Кожа Ахмет Яссауи (1093 — 1166 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 17:54, реферат

Описание работы

Кожа Ахмет Яссауи — основатель поэзии суфизма, мыслитель, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось крылатое выражение «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Кожа Ахмет». Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама. Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать у мерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.13 Кб (Скачать файл)

Одной из тем проповедника, к которой он подходит с особенным вдохновением, является многогранная гамма любви. Однако его любовные повествования далеки от представления о них влюбленной молодежи. Они беспредельно глубоки. Точнее говоря, речь идет о беззаветной преданности Создателю. Отдельные исследователи, изучая стихотворные произведения представителей суфитской поэзии о любви и вине, не зная истинную суть поэзии, не прочувствовав глубинные мысли, удовлетворяются поверхностными представлениями. В одном из хикметов он пишет: «не трать слова тугодумам, не жди благодарностей от нечестивых, не обдели другого, не приумножай скотопоголовье неправедным путем, не лги, не зарься на богатство — оно преходяще, нет ничего вечного, мир обманчив — никого он не облагоденствовал. Где сейчас Харун (по казахскому понятию — Карынбай),   который  собирался  существовать вечно, накопив несметное богатство, Хоман — пергаунского времени.  Или где же сейчас народные любимцы Фархад и Ширин, Лейля и Мажнун, почему их обошла вечность? Если бог разгневается, то все рухнет в тартарары... и далее призывает не стыдиться  бедности, неудовлетворенности,   необустроенности в жизни,   не падать духом под-тяжестью других невзгод. Также он напоминает, что мулла, муфти, казы, имам, запятнавшие праведный путь, руководитель-деспот, коварный повелитель, а также ловкачи, выдающие себя за дервишей, получат, в конце концов, соответствующую кару.

В наследии знаменитого проповедника имеются сюжеты рассказов- легенд. Там встречаются имена Исмаила, шейха Ахмада, Хаким Ходжи; Сулеймена, суфита Мухаммеда, Ахмета-ата, Июсуфа Байдауи, Баязида, Жусупа-Зылихи, Лэйли-Мажнуна, Фархада-Ширин, Кызыр, Ильяса, шах Мансура и его кумира шейха Зуннуна, а также Микаила с Исрафилом, других подобных ангелов, с которыми одновременно знакома арабская, персидская, турецкая, афганская, индийская, казахская, узбекская, татарская, туркменская устная литература.  сказанное, хотим посвятить несколько строк заключающему труд разделу — "Минажаты". Здесь "Минажаты" кажутся  изюминкой сборника. Есть здесь еще один любопытный раздел. Это — "Легенда Мигража". Жабраил преподносит в дар пророку тулпара Бурака (Пырака). Мухаммед, оседлав коня, взмывает ввысь и достигает седьмого неба. Здесь он встречается лицом к лицу с Аллахом. Бог относится к нему милостиво. Обещает выполнить желание. Пророк вначале просит сорок, затем пятьдесят, далее — шестьдесят, в конце концов останавливается на семидесяти годах жизни. Желание его будет удовлетворено...    Таково краткое содержание "Легенды Мигража".

Среди хикметов порой встречаются различные рассказы-легенды, религиозно-мифологические события, взятые из Корана-карима и хадисов. Однако, "Хикметы" не являются переводом суре и аятов из Корана, а также не являются переписанными канонами шариата. Гениальный предок, описывая правдивый облик своего времени, стихотворными орнаментами выразил всю полноту собственного жизненного пути, картину накопленного опыта, поисков и дерзаний, указал дорогу к поиску светлой дороги Аллаха, Ясного пути. И делал он это великолепно с глубинными мыслями, с подлинным мусульманским понятием. С детства впитавшаяся в кровь вместе с материнским молоком, дедовским воспитанием, мудростью наставника и разлившаяся по всему телу, и нашедшая приют в сердце великая Вера вела его по беспокойным тропам к Ясному пути. Он поставил целью всей жизни найти и познать Ясный путь, всеми чувствами которые взволнованными строками легли в выстраданные им хикметы. В этом благородном деле он не сдавался и не падал духом, какие бы трудности и препоны ни вставали на пути.

Таково основное направление "Диуани хикмета" — бесценное наследство, доставшееся нам от предка. Этот труд не только прославил имя Ходжи Ахмета Яссауи, но и занял видное место в минувшей истории, как уникальное народное достояние. Глубокое изучение "Хикметов", определение их ценностей — дело грядущего времени.Наша задача состояла в том, чтобы, оперируя исследованиями ученых старшего поколения, сделать соответствующий объективный обзор. Роль в истории при жизни

Величие человека определяется не размерами его богатства, не властными полномочиями. Всё это изменчиво, как людская судьба. Всё боится времени, и только время боится мыслей, написанных на бумаге. Один старик процитировал однажды по памяти стихи Ходжы Ахмеда Яссауи, суфистского поэта-мистика, жившего много веков назад. Поэт пережил время. В один утопающий в садах город в Туркестане,  в котором жил Ахмед Яссауи, каждый день приезжают мусульмане со всего мира, чтобы только прикоснуться  к камням мечети, где покоится прах человека, который принёс кочевникам «свой» ислам.

Гении рождаются в смутные времена чаще, чем в мирные. Не случайно свой знаменитый роман Исай Калашников назвал «Жестокий век». 13 и 14-ые века вместили в себя двух самых жестоких завоевателей – Чингисхана и эмира Тимура, которые уничтожили сотни городов и тысячи людей. Такого народа, как казахи, ещё не существовало, а были племенные союзы наших далёких предков.

Ахмед Яссави посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений. Из рукописных источников, полученных от прежнего имама Туркестана Абд-ал-Кадыра, известно, что жители Туркестана в течение многих лет противостояли Ходжа Ахмеду Яссави, и ему пришлось пройти сложный, многострадальный жизненный путь. Ходжа Ахмед Яссави был не только религиозным деятелем, но и замечательным поэтом, философом. Он тонко подмечал все стороны окружающей его действительности. Его волновало все: и мирская жизнь, и судьба правителей, и судьба самого народа. Будучи мудрейшим человеком, он понимал жизнь во всех ее проявлениях: и внешних - как мыслитель, и внутренних - как духовное лицо, имеющее связь с высшим духом природы. Произведения Ходжа Ахмеда Яссави - стихи, диваны, рисаля - были широко популярны среди местных жителей. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. В своих духовных проповедях, стихах и трактатах он откликался на злободневность, когда чувствовал, что может сказать народу свое откровенное слово. Ходжа Ахмед Яссави призывал народ быть терпимым к людям иной веры: Если будет перед тобой Неверный, не делай обиду ему. От сердца жестокого, от души обидчика отвращается Господь. О, Аллах, истинный! Такому рабу уготована преисподняя ада! Тем самым можно сказать, что и при жизни Яссауи удалось добиться объединения кочевников. Он создал новую культуру и в одиночку изменил целый народ в несомненно лучшею сторону.

 

Роль в истории после смерти

Даже после смерти Ахмеда Яссауи его дух продолжал жить. Благодаря последователям великого поэта, дело всей его жизни не было предано забвению и навеки осталось в умах народа. Ахмед Яссауи стал новым пророком для кочевников того времени. В его честь по приказу Тимура был воздвигнут мавзолей, чудо архитектуры конца XIV века. существуют две различные версии относительно мотивов постройки мавзолея в честь Ахмеда Ясави.

В первой описывается что Тимур был ярым приверженцем ясавизма и поэтому решил воздвигнуть мавзолей в честь своего духовного наставника.

Вторая же версия гласит что постройку мавзолея Тамерлан принял как некий политический ход, чтобы укрепить свою власть в степи и увеличить свой авторитет среди кочевников он приказал построить этот мавзолей.

Построенный в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей (ханака), именуемый "Хазрет султан" - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Поражают даже сами параметры этого великолепного сооружения. Дворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. Во дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т. д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых ассоциируются с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. Этот мавзолей вошел в число всемирных наследий ЮНЕСКО. Существует один интересный факт по поводу структуры этого мавзолея, когда современные эксперты исследовали керамические блоки из которых был построен мавзолей, они оказались в 10 раз прочнее современного кирпича.

Что касается непосредственной постройки мавзолея, то по этому поводу существует легенда. Когда Тамерлан начал постройку мавзолея и вот вот были возведены стены мавзолея, ночью поднялся страшный вихрь (в некоторых интерпретациях этой легенды говорится что это был зеленый бык) и разнес в пыль стены мавзолея, через некоторое время Тимур вновь начал строительство, но опять после возведения стен случилась та же беда. И в одну ночь Тамерлану приснился сон, в котором к нему явился старец и высказал волю Ахмеда Яссауи. Ходжа Ахмед желал чтобы сначала над могилой его первого учителя возвели мазар и лишь потом начали строить его мавзолей. Проснувшись, Тиму приказал возвести мазар над могилой первого учителя Яссауи, Арыстанбаба. После возведения мазара строительство пошло своим чередом без происшествий.

 

Роль в современном мире

В современном мире Ахмед Яссауи остается великим деятелем истории. В наше время возводятся памятники в его честь и называются улицы. Мудрость Ходжи Ахмеда направляет мусульманскую молодежь на истинный путь, уча их доброте и терпимости. Современные женщины мусульманки, правом заходить в мечеть обязаны именно Ахмеду Яссауи, ведь это он, невзирая на запреты и неодобрения со стороны большинства добился таки этого права для женщин.

Достопримечательности и улицы. Город Алматы является финансовым и культурным центром Казахстана, много лет назад его фундамент был заложен казаками и назван укрепление Верный. С тех пор укрепление стало городом, а улицы его значительно преобразились.

Улица Яссауи, в городе Алматы, появилась относительно недавно, в связи с расширением города. Сейчас она находится на северо-восточной окраине нашего города и тянется от улицы Ташкентской и до улицы Шаляпина. Улица Яссауи тянется через микрорайон Баянаул и поселок Дружба. Ее протяженность составляет 4 км.

Ранее улица Яссауи называлась Центральной, а позже при официальной застройке поселка Дружба и присвоения ему этого названия, улицу Центральная переименовали в Дружбенскую трассу. После распада Советского Союза, нынешний президент Нурсултан Абишевич начал проводить переселенческую политику, по которой люди из аулов переезжали жить в городскую черту. В связи с этим город стал активно расширяться, и Дружбенская трасса вошла в черту города, в связи с этим она в срочном порядке была переименована в улицу Яссауи.

Учитывая то, что Казахстан является светским государством, а Алматы финансовым и культурным центром государства, то памятников, университетов и прочих достопримечательностей названных в честь религиозных деятелей у нас крайне мало. То же самое касается и Ахмеда Яссауи, в нашем городе есть лишь улица, названная в его честь и мечеть на окраине города.

В свою очередь улица Яссауи имеет немаловажное значение для горожан. На ней расположена недавно построенная мечеть «Музамилль». Так же на этой улице расположен известный всем водителям гипермаркет автозапчастей «CarCity». Продолжением этого гипермаркета является известная барахолка автозапчастей, там же располагаются и станции технического обслуживания. Ранее там располагалась автомобильная барахолка.

Вот, вроде, и всё. Однако для многих из нас, кто считает себя мусульманином, он остаётся загадкой, ибо мы знаем много больше о походах Александра Македонского, чем о человеке, который по большому счёту является нашим духовным отцом. Так кто же он - Ходжа Ахмед Яссауи?

При жизни Мухаммеда ислам стремительно распространялся в мире. За считанные годы Коран стал оказывать на жизнь людей столь же сильное влияние, как Библия и Новый Завет. Однако после смерти пророка в рядах его последователей произошёл раскол. Одни стали требовать от других такого же толкования сур Корана, какое было у них. Появились течения. Стала литься кровь.

Казах почитает Коран, но верит и духам своих предков - аруахам. Жизнь в согласии со своей совестью является фундаментальной истиной суфизма Яссауи, с которым он после долгих лет размышлений пришёл в Степь. И казахи приняли такой ислам, «свой» ислам. Наш Аллах нам кажется роднее и добрее. У него глаза наших дедов и мягкие руки наших бабушек, которые живут в наших душах. По большому счёту, кочевники где-то в глубине души всегда были атеистами, но, тем не менее, считали святотатством забвение имён умерших предков. Яссауи переложил всю ответственность на самого человека, как часть божественного смысла. Умеренность - это другой фундаментный принцип Яссауи. В людской жадности и непомерности во всех проявлениях он видел начало многих бед на земле. И с этими проповедями умеренности он ходил во дворцы, утопавшие в роскоши. Это была революция! Одни его высмеивали, другие выталкивали из дома в спину, четвёртые считали за полоумного, но он упорно гнул своё. И его слова произрастали добрыми семенами в душах людей, которые видели очевидную правду. Золотая середина, отсутствие крайностей во все времена почитались признаком ума. Однако божественная истина, как правило, не может быть плодом коллективного озарения. Она посещает избранных. И вот уже, сколько столетий в сознании народа умеренность относится к числу высоких добродетелей, а непомерная тяга к накопительству, жадность сурово осуждались. Самые тяжкие преступления, увы, совершаются за самыми высокими стенами. В каждом районе есть своя маленькая Бастилия. Святые старцы в глубине души всегда были революционерами. И Яссауи здесь не исключение.

Достигнув 63 лет, он спустился в подземелье и уже не видел солнца. Он стал писать. Бумага - это последнее прибежище людей, постигнувших суть земной жизни. Здесь он и умер. Его перенесли и погребли невдалёке. Позже эмир Тимур, восхищавшийся глубиной ума поэта и подвигом его жизни, своими руками начертил проект мечети Яссауи. Так возникло это красивейшее творение рук средневековых мастеров - мечеть Ходжа Ахмеда Яссауи.

Мечеть - это память народа. Она возводится тем, кто сумел вызвать людское восхищение. Много веков назад осенней порой, простудившись, умерла по дороге к своему возлюбленному дочь поэта Айша. Над её могилой возвышается мавзолей, который и сегодня вызывает восторг людей. Святые предки нужны живым, чтобы их жизнь не превратилась в скотоподобное существование. Вот почему каждый, кто прикасается к стенам мечети Ходжа Ахмеда Яссауи, очеловечивается многократно. Паломники, запрокинув головы, всматриваются в купол мечети, который возвышается на высоте 39 метров и такой же глубиной фундамент. Огромный прямоугольник 50 на 50 метров имеет стены толщиной до трёх метров. Здесь много служебных помещений: библиотека, столовая, молитвенная комната, канцелярия... В центре зала возвышается тайказан, вместимостью три тысячи литров. В глубине мечети усыпальница Яссауи. Надгробие выполнено из тёмно-зелёного нефрита из Индии. Чуть поодаль от мечети пантеон, где покоятся тела многих казахских ханов. Кстати, здесь в свои молодые годы учился известный в Западном Казахстане мулла и врачеватель Абдохалат, или Атеш-молда, как называли его в народе. Вот уже 6 столетий стоит мечеть, как символ человеческого гения. И пройдёт ещё столько и будет стоять, ибо на то воля второго пророка.

Информация о работе Кожа Ахмет Яссауи (1093 — 1166 гг.)