Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 18:16, реферат
Цель реферата заключается в уточнении понятий «Крещение Руси», выяснении причин, условий, при которых происходило это событие, получении более полного представления о влияние христианства на развитии Руси.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: необходимо определиться, что есть понятие «Крещение Руси», осветить причины возникновения указанных событий и условия, при которых оно имело место, рассмотреть значение и роль принятия христианства.
Введение
Предыстория
Религия древних славян
Крещение Руси и крещение киевлян
Предпосылки
Причины принятия христианства
Крещение князя Владимира в исторических источниках
Влияние христианства на развитие Руси
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова» (Алт ГТУ)
Р Е Ф Е Р АТ
дисциплина: « История »
тема: «Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси»
г. Алейск 2013
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии.
До сих пор периодически в церковной и светской среде не утихают разговоры по поводу реального факта крещения Руси. Кажется, что этот извечный вопрос никогда не будет иметь ответа, пока ученые всех мастей не договорятся, что считать Русью, и, что считать фактом крещения. Ситуация с этими понятиями гораздо серьезней, чем можно было бы предположить. В связи с этим тема реферата представляется актуальной.
Цель реферата заключается в уточнении понятий «Крещение Руси», выяснении причин, условий, при которых происходило это событие, получении более полного представления о влияние христианства на развитии Руси.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: необходимо определиться, что есть понятие «Крещение Руси», осветить причины возникновения указанных событий и условия, при которых оно имело место, рассмотреть значение и роль принятия христианства.
Структура реферата включает в себя введение, 3 главы, заключение и список литературы.
До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Древнеславянское язычество сложилось задолго до возникновения Киевского государства. Будучи земледельцами, славяне обожествляли землю, солнце, реки. Древнейшими славянскими божествами были Род и роженицы — творец и господин вселенной и богини плодородия. Позднее возникли культы бога неба и верховного властителя мира Сварога, его сына Дажьбога — бога Солнца, священного солнечного коня Хорса, бога ветра Стрибога, бога грома и молнии Перуна. Почитались также «скотий бог» Велес, покровительница женского рукоделия богиня Мокошь, боги весны и лета — Ярила и Купала. Род и роженицы остались земледельческими богами. Богам возносили молитвы и приносили жертвы (подчас человеческие), для чего существовали специальные святилища — капища, представлявшие собой деревянные или земляные сооружения на возвышенных местах или насыпях. В центре капища располагалось изображение божества, перед которым жгли жертвенные костры. Отправлением культа ведали жрецы — волхвы и кудесники. По мере усиления княжеской Власти соотношение божеств менялось. Верховным богом стал бог войны и дружины громовержец Перун, о почитании которого особенно заботились князья. За Сварогом осталось покровительство ремесленникам. Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоянию растущему влиянию христианства в славянской среде.
Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах.
Укрепить язычество пантеоном
главных богов, однако, не удалось.
Славянские языческие
Таким образом, язычество не
было религией в современном
понимании. Это была довольно
хаотическая совокупность
С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население ряда других городов Киевской Руси.
Нельзя
называть приобщение к христианству
одних лишь киевлян «крещением
Руси», этим мы допускаем
грубейшее нарушение элементарной
логики, известное под названием
подмены понятий. Один из начальных
моментов длительного процесса
христианизации Древней
Руси непозволительно отождествлять
со всем процессом, у многих
складывается впечатление, что
это одномоментное и вполне
законченное событие, а 988
год считают временем утверждения
христианства в древнерусском
обществе. Крещение киевлян
князем Владимиром (это уже “второе
крещение Руси”) – лишь начало
акции князей Владимира и
Богословы современного
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.
Состоящая
из различных северогерманских,
славянских и финских
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.
Племенные,
языческие верования были, как
правило, основаны на непонимании
воздействия на человека каких-
Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя обряды любили и совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, среди которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой половине X в. существовали православные храмы в Новгороде и в других городах на пути из варяг в греки.
Вдова
Игоря Ольга, управлявшая государством
по смерти мужа, приняла крещение.
Некоторые ученые считают
Но, все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако, в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается.
"Скорее
Ольга крестилась еще до
В X в. происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило быстрее.
Постепенно
создавались предпосылки для
официального признания новой
религии и для массового
Хотя официально Русь считается православной с 988 года, борьба православия с язычеством продолжалась на протяжении всей истории средневековой церкви. Язычники передавали от поколения к поколению заговоры и заклинания, украшали дома и одежду языческим орнаментом, исполняли языческие обряды, обращались за помощью к волхвам: лекарям и изготовителям амулетов, слушали сказителей языческих мифов – «кощунов» (от которых православные борцы с язычеством образовали слово «кощунство»). На городских площадях проходили языческие игрища. В церковном поучении XII в. описываются многолюдные языческие сборища в любую погоду и пустующие церкви [1]. Почему же в десятом веке русские приняли непопулярную византийскую веру?
Информация о работе Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси