Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 17:54, реферат
Кожа Ахмет Яссауи — основатель поэзии суфизма, мыслитель, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось крылатое выражение «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Кожа Ахмет». Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама. Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать у мерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником
Кожа Ахмет Яссауи (1093 — 1166 гг.)
Кожа Ахмет Яссауи — основатель поэзии суфизма, мыслитель, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось крылатое выражение «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Кожа Ахмет». Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама. Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать у мерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском; стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба. Со временем он становится известным всему исламскому миру мудрецом. С 63 лет он заточил себя в подземелье и остальную жизнь провел там, объяснив это так: «Достиг возраста пророка, дольше мне и не надо. Не стоит жить больше возраста пророка». Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом деле прожил Ахмет Яссауи. По одним данным — 73 года, по другим — 85 лет. Опираясь на 149-й стих поэта, Ж.Аймауытов считает, что Яссауи жил 125 лет (но тогда получается, что он родился в 1041 году).
Немеркнущее в веках драгоценное наследие нашего предка —«Дивани хикмет» «Книга мудрости» — написана на кипчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века). Таких образцов очень много; многие из них сохранились в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без особого труда могут прочесть «Хикмет».
Ахмета. Это произведение является духовным достижением тюркских народов. Ахмет Яссауи — первый талантливый тюркский поэт, писавший на огыз-кипчакском диалекте.
Суфизм как течение появился в исламе в VII-VIII веках. «Дивани хикмет» раскрывает основные правила и принципы мусульманства. Так, шариат — свод законов ислама, обычаев и традиций. Тарихат — суфийское учение. Хакихат — приближение к богу. Магрипат— познание религии. По Ахмету без шариата, тарихата и магрипата нельзя достичь хакихата, нельзя приблизиться к богу.
Яссауи призывает к набожности, терпеливости, покорности, он убеждает всех в истинности слов (хадиса) пророка: «Основа веры - совесть». В загробном мире это «золотой мост», ведущий души в рай. Таким образом он призывал людей стать честными, добрыми, милосердными.
Проповедники суфизма и ученики Ахмета Яссауи распространили его взгляды по всему миру. Кожа Ахмет определил направление духовного развития тюркских народов в новой исламской цивилизации. Соединив новую религиозную идеологию с шаманством, с зороастризмом, он многое сделал, чтобы эту новую религию внедрить в общественное сознание. Благодаря Ахмету Яссауи суфизм как философская система сыграл решающую роль в духовном миропонимании тюркских народов.
Тюркский народ стал поклоняться лишь Аллаху. Через веру тюрки познали и восточную и мировую религиозные философии.
По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут а хитектурный памятник в честь Святейшего султана. В народе есть такая легенда: «Когда начали строить мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, стены унесло сильным ветром. После этого Темиру во сне явился дух старца Кызыра, возвестивший, что сначала нужно поставить мавзолей наставнику Ахмета — Арыстанбабу. Теми беспрекословно выполнил волю старика и только после этого приступил к своем замыслу».
Все, приезжающие на паломничество, вначале ночуют на могиле Арыстанбаба и лишь после этого идут на поклон к Ахмету. С 1982 года этот памятник находится под государственной охраной. Длина грандиозного сооружения — 65,5 м, ширина — 45,5 м, высота портала ворот 37,5 м. На территории мавзолея есть около 30 мечетей, библиотека и залы.
Город Ясы (с XVI века—Туркестан) был местом проповеднической деятельности Ходжи Ахмеда. Здесь он прожил большую часть своей жизни и был похоронен. Из дошедших до нас письменных источников известно, что в древних Ясах, на месте сохранившегося до нашего времени мавзолея, еще в XII веке был сооружен небольшой мавзолей на могиле шейха дервишей Ходжи Ахмеда, считавшегося одним из мусульманских святых. Для нас Ходжа Ахмед (впоследствии к имени добавили нисбу, указывающую на название места его проповеднической деятельности — Яссауи) интересен как один из крупных тюркских поэтов. Его перу принадлежит знаменитое в ту эпоху и широко известное современным исследователям сочинение «Хикмет» («Премудрость»), которое автор, вопреки существовавшим традициям творить либо на арабском, либо на персидском языках, написал на чагатайском языке, использовав при этом огузо-кипчакский говор тюрок-кочевников.
Ходжа Ахмед Яссауи родился в городе Сайраме близ Чимкента в 1103 году. Его отец Ибрагим, сын Махмуда, сына Ифтихара, был похоронен в городе Сайраме. В этом же городе находится могила матери Ахмеда — Карашаш.
Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арстан-Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадани, получив право объяснять «пути к познанию истины». Некоторое время он был главой бухарской общины суфиев, однако вскоре расстался с этим почетным местом, по-видимому, не дававшим ему морального удовлетворения, и переехал в город Ясы. Здесь Ходжа Ахмед развертывает свою проповедническую деятельность.
В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссауи призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. В поэтическом диване «Хикмет» Ходжа Ахмед излагает основы суфийского учения, дает различные житейские советы, рассуждает о бренности богатства, выступает в защиту справедливости.
Среди простого народа стихи Ходжи Ахмеда пользовались огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали далеко за пределами Дешт-и-Кипчака. Слава поэта росла с каждым годом. По преданию, в знак траура по умершему в возрасте 63 лет пророку Мухаммеду, которого поэт считал своим учителем, Ходжа Ахмед Яссауи, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье около мечети и там провел остаток своей жизни. Вблизи подземелья жила не только вся его семья, но и поселились многочисленные ученики, слушавшие наставления и поучения шейха.
Умер он в 1166-67 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман.
Росту популярности «святого места» — мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи — способствовало то обстоятельство, что уже к тридцатым годам XIV столетия началось возрождение разоренных монгольским нашествием сырдарьинских городов — культурных центров большого Сырдарьинского края и в том числе города Ясы, где находилась гробница дочери Ходжи Ахмеда Яссауи — Гаухар, могила его зятя —Али Ходжи, мечеть Баб-Араб и многие другие памятники. Духовенство, купцы и ремесленники составляли преобладающее большинство жителей города. Надо полагать, что усыпальница Ходжи Ахмеда Яссауи стала, благодаря приношениям многочисленных паломников и местных жителей, одной из богатейших усыпальниц мира. И не случайно один из ханов Золотой Орды Тохтамыш не раз нападал на Туркестан и при этом подвергал разграблению мавзолей Ахмеда Яссауи.
В 1389, 1391, 1394, 1395 годах Тимур в многочисленных кровопролитных битвах сокрушил могущество Золотой Орды и сжег ее столицу город Сарай-Берке. Именно в честь этой победы Тимур и решил построить на месте пришедшего к тому времени в ветхость старого мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи новый грандиозный мемориальный комплекс. Нет сомнения, что Тимур руководствовался в данном случае не только религиозными соображениями. Этим актом он поднимал, свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти и, что для него было не менее важно, обеспечивал надежность своего степного тыла.
В то время Тимур готовился к свадьбе, собираясь взять в жены принцессу, дочь моголистанского владетеля Хазыр Ходжа-хана Тукель-ханым. Для приема невесты по воле Тимура в Самарканде было завершено сооружение огромного сада «Дилькуш» («Радующий сердце»). Тимур выехал навстречу своей невесте. По пути он остановился в урочище Ахангеран, недалеко от селения Чинас. Отсюда он выехал в город Ясы, где совершил торжественный зиарат — молельный обряд над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи, одарил живших при мазаре священнослужителей дорогими подарками.
Как рассказывается в документах, осмотрев мавзолей, построенный еще в XII веке, Тимур повелел снести его и построить на этом месте новый. В указе Тимура, очень детально разработанном, заранее были определены главные размеры мавзолея. Диаметр купола джамаат-ханы должен был быть равен 41 гязу, его окружность— 130гязам. Главный фасад отмечен высоким порталом с двумя минаретами по сторонам. Ширина пештака до минаретов должна быть равной 60 гязам, пролет арки пештака — 30 гязам. За ним — купольное квадратное помещение — джамаат-хана со стороной, равной 30 гязам, с казаном (котлом), отлитым из сплава семи металлов. Затем должно было следовать квадратное помещение гурханы со стороной, равной 12 гязам, с четырьмя нишами, перекрытое двойным куполом. Пол этого помещения предполагалось выложить тавризским мрамором. Справа и слева от гурханы— два помещения размерами 16,5 х 13,5 гязов. Кроме того, должны были быть и другие помещения. Купола и стены намечалось одеть в изразцы, а надгробье вытесать из камня и т.д.
Осуществление строительства Тимур возложил на Мавляну Убайдуллу Садра, ведавшего в его диване делами благотворительности. Сооружение мавзолея началось немедленно и велось по тому времени быстро. При возведении основных и подсобных помещений строители следовали архитектурным чертежам и макету здания. Только этим объясняется изумительная четкость выполненных архитектурных объемов и их деталей.
В начале XII века родился человек, имя которого стало легендой. И только в последние годы личность Ходжи Ахмета Яссауи (полное имя — Ходжа Ахмет бин Ибрагим бин Махмуд бин Афтихар Яссауи) стала приковывать пристальное внимание общественности. До этой поры был он славен только именем. Теперь же стали появляться фундаментальные исследования о нем. Таким образом, рождается научное направление — Яссауиведение.
Где родина Яссауи? Когда он родился? В разное время по разному находим ответы на эти вопросы. Истина в том, что он родился в присырдарьинском городе Исфиджабе (ныне — Сайрам). Об этом утверждают многие историки и исследователи. Однако рано еще утверждать, что располагаем полной биографией основоположника суфитской философии в Средней Азии, основанной на исламской религии, ученого, мыслителя, поэта, незаурядной личности Ходжи Ахмета Яссауи. Вот такие несоответствия встречаются в трактовках известных ученых о датах рождения и смерти гения: 1103-1166 гг. (К.Ераслан, А.Нажип), 1080 г. р. (3. Жандарбеков), 1103-1167 гг. (Н. Нурмухамедов), 1104-1167 гг. (А. Коныратбаев), 1094-1167 гг. (X. Суйншалиев) 1103 г. р. (С. Санбаев), 1083 г. р. (С. Изтелеуулы) и другие. В рукописи писателя С. Бакбергенова утверждается, что X. Яссауи родился в 1093 году. В придачу он резюмирует: "...находясь в течение десяти лет в подземелье, прожил 73 года и скончался приблизительно в 1167 году". Но это тоже только предположение. А вот ученые-философы А. Касабеков и Ж. Алтаев пишут: "... День и год рождения великого предка неизвестны. А год смерти — 1166".
Ученый, профессор Абжан Курышжанов, неустанно занимающийся феноменом гениального ученого и мыслителя, делится своими предположениями: "...внучатый брат дальнего предка Ходжи Ахмета Яссауи пророка Мухаммеда, ученик и муж дочери (муж Фатимы), Мухаммед Ханифа — сын одного из четырех известных сахибов Азрета Али, который с пятыми коленами Мухаммеда Ханифа Абдрахиман и Абжалилом принял участие в завоевании Средней Азии, а позже остался в городе Туркестан (тогдашнем Ясы), который и считается Исхах-бабом.
Этот же ученый еще в одном труде полагает, что Яссауи родился в 1103 году, а умер в 1166 году в Ясы (Туркестане).
Здесь хочется поразмышлять: мы полагаем, что Яссауи на пороге шестидесятитрехлетия, навсегда отрекаясь от бренной жизни, уединяется в глубоком подземелье. Совершив хильвет (спускаясь в подземелье), прощался ли он с этим миром? Тогда куда мы денем те годы (жил же он все-таки какое-то время), которые гениальный философ провел под землей? Таким образом, с какой точки зрения будем рассматривать вышеприведенные доводы известных ученых?.. По-нашему мнению, еще достаточно много неясностей. Если сослаться на ряд исторических документов, то его биография выглядит следующим образом. Он получил начальное образование в тогдашнем центре культуры и просвещения — городе Отраре, потом влился в ряды суфитов, возглавляемых Юсупом Хамадани в Бухаре, окончив там школу дервишей. Юсуп Хамадани умирает в 1140 году, вскоре за ним в мир иной следуют два его мюрида, и руководство движением переходит в руки Ахмета Яссауи. Однако он недолго руководит "престижной" службой и навсегда возвращается на родину. Строго придерживаясь норм суфизма, широко пропагандируя его, он предпочитает жизнь обездоленного. Местный народ оттого стал величать его Азрет Султаном.
Не зря говорят, что история соткана из имен. Если обратиться к древним казахским легендам, являющим собой отражение целых эпох, то имя Ходжи Ахмета Яссауи можно встретить в них очень часто. Этот факт отразил в своих исследованиях Абиш Кекилбаев. В одной из работ он, в частности, пишет, что в книге "Машайих-и-тюрк" Насрад-дина Маршани говорится о том, что роды акпан и караман, жившие вокруг города Яссы, убили сына Азрета Султана, за что были прокляты и вынуждены были покинуть этот край.
Абиш Кекилбаев отмечает, что детали этой истории изложены в древних источниках по-разному. В родословной рода Абдал, например, говорится, что сборщики налогов братья Караман и Акпан по каким-то причинам озлобились на Ходжу Ахмета. И однажды, зарезав корову, они подбросили мясо в мечеть, а затем обвинили Яссауи в воровстве. Но Аллах предал их проклятию. Братья превратились в собак и набросились на своих же сородичей... После этого абдалы в поисках спасения бежали в Мангистау.