Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель реферата заключается в уточнении понятий «Крещение Руси», выяснении причин, условий, при которых происходило это событие, получении более полного представления о влияние христианства на развитии Руси.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: необходимо определиться, что есть понятие «Крещение Руси», осветить причины возникновения указанных событий и условия, при которых оно имело место, рассмотреть значение и роль принятия христианства.

Содержание работы

Введение
Предыстория
Религия древних славян
Крещение Руси и крещение киевлян
Предпосылки
Причины принятия христианства
Крещение князя Владимира в исторических источниках
Влияние христианства на развитие Руси
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова» (Алт ГТУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р АТ

 

дисциплина: « История »

 

тема: «Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.  Алейск 2013

 

Оглавление

Введение

  1. Предыстория
    1. Религия древних славян
    2. Крещение Руси и крещение киевлян
    3. Предпосылки
    4. Причины принятия христианства
  2. Крещение князя Владимира в исторических источниках
  3. Влияние христианства на развитие Руси

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии.

До сих пор периодически в церковной и светской среде не утихают разговоры по поводу реального факта крещения Руси. Кажется, что этот извечный вопрос никогда не будет иметь ответа, пока ученые всех мастей не договорятся, что считать Русью, и, что считать фактом крещения. Ситуация с этими понятиями гораздо серьезней, чем можно было бы предположить. В связи с этим тема реферата представляется актуальной.

Цель реферата заключается в уточнении понятий  «Крещение Руси», выяснении причин, условий, при которых происходило это событие, получении более полного представления о влияние христианства на развитии Руси.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: необходимо определиться, что есть понятие «Крещение Руси», осветить причины возникновения указанных событий и условия, при которых оно имело место, рассмотреть значение и роль принятия христианства.

Структура реферата включает в себя введение, 3 главы, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

  1. Предыстория
    1. Религия древних славян

До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Древнеславянское язычество сложилось задолго до возникновения Киевского государства. Будучи земледельцами, славяне обожествляли землю, солнце, реки. Древнейшими славянскими божествами были Род и роженицы — творец и господин вселенной и богини плодородия. Позднее возникли культы бога неба и верховного властителя мира Сварога, его сына Дажьбога — бога Солнца, священного солнечного коня Хорса, бога ветра Стрибога, бога грома и молнии Перуна. Почитались также «скотий бог» Велес, покровительница женского рукоделия богиня Мокошь, боги весны и лета — Ярила и Купала. Род и роженицы остались земледельческими богами. Богам возносили молитвы и приносили жертвы (подчас человеческие), для чего существовали специальные святилища — капища, представлявшие собой деревянные или земляные сооружения на возвышенных местах или насыпях. В центре капища располагалось изображение божества, перед которым жгли жертвенные костры. Отправлением культа ведали жрецы — волхвы и кудесники. По мере усиления княжеской Власти соотношение божеств менялось. Верховным богом стал бог войны и дружины громовержец Перун, о почитании которого особенно заботились князья. За Сварогом осталось покровительство ремесленникам. Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоянию растущему влиянию христианства в славянской среде.

  Придя к власти, Владимир  попытался укрепить языческую  веру. По его приказу на холме  у княжеского дворца в Киеве  были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах.            

  Укрепить язычество пантеоном  главных богов, однако, не удалось. Славянские языческие представления  отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец — Сварога, купец — Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии— единобожию.

  Таким образом, язычество не  было религией в современном  понимании. Это была довольно  хаотическая совокупность верований, культов, но не учение. Это соединение  религиозных обрядов и целого  вороха объектов религиозного  почитания. Поэтому объединение  людей разных племён, в чём  так нуждались восточные славяне  в X-XII в., не могло быть осуществлено  язычеством. Между тем стремление  вырваться из-под угнетающего  воздействия одиночества среди  редконаселённых лесов, болот и  степей, боязнь грозных явлений  природы заставляли людей искать  объединения.

    1. Крещение Руси и крещение киевлян

 

С самого начала хотелось бы  оговорить,  что  мы  будем  понимать  под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы  предполагает  наличие в прошлом  одноразового  события:  быстрого  и  повсеместного  приобщения  к христианству всего народа, целой страны — Древней  Руси.  Между  тем  такого события отечественная история не знает. Был  продолжительный,  растянувшийся на   несколько   столетий   процесс   введения   христианства   в   качестве государственной  религии  централизованной  Киевской  державы.   Официальное начало этому процессу, постепенно  подготавливавшемуся  всем  предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в  988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и  население  ряда  других городов Киевской Руси.

 Нельзя  называть  приобщение  к  христианству   одних   лишь   киевлян «крещением  Руси»,  этим  мы  допускаем  грубейшее  нарушение   элементарной  логики, известное под названием  подмены понятий. Один из начальных  моментов длительного   процесса   христианизации   Древней    Руси    непозволительно отождествлять  со всем процессом,  у  многих  складывается  впечатление,  что  это   одномоментное  и  вполне  законченное  событие,  а  988  год   считают временем  утверждения  христианства  в  древнерусском   обществе.   Крещение киевлян  князем Владимиром (это уже “второе  крещение  Руси”)  –  лишь  начало  акции князей Владимира и Ярослава  по  насаждению  христианства  в  пределах централизованной  Киевской  Руси:  крещение  новгородцев,  а  также  жителей других древнерусских  городов, расположенных главным  образом на  водном  пути от  Киева к Новгороду. Событие 988 года  наша  православная  церковь  считает  официальным принятием христианства  на Руси. Однако  нужно  разделять  два  понятия:  “Крещение киевлян”  и “Крещение Руси” – первое  событие прошло в один день, а  второе  – целая эпоха, которая  растянулось на столетия. Дальше  речь  пойдет  именно  о целой  исторической вехе в жизни  наших предков и о роли христианизации  Руси. Существует  два  расхожих  мнения  о   состоянии   духовной   культуры славянских народов нашей страны. В первом крещение  киевлян  рассматривается современными  церковными   авторами   как   начало   культурного   прогресса древнерусского  общества,  —  прогресса,  сводящегося  к  простому  усвоению византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими  за  душой ничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к  быстрому и глубокому  усвоению  готовых  культурных  форм.  С  другой  стороны  более глубокий анализ  культурного  наследия   нашей  страны  показывает,  что  ко времени принятия христианства русское  искусство  находилось  на  достаточно высокой ступени развития. Более тысячи лет  русскому  народному  творчеству, русской  письменности,  литературе,   живописи,   архитектуре,   скульптуре, музыке.  Между  тем   усвоение   и   творческое   переосмысление   элементов византийской   культуры,   попавших   на   Русь   в   ходе    христианизации древнерусского общества (христианство  в  данном  случае  выступало  в  роли простого передатчика этих элементов), стали возможными только потому, что  в дохристианской Руси не было какого-то  культурного  вакуума,  а  существовал достаточно высокий уровень развития духовной культуры.

     Богословы современного русского  православия стремятся связать  воедино два процесса: христианизацию  Древней  Руси  и  возникновение  древнерусской государственности, причем связать так, чтобы  первый  процесс  воспринимался как  первооснова  второго.   Историки    же   считают,   что   Древнерусское государство возникло более, чем за столетие  до  крещение  киевлян  и  стало исторической  реальностью  задолго  до  религиозной  акции  киевского  князя Владимира  Святославовича.  Образование   государства   –   не   начало,   а определенный  итог  общественного  развития,  переход  в   новое   качество, которому предшествовал продолжительный подготовительный  период,  длительный процесс постепенного накапливания количественных  изменений  в  общественной жизни Древней Руси.  Следовательно,  становление  русской  государственности происходило в еще более древние времена. К  тому  же  логично  предположить, что носильное насаждение  христианства  возможно  только  лишь  при  условии единого, сильного государства. Известный факт, что  массовая  христианизация встретила яростный отпор со стороны язычников.

 

    1. Предпосылки

 

Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.

 Состоящая  из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность  в конце I тыс. до Р. Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали) .

 Перемена  веры дружинников была делом  вполне естественным: они много  времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том  числе и в Византии, где видели  прекрасные храмы, торжественные  службы, сравнивали свои культы  с христианской верой.

 Племенные, языческие верования были, как  правило, основаны на непонимании  воздействия на человека каких-то  малоприятных, неведомых сил. Представления  об этих силах соотносились  с родоплеменным бытом, с особенностями  местности, со специфическими занятиями  населения, Поэтому серьезные изменения  в быте ставили под сомнение  различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О. М Соловьев и А. В Карташев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем не менее, крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками: "Чужой Бог" сильнее. Известны также и миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.

 Но  настоящих фанатов язычества  было немного, хотя обряды любили  и совершались. В городах на  пути из варяг в греки было много купцов, среди которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой половине X в. существовали православные храмы в Новгороде и в других городах на пути из варяг в греки.

 Вдова  Игоря Ольга, управлявшая государством  по смерти мужа, приняла крещение. Некоторые ученые считают обращение  Ольги политической игрой, но  это не вполне верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным  фактором было личное побуждение  Ольги.

Но, все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако, в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается.

"Скорее  Ольга крестилась еще до посещения  Константинополя (в столицу Византии  она прибыла со священником, скорее духовником княгини.)» Так или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.

 В X в. происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило быстрее.

 Постепенно  создавались предпосылки для  официального признания новой  религии и для массового крещения  восточных славян. Этим предпосылкам  суждено было сбыться во времена  правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко.

 

    1. Причины принятия христианства

 

Хотя официально Русь считается православной с 988 года, борьба православия с язычеством продолжалась на протяжении всей истории средневековой церкви. Язычники передавали от поколения к поколению заговоры и заклинания, украшали дома и одежду языческим орнаментом, исполняли языческие обряды, обращались за помощью к волхвам: лекарям и изготовителям амулетов, слушали сказителей языческих мифов – «кощунов» (от которых православные борцы с язычеством образовали слово «кощунство»). На городских площадях проходили языческие игрища. В церковном поучении XII в. описываются многолюдные языческие сборища в любую погоду и пустующие церкви [1]. Почему же в десятом веке русские приняли непопулярную византийскую веру?

Информация о работе Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси