Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 17:54, реферат
Кожа Ахмет Яссауи — основатель поэзии суфизма, мыслитель, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось крылатое выражение «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Кожа Ахмет». Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама. Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать у мерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником
А в родословной Теке несколько иная завязка событий, согласно которой сборщики налогов Акпан и Караман попытались заставить Ходжу Ахмета Яссауи платить налоги. Азрет отказался, сославшись на то, что скота у него нет. Заканчивается легенда почти также как и предыдущая: братья специально подбросили мясо (лошади) в мечеть, за это были преданы анафеме, и уехали со святой земли в местность под названием Нурата.
Третья легенда гласит, что враждебность к Яссауи сразу двух родов, занимавших обширные земли Саурана, Шойтобе, Атабая, объяснялась тем, что святой не дал им воды для полива посевных полей...
Интересные выдержки приводит Абиш Кекилбаев из книги "Предания адаевцев о святых секты Ханафие, живших и умерших на Мангышлаке", изданной в 1873 году в Тбилиси. Вот одна из них: по преданию Ходжа Ахмет Яссауи бросил свой посох из окна мечети и объявил, что тот, кто найдет его, получит бата (благословение) святого. В этот момент Шопан Ата, поначалу устремившийся к выходу, вдруг вернулся и сказал старцу: "О, Хазрет, Ваш посох упал у берегов Атырау на землю Мангистау. Меня ждет дальний путь. А потому дайте мне свой бата". В легенде этой сокрыт глубокий смысл — она свидетельство того, что Азрет Султан искренне ратовал за сплочение огузов и кипчаков, беспрестанно напоминал им, что у них одна кровь, одна вера, одна земля, одна духовная пуповина — Туркестан...
В росте популярности, Ахмета Яссауи, как духовного наставника и проповедника, огромную роль сыграли религиозные стихотворные собрания "Диуани Хикмет" (Книга гениальности), написанные на древнетюркском языке. Исторические документы свидетельствуют, что они переписывались множество раз, неоднократно переиздавались, так как были доступны и понятны местному населению.
Необходимо конкретизировать мысль о причинах, способствовавших широкой популярности его имени среди населения. Они кроются в философском и религиозно-мистическом содержании стихов, — зов в них к добру, справедливости, призывы к пробуждению в народе гуманных чувств, предостережение от нападок к поклонникам другой религии, разоблачению лицемерства и ханжества лжебогослужителей.
Следует обратить внимание на такой вопрос. Мы долгое время считали Ахмета поэтом-мистиком и буквально зациклились на этом. Но, если взглянуть объективно на понятие "мистика", не имеет ли оно какую-то научную оболочку? Из древнегреческого языка слово мистика означает "многозначительный свод этики и эстетики или таинственное явление". Самое важное, основы мистических замыслов и понятий могут быть достоянием всех религий. С этой точки зрения трудно сомневаться в мировоззрении Яссауи. Например, каждому начитанному человеку известно, что философ Платон, поэты Теннисон и Тагор, а также ряд знаменитостей находились на пути мистической науки.
Если рассматривать жизнь светлейшего гиганта по частям, то следует в обязательной форме разделить ее на две ступеньки. Жизнь на этом свете и в подземной келье, то есть хильветская жизнь... Вот в этом направлении каждый полагает по-своему. Исторические факты говорят о том, что к шестидесятитрехлетнему возрасту, достигнув "возраста пророка", старец пришел к твердому решению спуститься в подземелье. Это ясно, как полная луна. В своем "Хикмете" поэт-мыслитель приводит такое пояснение:
При жизни превратился в живой труп,
В 63 года принял вновь я "сундет".
Все осознав, взвесив, спустился в подземелье
Раб божий Ходжа Ахмет.
(хикмет 27).
Первоначальную жизнь под землей Яссауи обрисовывает так:
Только раз притронусь к пище в течение
60 дней и 60 ночей, до утра совершая намаз.
Бренная жизнь остановилась в 63 года,
Спустился в подземелье, с почтением к Мустафе
(хикмет 6).
Так стало фактом, что крупнейший религиозный деятель, основоположник суфизма на казахской земле, гениальный мыслитель в возрасте 63 лет спустился в подземелье. Совершил хильвет. В понятии хильвет имеется в виду жилище в подземелье, обособленная обитель. Так мы полагаем. А вот А.Абуов в статье "Историко-философский аспект исследования мировоззрения Ходжи Ахмета Яссауи" излагает свою точку зрения так: "... хильветом называется место обособленного сбора суфитов, дервишей, которое иногда также служит про ведению 40-дневного поста — уразы".
До сих пор противоречивы мнения о прожитых в подземелье годах Ходжой Яссауи. М. Ф. Копирили полагает, что он прожил 120 лет. Это предположение находит поддержку академика В. А. Гордиевского, казахского писателя Ж. Аймауытова. Казахский ученый Зикирия Жандарбек тоже считает, что Ходжа Ахмет прожил 120 лет.
Чем этому возразишь? Можно ведь допустить мысль, что он мог прожить и до ста двадцати пяти. Напрашивается такой вопрос: где скрыта дорога в хильвет, куда он спустился в 63 года? Сохранилась ли эта его обитель? Следует крепко задуматься об этом моменте. Вокруг комплекса найдется немало подземных жилищ (хильветы). Одно из них — жилье под землей, обнаруженное чуть выше от мавзолея. Его мы видели собственными глазами. Конечно, к настоящему времени оно поросло травой засорено. В .таком состоянии ни пройти по строениям, ни обследовать их. Но нельзя не подчеркнуть важность проведения очистно-раскопных работ. Одно радует: нынешнее поколение, выполняя свой долг, возвело здание над подземным жильем (хильветом) и отреставрировало внешний вид. И этому мы благословенны.
Ряд материалов свидетельствует о том, что Ходжа Ахмет Яссауи, находясь в подземелье, продолжил подвижническую деятельность, вел наставническую, воспитательную работу. Будучи в хильвете, он не прерывал связи с учениками. Поправлял, вдохновлял их. Одновременно, он занимался продолжением своего "Хикмета".
Сколько же лет прожил под землей великий гений — вопрос пока спорный. А если что-то утверждается, то это лишь предположение. Одно только предельно ясно. Это — его, получившее широкое распространение по миру, учение. И то, что признали его "посланником" пророка. А. Мец написал об этом так: "Раб Ходжа Ахмет Яссауи сумел показать Мухаммеда особенным созданием от человека и приравнял его к. Богу". Да, только этим он поставил себя на особое место во всем мусульманском мире. Он воплотил в жизнь несравненный образец почитания пророка Мухаммеда, его жизненное кредо. Если задуматься над этим, то определенно возрастет значимость предназначения хильвета Ходжи Ахмета Яссауи.
Под гениальной книгой мы подразумеваем знаменитый "Диуани хикмет". Ходжа Ахмет Яссауи своими хикметами пропагандировал идеи суфизма.
В наше время хикмет понимают как слово гениальности, слово мудрости, слово благородности, гуманности. Какое же понятие наиболее полнее раскрывает его смысл?
Не покрывшийся вековыми налетами пыли и дошедший до наших времен его "Диуани хикмет" (книга гениальности, мудрости, а также благородности и гуманности) весь нанизан гениальными изречениями. Это сочинение по праву должно занять соответствующее место в золотом фонде средневековой тюркоязычной литературы. Оно незамедлительно передавалось одним поколением другому, потому что в свое время рукописная форма сочинения была доступной, легко усвояемой, запоминаемой в народной среде. Первопричиной сохранения уникальной рукописи, таким образом, явился сам народ.
Еще вот над чем
стоит призадуматься. Ходжа Ахмет
мог оставить не одну, а несколько
рукописных тетрадей. Безусловно, великий
гений не мог не продолжать
работу над творчеством, пока
билось сердце. Возможно эта тетрадь,
о которой ведем мы речь, является
его второй рукописью. Здесь наше
предположение перекликается с
мнением узбекского
В разные периоды ряд ученых посвятили специальные исследования и статьи гениальному поэту. В свое время были опубликованы труды тюркологов А. К. Боровкова (1904-1962), А. Нажиба (1899-1993) и др. На их фоне обособленно выглядят исследования А. Нажиба. Подчеркивая мысль о том, что "Хикметы" Ходжи Ахмета Яссауи в течение веков дополнялись и видоизменялись, писал: "трудно сейчас определить, которые из хикметов написаны поэтом собственноручно, а которые подвергались обработке, и, может, написаны его учениками. Язык стихов Яссауи и его учеников прост, по форме близок устной народной литературе (поэтическому творчеству). В них редки элементы арабо-персидского языка. Однако, по сравнению с "Кутадгу биликом", в них арабо-персидских слов больше, а также немало поэтических строк в объемах устного стихотворчества.
Позже наследие гениального поэта было исследовано узбекскими учеными Э. Рустемовым, Н. Маллаевым, М. Хаккуловым и другими, в результате которых оно было включено в антологию узбекской литературы. Из них М. Хаккулов на основе хикметов Ходжи Ахмета, выпущенных в 1983 году в Анкаре, издал труд гения в 1991 году в Ташкенте (предисловие, пояснения и отдельные отрывки арабского оригинала). В сборник, кроме хикметов поэта, были включены его "Мина-жаты" и "Миграж хикая" (легенда Миграж).
Казахские ученые, к слову, не обделяют вниманием великого гения. Некоторые из них работают над разбором хикметов Ходжи Ахмета Яссауи. Заслуживает внимания рассуждение доктора наук, литератора Хангали Суиншалиева. "... Яссауи — писатель со своими взглядами и оригинальностью, —пишет ученый. — Находясь па ступени мусульманства, он умел сконцентрировать свою мысль, гипотезы, вдохновляться и развязывать узлы. Он умел, сохраняя верность канонам Корана, вольно подходить к схоластическому раболепию перед богом, делиться обоснованными собственными взглядами. В этом случае он поддерживал традицию дервишей, развивал идеи суфизма...".
Другой ученый А. Курышжанов, достаточно глубоко исследовавший хикметы, развивает свою мысль таким образом: "Основное содержание "Хикмета" состоит в действенном внедрении в жизнь религиозных канонов суфитского направления. В труде с самого начала предпочтение отдано суфизму. Предисловие, прежде всего посвящается дервишам и простолюдинам, мюридам и талибам (людям пытливым и ищущим). Не имея глубокого специального знания, обычному некомпетентному человеку не понять сложнейшие каноны суфизма. Его направление и различные закономерности следует изучать с научным подходом. Пока же остановимся на четырех основных канонах: шаригат (соблюдение закономерностей мусульманской религии), тарихат (становление на путь духовного обогащения суфитов), магрифат (третья ступень духовного обогащения суфитов) и хакихат (высшая ступень пути духовного обогащения суфитов). Перед суфитом, поднявшимся на ступень хакихата, предстоит исполнить несколько требований перечисленных канонов (например, десять — из шаригата, десять — из магрифата и десять — из хакихата), затем он, преодолев все эти преграды, а также безупречно решив попутно возникшие задачи, получит возможность лично лицезреть лик Аллаха. После смерти такого суфита ждет дорога в рай. В хикметах подробно и доступно разъясняются пути достижения поставленной цели (останавливаться подробно на этом не позволяет отведенная автору бумажная площадь). Здесь, прежде всего, требуется перевести на казахский язык пролог с мунажатом. Только тогда будет легче вести разговор с широким кругом читателей, ознакомившихся с переводом.I Ученый-востоковед Е. Бертельс одним из первых доказал, что Ходжа Ахмет Яссауи стоял у истоков суфитской литературы и подчеркнул обособленность его сочинений. Он пишет: «Его (имея ввиду Яссауи — Ж.А.) стихосочинения по форме схожи с фольклорной лирикой, распространенной от казахской степи до Малой Азии. Благодаря Яссауи эта особенность впервые нашла благодатную почву в суфитской литературе. Это также имело продолжение в позициях дервишей других стран. В результате, связь рукописной поэзии с фольклором получила новое понятие".
Крупнейший представитель суфитского направления Аль-Жихаз (255-869) оставил такие строки: "Религиозный поэт прежде всего должен быть суфитом".
Нет никакого сомнения в том, что книга поэта-мыслителя вписывала образцы устного народного творчества кочевников. Отсюда вполне закономерно, что "Хикметы" перекликаются с древнейшими эпосами народов Средней Азии (казахи, узбеки, каракалпаки, туркмены, ногайцы, татары и другие).
Каков же тематический замысел "Хикмета"? Об этом ученый М. Жармухамедулы рассуждает так: «Мысли и выводы автора состоят из восьми частей. К ним следует отнести умеренность, поклонение любовь, степенность, удовлетворенность, благодарность, захидизм (ясность), бедность. В конечном счете, понимание их заключается в том, что должен делать, о чем отчитываться на пути к познанию Бога".., Великий поэт и далее развивает идеи гениальных предшественников мусульманского Востока по воспитанию человека, в которых содержатся призывы оказывать содействие, покровительство, благотворительность смертным, ведущим безгрешный образ жизни, переживающим бедность, нехватку, а также обездоленным и осиротевшим. Постоянно напоминается о приверженности воле Аллаха, об отказе от пустого времяпровождения, разъясняются суре и аяты Корана-карима и священные хадисы пророка Мухаммеда.
Он в стихотворных изложениях повествует о том, как в семилетнем еще возрасте встретился с Арыстаном-бабом, который от имени пророка Мухаммеда вручил семя хурмы, и как после этого случая вступил на путь богослужения.Таким образом, благодаря любви к Аллаху, избрав путь чести и истины, затем ступивший на путь суфизма, поэт, как утверждает сам, "явившись в мир справедливости и честности, вступил в обитель чистоты".
По этому поводу исламовед, кандидат исторических наук Н. Нуртазина пишет: "... самое значимое, самое нежное и тайное в исламе, сердце его — суфизм. После того, как волею судьбы это течение не получило дальнейшего развития, в исламском мире воцарились религиозный фанатизм и мракобесие, наступил культурный кризис. В этом, пожалуй, кроется одна из причин столь буйного расцвета европейской культуры и постепенного угасания восточной...
Суфизм делился на два течения. Одно из них возглавляли стойкие последователи учения Яссауи, строго придерживавшиеся канонов суфизма, установленных в свое время Хазретом. Проводники же второго направления популяризировали учение Ходжи Ахмета в целом, не детализируя столь скрупулезно его отдельных положений. Но общим и для первых, и для вторых являлась нацеленность на пробуждение национального сознания, гордости народа... Едины и их методы пропаганды своих воззрений — через песни, кюи, стихи, которые ими же и слагались. Каждый из этих людей сознательно отрекался от мирских радостей и благ, отдавая всего себя достижению справедливости, сохранению нравственных устоев государства".