, однако впоследствии его действие продлевалось вплоть до 1917 г.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.

 

Во время реформ в обществе сложилась обстановка ожидания перемен  в направлении либерализации, и  сразу резко повернуть курс Александр III и его окружение не решились. В 1881 г. сменивший Лорис-Меликова, который предложил проект Конституции, новый министр внутренних дел граф Игнатьев издал «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», предоставлявшее администрации право издания обязательных постановлений, неисполнение которых каралось штрафом от 500 до3000 руб. или арестом до трех месяцев. Местные власти могли высылать «нежелательных лиц», закрывать предприятия, передавать дела не обычному, а военному суду. Они могли наложить арест на недвижимость, приостановить периодическое издание, закрыть учебное заведение. При министерстве было образовано Особое совещание, которое могло без суда и следствия выслать «нежелательное лицо» на 5 лет. Положение должно было действовать 3 года, однако впоследствии его действие продлевалось вплоть до 1917 г

Земские участковые начальники наделялись широкими административными  судебными полномочиями в отношении  подчиненного им населения. Они контролировали сельские и волостные органы самоуправления, могли отменять их решения. Органы волостных  судов фактически назначались или  отстранялись земскими начальниками. Произвол земских начальников особенно ярко проявился в их праве наложения  штрафов и осуществления арестов. Занимать должность земских начальников  могли только потомственные дворяне.

В городах вместо выборных мировых судей стали действовать  назначенные сверху городские судьи. Важной судебной инстанцией стал уездный  съезд, возглавляемый уездным предводителем  дворянства и состоящий из уездного члена охранного суда, городских  судей и земских начальников. Т.о., выборные лица на съезде фактически были заменены на гос. чиновников, назначаемых сверху.

По закону 1890 г. значительно  усилилась роль и представительство  дворянства в земствах. В первую курию теперь могли входить лишь потомственные и личные дворяне, крестьянское представительство было полностью взято под контроль губернатора.

В итоге контрреформы стали  шагом назад в развитии буржуазных отношений в стране, затормозили, но не остановили дальнейшее развитие государственного устройства России.

НИКОЛАЙ II

В 1895 г. Николаю II была переделана записка недавно  умершего Н.Х. Бунге, значительная часть которой была посвящена преобразованиям системы гос.власти. Он, в частности, предлагал ежегодно вводить в Госсовет двух представителей от дворян и земских учреждений, привлекать экспертов с совещательным голосом и, хотя не ставил прямо вопроса объединенного правительства, считал необходимым обсуждать законопроекты в Совете министров. Он также рекомендовал создание некоего губернского совета из представителей Министерства внутренних дел, военного, финансов, государственного контроля, земских и городских учреждений и сельских сходов, т.е. создать объединенное правительство на губернском уровне и урегулировать соотношение местного и государственного начала в развитии государства. Этот проект был отвергнут.

В 1903 г. царь опубликовал Манифест «О предначертаниях и усовершенствованию государственного порядка», который однако никаких радикальных мер не провозглашал. Говорилось лишь о неуклонном выполнении уже действовавших законов и предусматривалась реформа местной администрации. Тем не менее опубликование манифеста в какой-то степени открывало путь для реформ управления. Была создана комиссия под руководством Плеве, которой предстояло определить способы губернского делопроизводства в едином центральном органе.

Под руководством Плеве была также  создана и редакционная комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах. Работа комиссии началась с предложения  о реорганизации Крестьянского  банка, который должен был препятствовать созданию крупных хозяйств, приближающихся к фермерскому типу, для чего не допускать сосредоточение в одних  руках более 150 десятин, т.е. введения в крестьянском хозяйстве «личную  собственность».

Царь и его окружение рассматривали  Россию как свою вотчину и не были заинтересованы ни в упразднении  сословности, ни в разделении властей. Позже Николай II вынужден был пойти  на создание единого правительства  во главе с премьер-министром  для координации деятельности министерств  и на привлечение представителей населения для участия в законодательной  деятельности.

Но это не спасло положения. При  отсутствии главы правительства  каждый министр вел свою линию, подчас противоречившую линии другого  министерства. Комитет министров  реально был лишь высшим цензурным  органом.

Место в правительстве того или  иного министра в первую очередь  определялось расположением царя и  близостью ко двору. Был создан огромный бюрократический аппарат. На протяжении XIX в. чиновничий корпус увеличился в  семь раз и к началу XX в. насчитывал 385 тыс. чиновников. Среди высшей бюрократии и верхов губернской администрации  преобладали помещики-землевладельцы.

Первая русская  революция вынудила царское правительство  пойти на некоторые изменения  государственного строя. Уже в феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении  избранных от населения лиц к  участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений.

В августе 1905 г. были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы. Эта Дума получила название Булыгинской, по имени руководителя комиссии, министра внутренних дел Булыгина. Также были приняты законы Положение о выборах в Государственную Думу. По этим законам Гос.Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет, женщин, военнослужащих, находящихся на действительной службе, учащихся, «неоседлых инородцев».

Выборы проходили по 3-м куриям: уездных землевладельцев, городских  избирателей и крестьян-домохозяев. Для первых двух курий был установлен высокий имущественный ценз, третья курия формировалась по сословному принципу. Выборы были многостепенными, в частности, для крестьян - 4-степенными.

Цензовая система лишала избирательных  прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю  буржуазию, интеллигенцию. Положение  о Гос.Думе определяло ее как орган, создаваемый для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, передаваемых императору через Гос.Совет. Она имела право законодательной инициативы. Дума получила право обсуждения государственного бюджета. Положение о Думе определяло ее зависимость от императора. По указу императора Дума могла быть распущена досрочно. Его же указами устанавливалась продолжительность ежегодных занятий и сроки их перерывов в течение года. В составе Гос.Думы было образовано общее собрание, избиравшее председателя и отделы.

Однако объявление о созыве Думы положительных результатов не дало. Революционные события сорвали  созыв Думы.

Всеобщая забастовка в октябре 1905 г. заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", который  обещал населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; предоставить избирательные  права всему населению; расширить  права Думы и установить, что никакой  Закон не может быть принят без  одобрения Гос.Думы; предоставить Думе право контроля за исполнительными органами государства.

октября 1905 г. был опубликован другой манифест о преобразовании Совета Министров. На Совет Министров возлагались  обязанности высшего гос.управления. До этого Совет Министров был совещательным органом при императоре и органом координации деятельности министров. По новому указу в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета Министров.

Председатель Совета Министров  получил право контролировать деятельность министерств и начальников ведомств. Министры были обязаны согласовывать  с ним свою деятельность, сообщать ему сведения о всех происходящих в государственной жизни событиях. Председатель Совета Министров и министры назначались и отправлялись в отставку императором. Император сохранил руководство делами государственной обороны, внешней политики. Эти вопросы выносились в Совет Министров по указанию императора или по инициативе руководителей этих ведомств.

Манифест от 17 октября 1905г. содержал обещания конституции. Его содержание дополнял Манифест от 19 октября 1905 г. В  случае реализации положений этих документов в России должна была быть образована законодательная Дума с правом обсуждения бюджета и отчета о его исполнении, с правом контроля за деятельностью правительства, министерств и других исполнительных органов, и центральный правительственный орган - Совет министров.

В декабре 1905 г. был подписан и опубликован  Указ об изменении положения о  выборах в Думу. Указ сохранял принцип  выборов Думы по куриям, в основе которых лежали и сословный принцип, и цензовая система. Были сохранены  общие ограничения в избирательном  праве, установленные в 1905г.

Право участия в выборах предоставлялось  рабочим, заводской, горной отраслей промышленности, а также рабочим ж/д мастерских только в том случае, если общее число рабочих муж. пола не составляло там менее 50 чел. Многие губернии и города были вообще лишены права посылать представителей от рабочих. В курию городских избирателей были допущены средняя и мелкая буржуазия, служащие и интеллигенция.

По этому закону были избраны I и II Государственные Думы.

Государственная Дума I созыва начала работать 27 апреля 1906 года и была распущена 8 июля 1906 г. Государственная Дума II созыва открылась 2 февраля 1907 г. и была распущена 3 июня 1907 г. Социальный состав I и II Думы характеризовались большим  группами крестьян (121 чел. из 440), а также  служащих и интеллигенции.

По своему партийному составу I гос. Дума состояла из кадетов, представителей партии "Союз 17 октября", трудовиков, социал-демократов.Государственная Дума была еще более левой, чем Дума I созыва и имела большую по сравнению с первой фракцию социал-демократов, трудовиков, эсэров, кадетов.

февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября 1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательным, а не законосовещательным правом, но законопроекты Думы полежали утверждению Государственным Советом и императором. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничивало право императора бесконтрольно распоряжаться финансами.

По закону 1906 г. Дума получила право  запроса к министрам и управляющим  ведомствами, подчиненным Сенату, однако министры имели право отказа от сообщения  Думе разъяснений по некоторым вопросам государственного прядка.

Первая Дума за время своей деятельности 391 раз обращалась с запросами  к министру и Совету министров. Из них 198 запросов были переданы в МВД в связи с карательной политикой, необоснованными арестами, смертельными приговорами, полицейскими расправами. Многие запросы были переданы в комиссии и фактически не обсуждались. Т.о., контроль Думы оказался фикцией. Тем не менее на заседаниях Думы шло открытое обсуждение острых политических вопросов, что оказывало влияние на правительственную политику.

Изменив избирательный закон и  предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило, по сути, реформу Гос.Совета. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Гос.Думой.

В 1906 г. был издан царский указ «О переустройстве учреждения Гос.Совета». Теперь члены Государственного Совета не назначались, а выбирались на 9 лет с тем, чтобы каждые три года одна треть их выбывала, и избирались новые.

Выборы членов Государственного Совета производились не населением, а по специальному списку дворянскими обществами, губернскими земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами. Несколько  человек избирались Синодом от православного  духовенства. 6 человек избирались от Академии наук и университетов. В  Гос.Совете преобладало крупное дворянство. Председатель и вице-председатель Гос.Совета назначались императором. При Гос.Совете сохранялась Государственная канцелярия. Любой законопроект утверждался Гос.Советом, что существенно ограничивало права Гос.Думы.

апреля 1906 г. в новой редакции были утверждены основные законы Российской империи. Основные законы подтверждали создание Гос.Думы, реорганизацию Гос.Совета и образование специального правительственного органа в России - Совета Министров. Но эти законы принимались в условиях спада революционного движения, и царское правительство поэтому отступило от некоторых своих обещаний, данных в Манифесте 17 октября 1905 г. Из основных законов была устранена характеристика власти императора как неограниченной, но положение самодержавной власти императора по сути сохранялось.

Гос.Совет и Гос.Дума по основным законам сохраняли право законодательной инициативы. Дума имела право обсуждения и утверждения бюджета, но не имела право уменьшать или изменять его расходную часть. Почти две трети бюджета были фактически изъяты из компетенции Думы.

Царское правительство широко использовало статью 87 Основных законов, по которой  ограничивались законодательные права  Гос.Думы, представив императору право в период прекращения заседаний Думы издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. Эти указы должны были вноситься на обсуждение в Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы. Указы Думы не могли вносить изменения ни в Основные законы, ни в Положения о Думе и Гос.Совете, ни в постановления о выборах в Гос.Совет или Думу.

Первая русская революция потерпела  поражение. 3 июня 1907 г. царь распустил II Государственную Думу и издал  новый избирательный закон по выборам в нее. Это было грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права без одобрения Думы и Гос.Совета вносить изменения в основные государственные законы и постановления о выборах в Совет или в Думу.

Новое положение о выборах серьезно сокращало представительство крестьян в Думе. Опыт первой русской революции  показал, что надежды царского правительства  на консерватизм русского крестьянства, его веру в хорошего царя не оправдались. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Еще  больше было сокращено представительство  рабочих в Думе. Число выборщиков от рабочих составляло 2,3 % общего состава  выборщиков.

Информация о работе Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.