Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:08, лекция

Описание работы

Во время реформ в обществе сложилась обстановка ожидания перемен в направлении либерализации, и сразу резко повернуть курс Александр III и его окружение не решились. В 1881 г. сменивший Лорис-Меликова, который предложил проект Конституции, новый министр внутренних дел граф Игнатьев издал «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», предоставлявшее администрации право издания обязательных постановлений, неисполнение которых каралось штрафом от 500 до3000 руб. или арестом до трех месяцев. Местные власти могли высылать «нежелательных лиц», закрывать предприятия, передавать дела не обычному, а военному суду. Они могли наложить арест на недвижимость, приостановить периодическое издание, закрыть учебное заведение. При министерстве было образовано Особое совещание, которое могло без суда и следствия выслать «нежелательное лицо» на 5 лет. Положение должно было действовать 3 года, однако впоследствии его действие продлевалось вплоть до 1917 г.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

По новому избирательному закону были избраны III и IV Гос.Думы в 1907 г. и в 19012 г. Большевики принимали участие в выборах в Думу и использовали представительство в ней для революционной агитации.

Царское правительство продолжало использовать сложившуюся ранее  систему жандармско-полицейских  органов, но создавало и новые  органы - специальную фабрично-заводскую  полицию, особые подразделения полиции  в сельской местности - отряды сельской полицейской стражи. Были увеличены  штаты общей и политической полиции.

В 1902-1903 гг. во всех более-менее крупных  городах России создаются специальные  органы политического сыска - охранные отделения. В 1906 г. было принято Положение  о районных охранных отделениях в  губерниях. Общее руководство деятельностью  охранных отделений осуществлял  Особый отдел департамента полиции. Они работали совместно с жандармерией.

Главнейшей задачей охранных отделений  являлась борьба с «революционными  сообществами».

августа 1906 г. царское правительство ввело  Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало их создание в местностях, объявленных на военном  или чрезвычайном положении. Военно-полевым  судам было подсудно любое дело, имевшее хоть какой-нибудь политический характер. Политическое дело рассматривалось  в течение двух суток без предварительного расследования. Указ о полевых судах  был упразднен в 1907 г., поскольку  не был утвержден Думой. После  упразднения военно-полевых судов  продолжали действовать военно-окружные суды, которые практически не отличались от военно-полевых. Если военно-полевыми судами за 1906-1907 гг. было казнено 1102 человека, то военно-окружными за период 1907-1909 гг. было казнено 6193 человека.

Как известно, в ходе Февральской революции  на общегосударственном уровне установилось двоевластие: с одной стороны, Временное  правительство - правительство буржуазии  и помещиков, с другой - Петроградский  Совет - рабочее правительство, выражавшее интересы пролетариата и беднейшей  части городского и сельского  населения. Эти учреждения выступали  одновременно центрами притяжения и  отталкивания различных слоев населения, поскольку выражали интересы прямо  противоположных частей общества. Между  ними и развернулась борьба за власть.

Едва возникнув, они немедленно приступили к созданию необходимого фундамента власти, но Временное  правительство преуспело больше: оно сумело взять в свои руки все  властные структуры, оставшиеся от прежнего режима. Как свидетельствуют участники  событий, Гос.Дума занялась этим вопросом еще до создания правительства. Они быстро мобилизовали депутатов «слонявшихся без дела» после роспуска и направили на «комиссарские» места в столичные учреждения. Единственным критерием, который при этом принимался в расчет, была их партийность. Благодаря этому прежний административный аппарат Думы достался Временному правительству.

Одновременно  формировал свои структуры Петроградский  Совет рабочих и солдатских депутатов, но делал это по-иному: он занимался  созданием преимущественно низовой  системы управления, организацией рабочих  и солдат, обеспечением безопасности и порядка в столице и решением жизненно важных проблем, прежде всего - продовольственной. Такая разная социальная направленность и разнородность  занятий сразу же вызвали трения между этими структурами. Однако до открытого противоборства тогда  дело не дошло. Антагонизм между ними сглаживался важнейшей нерешенная проблемой - ликвидация монархии.

2 марта 1917 г. между Петросоветом и Временным правительством было подписано соглашение о совместном управлении государством.

2 Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов. Т.о., 3 органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

В итоге, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал  органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие  принципы организации советской  государственности и положено начало созданию новой системы гос.управления.

октября 1917 г. НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) учредил рабочую милицию. Она находилась в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов. Военные и гражданские власти обязаны были содействовать рабочей милиции в снабжении ее оружием и техникой.

Главное управление по делам милиции  и его старый аппарат были ликвидированы, а его служащие уволены как  в центре, так и на местах. Советы направляли в органы милиции комиссаров-комунистов, которые брали руководство в свои руки. Затем осуществлялась чистка аппарата милиции от буржуазных кадров. По существу милиция в результате глубокой чистки стало новым советским органом. Она осуществляла многогранную деятельность по охране общественного порядка, боролась с уголовной преступностью в стране, занималась защитой революции, пресечением деятельности против новой власти.

Во многих местах население, не дожидаясь  директив сверху, само приступило к  ликвидации старых судов и созданию новых. Эти новые пролетарские суды нашли разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести.

ноября 1917 г. СНК был принят декрет «О суде», который упразднял всю  прежнюю систему судопроизводства. Ликвидировались прежние суды, адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей. Новые суды действовали  на следующих принципах: 1) выборность судов; 2) участие населения в деятельности суда в качестве заседателей. Для  производства следствия создавались  следственные комиссии.

С декабря 1917 г. до весны 1918 г. для защиты революции учреждались рабочие  и крестьянские революционные трибуналы  в составе трех судей без заседателей. Смертная казнь в качестве меры наказания  в первое время отсутствовала. В  мае 1918 г. при ВЦИК был создан Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение.

Т.о., в стране были созданы  и действовали две системы  судов: система общих судов и  система революционных трибуналов.

Обновилась и российская армия. В декрете СНК «О выборном начале и об организации власти в армии» от 16 декабря 1917 г. отмечалось, что армия  подчиняется СНК. Вся полнота  власти в пределах каждой воинской части или соединения принадлежала солдатским комитетам и Советам. Вводился принцип выборности командного состава. Командиры вплоть до полкового избирались общим голосованием своих отделений, взводов, дивизионов и т.д. Командиры выше полкового и до командующего избирались военными совещаниями или съездами.

Упразднялись все чины и звания царской армии, распускались офицерские организации.

Сложная внутренняя и внешняя обстановка заставили перейти к созданию постоянной, регулярной, новой армии. 15 января 1918 г. СНК принимает декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Красная Армия создавалась на следующих принципах: 1) из числа  трудящихся классов; 2) на принципе добровольности. Для вступления в ряды Красной  Армии необходимы были рекомендации войсковых комитетов, а также  советских, партийных и профсоюзных  организаций. При вступлении требовалось  круговая порука (поручительство) или  поименное голосование.

Верховным руководящим органом  рабочей Красной Армии являлся  СНК, а непосредственное руководство  и управление было отдано Комиссариату по военным делам и созданной  при нем Всероссийской коллегии.

января 1918 г. СНК принял декрет о  создании рабоче-крестьянского Красного Флота. В армии и во флоте вводились  институты военных комиссаров.

Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. в России вводилась всеобщая воинская повинность. Были взяты на учет граждане от 18 до 40 лет, проведшие  курс обязательного военного обучения..

Самыми распространенными и  массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы. Их создание диктовалось условиями гражданской  войны. Они обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное  хозяйство, налаживали управление в  освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указании партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались. В октябре 1919 г. ВЦИК утвердил положение о революционных комитетах. Оно обобщало имевшуюся практику создания и деятельности ревкомов, вносило единообразие и стройность в их структуру, функции, делопроизводство и т.д. Исходя из этого документа, партийные и советские органы в республиках, губерниях, областях принимали свои положения о ревкомах с учетом специфики местных условий. В основном ревкомы исчерпали себя и были ликвидированы в начале 20-х гг., однако некоторые просуществовали до середины 20-х гг. Ликвидация ревкомов происходила путем передачи их функций Советам.

Другими массовыми чрезвычайными  органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК  утвердили декрет «Об организации  и снабжении деревенской бедноты», по которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные  и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности  входило оказание помощи продовольственным  органам в изъятии хлеба у  кулаков и распределение его  среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением с/х орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.).

К лету 1918 г. в европейской части  России и в Белоруссии было создано  более 120 тыс. комбедов. Они имели  право распускать или переизбирать Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим в ряде регионов возникли губернские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали  в перераспределении кулацких земель в пользу бедняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию  в Красную армию, вели культурно-просветительскую и агитационную работу.

октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное  собрание в назначенный срок - 12 ноября 1917 г. Этот срок назначило еще Временное  правительство. Выборы состоялись 12 ноября 1917 г. по спискам, составленным еще до революции, где в частности, левые  и правые эсеры шли одним списком  как эсеры. К моменту выборов  это были уже две партии с разным отношением к Советской власти. Левые  эсеры поддерживали революцию, правые - выступали против. В списке в основном были представлены правые эсеры. Эсеров было избрано 229, из них левых - 39. Большевиков было избрано 168 человек. Меньшевиков - 17 человек. Всего было избрано 715 депутатов. СНК постановил создать Учредительное собрание 5 января 1918 г.

В ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Обосновывалось это тем, что оно избрано по спискам, которые составлялись еще  до Октябрьской революции и потому не отражали нового соотношения политических сил. Декрет о роспуске был одобрен III Всероссийским съездом Советов. По предложению Свердлова 18 января съезд принял постановление об устранении из текстов советских законов  ссылок на их временный («вплоть до созыва Учредительного собрания») характер. С этого времени Совнарком  перестал быть временным правительством и сделался постоянным. 

Конституция РСФСР 1918 г.

Для уrрепления диктатуры пролетариата, правопорядка и законности в стране, а также реализации на законных основаниях в жизнь социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции. 

 

Впервые практически  шаги по созданию первой Конституции  были осуществлены III Всероссийским  съездом Советов, поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения  Конституции РСФСР и представить  следующему съезду Советов. Это решение  было принято по инициативе левых  эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить  поручение III Всероссийского съезда Советов  в связи с резким обострением  международной обстановки. В то время  в результате наступления немцев на фронте все внимание ВЦИК было направлено на решение проблемы установления мира с Германией.

И только после  заключения Брестского мира в марте 1918 г. появилась возможность практически  приступить к созданию проекта Конституции. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции, и проведение этого решения поручил Свердлову. С 1 апреля 1918 г. стала создаваться конституционная комиссия, куда от большевиков вошли Свердлов, Сталин и др. Большинство членов комиссии являлось большевиками.

июля 1918 г. V Всероссийский съезд  Советов принял Конституцию РСФСР, а 19 июля 1918 г. она вступила в законную силу.

Конституция РСФСР 1918 г. состояла из 6 разделов:

. Декларация прав трудящихся;

. Общие положения Конституции  РСФСР;

. Конструкция Советской власти;

. Избирательное право;

. Бюджетное право;

. О гербе и флаге РСФСР.

Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, диктатуру пролетариата в форме Республики Советов.

Конституция отразила Федеративный принцип  государственного устройства.

Раздел 3 «Конструкция Советской власти»  был посвящен организации и деятельности центральных и местных органов  власти и управления. Конституция  закрепила систему и взаимоотношения  органов власти и управления.

В основу построения и деятельности Советского государственного аппарата был положен принцип  демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся  Всероссийский съезд Советов, а  в период между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной. По Конституции  эти органы наделялись законодательными полномочиями

Информация о работе Контрреформы 1880 - 1890 гг. XIX в.