Русские
принадлежали к семейству европейских
народов, но оказывались в нем,
так сказать, уродом. Все другие европейские
народы были уже христианскими и начали
жить тою новою гражданскою жизнью, которую
получили вместе с христианством, и которая
отделяла их от народов языческих как
особый нравственный мир. Чтобы войти
в этот мир, и нам ничего не оставалось
более сделать, как последовать примеру
других. Владимир понял настоявшую России
необходимость стать страною христианскою,
чтобы сделаться страною вполне европейскою.
Представителями
христианства были в то время
греки и папа. Обратителями Владимира
были киевские варяги-христиане. Варяги
не имели личного интереса убеждать Владимира
принять христианство именно от греков.
Крестившись от папы, Владимир вступил
бы в многочисленный сонм окружавших его
государей. Но он был бы в нем младшим,
сделался бы весьма ограниченным в своей
свободе его членом. Напротив, крестившись
от греков, Владимир сохранял свободу,
не подвергал себя опасности быть в мальчиках
и на послугах у других.
Спустя
два года после собственного
крещения Владимир решился приступить
к крещению народа. Прежде чем
делать это, он решился войти
в сношения с греками, так как
для будущей русской Церкви
нужна была иерархия. Для сей
цели надлежало отправить посольство
с просьбой. Но он поступил
иначе: отправился войной на греческий
город и только в качестве
победителя завязал с греками сношения”.
Проанализировав этот текст, можно сделать
выводы:
- переменить веру Владимира убедили христиане, жившие в Киеве; они же и крестили князя; это произошло в Киеве;
- Владимиру было необходимо подготовить своих подданных к крещению;
- установление связей с Константинополем определялось стремлением Владимира получить церковную иерархию для Руси и нежеланием оказаться в политической зависимости от Рима.
г) А.Поппэ
«О причинах похода Владимира Святославича
на Корсунь 988—989гг.». Существует
ещё версия, сформулированная еще в 1970-х
годах превосходным польским историком
Древней Руси и Византии Анджеем Поппэ.
Согласно его версии, Владимир крестился
6 января 988г. в Киеве, а не в Корсуни - Херсоне
(близ нынешнего Севастополя), как говорит
летописец. Поход Владимира Святославича
на Корсунь Поппэ рассматривает как военную
помощь киевского князя византийским
императорам. Его выводы базируются на
двух предположениях:
1) Лев
Диакон (византийский историк) не
симпатизировал Василию Болгаробойце
и критически относился к тем методам,
с помощью которых этот император пытался
сохранить свою власть над Византией (например,
выдача принцессы Анны замуж за "скифского
варвара", использование Василевсом
русских войск для подавления восстания
Варды Фоки);
2) Херсонес,
стремившийся стать независимым
от империи городом-государством,
поднял мятеж против византийских
василевсов, который и был подавлен князем
Владимиром [6]. Её разделяют многие зарубежные
исследователи. Владимир принял участие
в подавлении мятежа полководца Варды
Фоки. Как эти события трактуются
историками? Возможно, взятие Херсонеса
(Корсуни) не было актом давления на византийского
императора. Последний сам обратился к
князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе
против мятежников, а Херсонес примкнул
к мятежу Фоки. Поппэ убедительно доказал,
что "Владимиров поход на Корсунь не
был направлен против Византийской империи.
Наоборот, русский князь предпринял поход,
чтобы поддержать своего шурина — законного
византийского императора,— в подавлении
внутреннего мятежа". В этом случае
несомненно, что к Владимиру все-таки были
направлены послы, которые вели переговоры
о заключении союза против Варды Фоки.
За это князю была обещана принцесса Анна.
Тогда же Владимир и был крещен (во главе
посольства стоял епископ). После крещения,
выполняя обязательства перед императором,
Владимир осадил и захватил мятежный город.
Анджей Поппэ показывает несостоятельность,
даже абсурдность представления, согласно
которому одно войско Руси спасает императора
Василия II, а другое в то же время агрессивно
захватывает столицу его крымских владений.
И историк убедительнейшим образом объясняет
поход Руси на Херсонес тем, что последний
примкнул к "мятежнику" Варде Фоке.
Авторы же Корсунской легенды стремились
скрыть свой сепаратизм (по отношению
к византийскому императору) и связать
взятие Корсуни с женитьбой и крещением
князя.
Принятие
Владимиром и Русью в целом
христианства совершилось не
в силу воздействия со стороны
Византии (как было во многих
землях, подчинявшихся ей), но по
собственной воле Руси, - о чем
справедливо писал Анджей Поппэ
(в котором нет оснований видеть увлеченного
русского патриота) [13].
На основании
данных фактов можно сделать вывод:
- греческое посольство во главе с епископом, заключение союза против Фоки, обещание выдать Анну за князя;
- взятие города — эпизод в борьбе с мятежом Фоки;
- Владимир был крещен в Киеве греческими послами.
Следует
отметить, что восстановить точный
ход событий мы не можем, и
многие обстоятельства крещения
Руси остаются достаточно загадочными.
Так не понятно, почему нет
сведений о посылки из Византии
на Русь митрополитов в 988—1037
гг. Даже сторонники взглядов
А.Поппэ указывают, что союз с русским
князем был встречен в Византии неодобрительно.
По другим же предположениям, у Владимира
был с греками не союз, а конфликт. Согласно
версии русского дореволюционного историка
М.Д.Приселкова, в 988—1037 гг. русская Церковь
находилась в подчинении не Византии,
а Болгарии, Охридской архиепископии (в
городе Охриде находилась столица Болгарского
царства в 972—1018 гг.). Хотя эта версия чрезвычайно
спорна, теснейшие связи Руси и Болгарии
в этот период несомненны. По мнению Д.С.Лихачева,
именно болгарская письменность стала
посредницей в усвоении Русью достижений
христианской культуры [3].
- Влияние христианства на развитие Руси
Историческое
значение этого времени заключалось в
следующем:
- Приобщение славяно-финского мира к ценностям
христианства.
- Создание условий для полнокровного
сотрудничества племен Восточно-Европейской
равнины с другими христианскими племенами
и народностями.
- Русь была признана как христианское
государство, что определило более высокий
уровень отношений с европейскими странами
и народами.
Русская
церковь, развивавшаяся в сотрудничестве
с государством, стала силой объединяющей
жителей разных земель в культурную
и политическую общность. Миссионерская
деятельность на землях, населенных финно-язычными
и тюркскими племенами, не только вовлекла
эти племена в орбиту христианской цивилизации,
но и несколько смягчала болезненные процессы
становления многонационального государства
(это государство развивалось на основе
не национальной и религиозной идеи. Оно
было не столько русским, сколько православным.
Когда же народ потерял веру-государство
развалилось) .
Приобщение
к тысячелетней христианской
истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные
задачи и указывало на средства
их решения (освоение многовекового
наследия греко-римской цивилизации,
развитие самобытных форм литературы,
искусства, религиозной жизни). Заимствование
становилось основой для сотрудничества,
из осваиваемых достижении Византии постепенно
вырастали ранее неведомые славянам каменное
зодчество, иконопись, фресковые росписи,
житийная литература и летописание, школа
и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое
не как кратковременное действие, не как
массовый обряд, а как процесс постепенной
христианизации восточно-славянских и
соседствовавших с ними племен - крещение
Руси создало новые формы внутренней жизни
этих сближавшихся друг с другом этнических
групп и новые формы их взаимодействия
с окружающим миром.
Заключение
Крещение Руси – введение в
Киевской Руси христианства как
государственной религии, одна из
важнейших реформ, принятая князем
Владимиром Святославичем в 988 г. (конец
X века). Это был продолжительный,
растянувшийся на несколько
столетий процесс введения
христианства в качестве
государственной религии централизованной
Киевской державы.
Основные
объективные причины принятия христианства
на Руси.
На сегодня
современные историки называют три основные
причины этого:
- Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало
в непримиримое
противоречие с общинными языческими
представлениями древних славян.
- Несовместимость установившегося государственного единства
разнородных
языческих культов отдельных восточнославянских
племен, а также неславянских народов.
Это противоречие необходимо было преодолеть:
единому государству должен был соответствовать
и единый религиозный культ.
- Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие
международные
союзы и была обречена на политическую
изоляцию, прежде всего в Европе, где не
хотели заключать династических браков,
а также торговать с язычниками. Здесь
уже затрагивались экономические вопросы
жизни государства, вопросы дальнейшего
развития и сохранения Руси как единого
и могучего, способного защитить себя
государства.
Таким образом,
цель написания реферата достигнута
путем решения ряда задач: рассмотрено
понятие «Крещение Руси», освещены причины,
предпосылки и условия возникновения
указанных событий, рассмотрено значение
и роль принятия христианства.
Список литературы
1. Рыбаков
Б. Язычество древней Руси. – М.: Наука,
2009. – С. 766 – 778
2. Жак ле
Гофф. История средневекового Запада.
– М.: Прогресс-Академия, 1992. – С. 140
3. Боровский
Я. Е. Мифологический мир древних киевлян.
Киев, 2004. С. 45.
4. Голубинский
Е.Е. http://www.nd.ru/education/lessons/history1g.htm1.
6. Никитин В.
« 1000 лет Русской церкви» в кн.: «Малая
церковь» М., «Русский мир», 1999 г., С.73
7. Поппэ А. «О
причинах похода Владимира Святославича
на Корсунь 988—989гг.». Вестник Московского
университета. Сер. История. 1978. №2. С. 45—58.
8. Рапов О.М.
Русская Церковь в Х— первой трети ХII
в. Принятие христианства http://www.krotov.info/history/10/988/rapov.htm
9. При
подготовки работы использовались также
материалы сайтов:
http://old-rus.narod.ru/
http://old-rus.narod.ru/02.htm
http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/history/29792554.html
http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html
http://old-rus.narod.ru/articles/art_37_14.htm