Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель реферата заключается в уточнении понятий «Крещение Руси», выяснении причин, условий, при которых происходило это событие, получении более полного представления о влияние христианства на развитии Руси.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: необходимо определиться, что есть понятие «Крещение Руси», осветить причины возникновения указанных событий и условия, при которых оно имело место, рассмотреть значение и роль принятия христианства.

Содержание работы

Введение
Предыстория
Религия древних славян
Крещение Руси и крещение киевлян
Предпосылки
Причины принятия христианства
Крещение князя Владимира в исторических источниках
Влияние христианства на развитие Руси
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

  Русские  принадлежали к семейству европейских  народов, но оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданскою жизнью, которую получили вместе с христианством, и которая отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сделать, как последовать примеру других. Владимир понял настоявшую России необходимость стать страною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

  Представителями  христианства были в то время  греки и папа. Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианство именно от греков.   Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у других.

  Спустя  два года после собственного  крещения Владимир решился приступить  к крещению народа. Прежде чем  делать это, он решился войти  в сношения с греками, так как  для будущей русской Церкви  нужна была иерархия. Для сей  цели надлежало отправить посольство  с просьбой. Но он поступил  иначе: отправился войной на греческий  город и только в качестве  победителя завязал с греками сношения”. Проанализировав этот текст, можно сделать выводы:

  1. переменить веру Владимира убедили христиане, жившие в Киеве; они же и крестили князя; это произошло в Киеве;
  2. Владимиру было необходимо подготовить своих подданных к крещению;
  3. установление связей с Константинополем определялось стремлением Владимира получить церковную иерархию для Руси и нежеланием оказаться в политической зависимости от Рима.

г) А.Поппэ «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.».   Существует ещё версия, сформулированная еще в 1970-х годах превосходным польским историком Древней Руси и Византии Анджеем Поппэ. Согласно его версии, Владимир крестился 6 января 988г. в Киеве, а не в Корсуни - Херсоне (близ нынешнего Севастополя), как говорит летописец. Поход Владимира Святославича на Корсунь Поппэ рассматривает как военную помощь киевского князя византийским императорам. Его выводы базируются на двух предположениях:

1) Лев  Диакон (византийский историк) не  симпатизировал Василию Болгаробойце и критически относился к тем методам, с помощью которых этот император пытался сохранить свою власть над Византией (например, выдача принцессы Анны замуж за "скифского варвара", использование Василевсом русских войск для подавления восстания Варды Фоки);

2) Херсонес, стремившийся стать независимым  от империи городом-государством, поднял мятеж против византийских василевсов, который и был подавлен князем Владимиром [6]. Её разделяют многие зарубежные исследователи. Владимир принял участие в подавлении мятежа полководца Варды Фоки.   Как эти события трактуются историками? Возможно, взятие Херсонеса (Корсуни) не было актом давления на византийского императора. Последний сам обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, а Херсонес примкнул к мятежу Фоки. Поппэ убедительно доказал, что "Владимиров поход на Корсунь не был направлен против Византийской империи. Наоборот, русский князь предпринял поход, чтобы поддержать своего шурина — законного византийского императора,— в подавлении внутреннего мятежа". В этом случае несомненно, что к Владимиру все-таки были направлены послы, которые вели переговоры о заключении союза против Варды Фоки. За это князю была обещана принцесса Анна. Тогда же Владимир и был крещен (во главе посольства стоял епископ). После крещения, выполняя обязательства перед императором, Владимир осадил и захватил мятежный город. Анджей Поппэ показывает несостоятельность, даже абсурдность представления, согласно которому одно войско Руси спасает императора Василия II, а другое в то же время агрессивно захватывает столицу его крымских владений. И историк убедительнейшим образом объясняет поход Руси на Херсонес тем, что последний примкнул к "мятежнику" Варде Фоке. Авторы же Корсунской легенды стремились скрыть свой сепаратизм (по отношению к византийскому императору) и связать взятие Корсуни с женитьбой и крещением князя.

  Принятие  Владимиром и Русью в целом  христианства совершилось не  в силу воздействия со стороны  Византии (как было во многих  землях, подчинявшихся ей), но по  собственной воле Руси, - о чем  справедливо писал  Анджей Поппэ (в котором нет оснований видеть увлеченного русского патриота) [13].

На основании данных фактов можно сделать вывод:

  1. греческое посольство во главе с епископом, заключение союза против Фоки, обещание выдать Анну за князя;
  2. взятие города — эпизод в борьбе с мятежом Фоки;
  3. Владимир был крещен в Киеве греческими послами.

 Следует  отметить, что восстановить точный  ход событий мы не можем, и  многие обстоятельства крещения  Руси остаются достаточно загадочными. Так не понятно, почему нет  сведений о посылки из Византии  на Русь митрополитов в 988—1037 гг. Даже сторонники взглядов  А.Поппэ указывают, что союз с русским князем был встречен в Византии неодобрительно. По другим же предположениям, у Владимира был с греками не союз, а конфликт. Согласно версии русского дореволюционного историка М.Д.Приселкова, в 988—1037 гг. русская Церковь находилась в подчинении не Византии, а Болгарии, Охридской архиепископии (в городе Охриде находилась столица Болгарского царства в 972—1018 гг.). Хотя эта версия чрезвычайно спорна, теснейшие связи Руси и Болгарии в этот период несомненны. По мнению Д.С.Лихачева, именно болгарская письменность стала посредницей в усвоении Русью достижений христианской культуры [3].

  1. Влияние христианства на развитие Руси

 

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

  • Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
  • Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
  • Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

 Русская  церковь, развивавшаяся в сотрудничестве  с государством, стала силой объединяющей  жителей разных земель в культурную  и политическую общность.  Миссионерская деятельность на землях, населенных финно-язычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось) .

 Приобщение  к тысячелетней христианской  истории ставило перед русским  обществом новые культурные, духовные  задачи и указывало на средства  их решения (освоение многовекового  наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

 

 

 

 

Заключение

 

   Крещение Руси – введение в  Киевской Руси христианства как  государственной религии, одна из  важнейших реформ, принятая князем  Владимиром Святославичем в 988 г. (конец X века). Это был  продолжительный,  растянувшийся на   несколько   столетий   процесс   введения   христианства   в   качестве государственной  религии  централизованной  Киевской  державы.

Основные объективные причины принятия христианства на Руси.

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

  1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало

в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

  1. Несовместимость установившегося государственного единства

разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

  1. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие

международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.     

Таким образом, цель написания реферата достигнута  путем решения ряда задач: рассмотрено понятие «Крещение Руси», освещены причины, предпосылки и условия возникновения указанных событий, рассмотрено значение и роль принятия христианства.

 

Список литературы

 

1.  Рыбаков Б. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 2009. – С. 766 – 778

2.  Жак ле Гофф. История средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – С. 140

3. Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 2004. С. 45.

4.  Голубинский Е.Е. http://www.nd.ru/education/lessons/history1g.htm1.

6. Никитин В. « 1000 лет Русской церкви» в кн.: «Малая церковь» М., «Русский мир», 1999 г., С.73

7. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.». Вестник Московского университета. Сер. История. 1978. №2. С. 45—58.

8. Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства http://www.krotov.info/history/10/988/rapov.htm

9.   При подготовки работы использовались также материалы сайтов:

http://old-rus.narod.ru/

http://old-rus.narod.ru/02.htm

http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/history/29792554.html

http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html

http://old-rus.narod.ru/articles/art_37_14.htm

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси