Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 18:16, реферат
Цель реферата заключается в уточнении понятий «Крещение Руси», выяснении причин, условий, при которых происходило это событие, получении более полного представления о влияние христианства на развитии Руси.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач: необходимо определиться, что есть понятие «Крещение Руси», осветить причины возникновения указанных событий и условия, при которых оно имело место, рассмотреть значение и роль принятия христианства.
Введение
Предыстория
Религия древних славян
Крещение Руси и крещение киевлян
Предпосылки
Причины принятия христианства
Крещение князя Владимира в исторических источниках
Влияние христианства на развитие Руси
Заключение
Список литературы
Христианство в мире распространялось двумя путями: первый – мечами христианских армий (например, среди саксов, западных славян, прибалтов), второй – через племенную верхушку. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает: «Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убедить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей» [2]. Известна и причина. Правитель, принимавший христианство, получал божественную санкцию своей власти, коей нет «не от бога». Подданных в церкви торжественно поучали: «Рабы во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; Рабы, повинуйтесь господам по плоти со страхом и трепетом, как Христу. Не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя Волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не человекам; Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» [3].«Бога бойтесь, князя почитайте – рабы мы, во-первых, Бога, а потом – господина» [4].
И апостол Павел глаголет: «Всякая душа властям повинуется», «Естеством земным подобен есть всякому человеку царь, властью же сана, яко Бог» – вещал великий Златоуст. Тем самым противиться власти, значит противиться закону Божьему [5].
Летопись рассказывает о крещении Руси: «С радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре»[6]. Подведем итог.
Время и события требовали познания мира истории в широких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем-то, которое давалось язычеством, сказывалась, прежде всего, по торговым и военным дорогам Руси, там, где выстраивали первые государственные образования. Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался X в. Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославович - в 980г. делает попытку объединения язычества на всей территории страны. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Религия должна была служить своеобразному приобщению Руси к мировой культуре. Особенности славянского язычества, как неупорядочность культа, наличие местных вариантов, и делает вывод о непригодности племенных верований для решения возникших к концу X в. важнейших политических и культурных задач.
Киевские князья должны были решать задачу поддержания единства своего государства, противостоять сепаратизму племён. Военные методы решения этой задачи себя исчерпали.
Язычество скорее разобщало, чем соединяло восточных славян. Но князья с Севера, утвердившиеся в Киеве в 882г. продолжали по традиции, потакая дружине, придерживаться прежних верований, хотя на Юге, в самом Киеве, христианство было известно с середины IX в. Потребность в переменах стала очевидной к концу X в.
Восстановить точный ход событий принятия христианства мы не можем, и многие обстоятельства крещения Руси остаются достаточно загадочными. Существует много спорных вопросов и, соответственно, имеются различные точки зрения на проблему принятия христианства.
а) «Повесть временных лет». Наиболее известная версия принятия христианства изложена в летописи «Повесть временных лет». Согласно «Повести временных лет», уже после болгарского похода Владимир начал поиски новой религии, которая могла бы заменить собой язычество. В ней рассказывается, что в 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, - предлагая Владимиру принять веру. В летописи помещен рассказ о том, как Владимир выбирал новую веру [7]. Ряд исследователей считали, что в основе его лежат различные легенды и сказания баснословного характера, поэтому ему нельзя доверять. Однако, как правильно заметил Боровский Я.И., этот рассказ, несомненно «отражает реальную действительность», так как князю Владимиру, конечно, пришлось выбирать ту религию, которая больше подходила, по его мнению, русскому обществу [1].
Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были расселены по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру называли самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе. Так, по легенде, совершился выбор веры. С решением Владимира перейти в христианскую веру связана в летописи история женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре соправителей – Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988г. Владимир осадил Корсунь и, взяв его, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал я, что имеете сестру девицу. Если не отдадите её замуж за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшись в безвыходном положении, византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и крестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещён в Херсонесе. [8].
Таким образом, в Корсунской легенде можно выделить основные положения:
- приход послов к Владимиру;
- Владимир отправляет послов для выбора веры;
- взятие Корсуни; - крещение князя в Корсуни.
Эта версия крещения, помещенная в летописи, уже давно подвергается критики историков. Е.Е.Голубинский в «Истории Русской церкви» анализирует содержание летописной легенды и других источников, рассказывающих о крещении Владимира. Для решения вопроса о том, когда же произошло крещение Руси, Е. Е. Голубинский привлек источники XI в.. Мнение Голубинского было впоследствии активно поддержано А. А. Шахматовым, М. Д. Приселковым и другими учеными. Особенно ценным из них является первый, в котором имеется ряд дат, не встречающихся нигде.
б) Древние исторические источники: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Житие блаженного Володимера» монаха Иакова. «Кроме повести, помещенной в летописи, мы имеем трех древних сказателей, которые говорят о крещении Владимира. Они суть: митрополит Илларион, писавший между 1037 и 1050 гг., монах Иаков, писавший около 1070г., и Нестор Печерский. Если бы существовали факты прихода к Владимиру послов от народов, его обращения в православное христианство проповедью посла или миссионера греческого, то эти писатели должны были бы знать и сказать о них. Но все трое дают знать, что Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия.
Митрополит Илларион в своем «Слове о законе и благодати» находит заслуживающим удивления то, что Владимир решился принять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом в состоянии был понять, что христианство лучше язычества: «Како верова! Како разгореся в любовь Христову?»
Монах Иаков написал «Похвалу князю русскому Володимеру». Он объясняет его поступок, во-первых, тем, что сам Бог «просветил сердце его», во-вторых, тем, что, «слышав о бабке своей Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми делы украсившися», возгорел желанием подражать ей.
Нестор Печерский дает знать, что Владимиру было особенное, сверхъестественное откровение.
Одновременно с сочинениями монаха Иакова было открыто и напечатано «Житие блаженного Володимера». Сравнивая «Житие» с летописью, находим, что первая часть его есть та же самая повесть о крещении, которая читается в летописи, только в сокращенном виде. Две повести о крещении Владимира имеют то взаимное отношение, что или первая сокращена из второй, или, наоборот, вторая распространена из первой. Которое же из двух? В древней Руси авторская слава не составляла чего-нибудь высокоценимого, так чтобы люди имели побуждения дорожить ею. А поэтому авторы весьма нередко не выставляли имен под своими произведениями. У нас был другой обычай, именно — выдавать свои и неизвестных авторов сочинения за творения святых отцов (побуждение — придание сочинениям авторитета и таким образом достижение через них большей пользы). Между тем автор «Жития Володимерова» говорит о нем как о своем сочинении. Таким образом, «Житие» необходимо принимать не за сокращение из летописи, а за настоящее самостоятельное сочинение. Но из сего будет следовать, что повесть о крещении, читаемая в летописи, есть распространение и вторичная редакция «Жития».
Если старшая, или первоначальная, редакция не знает о приходе к Владимиру послов от народов, а говорит только о посылании им самим послов для осмотра вер, то ясно, что этот приход послов к Владимиру сочинен автором второй редакции. Повесть о крещении, читаемая в летописи, говорит далее, воспроизводя «Житие», о завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни. Он в лето 988-е пошёл войною на Корсунь. После продолжительной осады он взял город. Вощед в Корсунь, Владимир послал в Константинополь к тогдашним царям греческим Василию и Константину, приказав говорить им: «Я взял ваш славный город; слышу я, что вы имеете сестру девицу; если не выдадите её за меня замуж, то и с вашей столицей сделаю то же, что с этим городом». Цари отвечали, что нельзя христианам отдавать девиц в замужество за язычников, но что если он крестится, то получит руку царевны. Владимир отвечал, что он уже пришел с намерением креститься. Цари обрадовались, послали к Владимиру сестру с сановниками и пресвитерами. Владимир крестился, а после обвенчался с царевною. Против свидетельства повести в летописи пред нами свидетельство монаха Иакова. Иаков сообщает, что Владимир крестился до похода на Корсунь, который он предпринял, уже будучи христианином”. [2].
На основе этого текста можно выделить основные положения:
На основе сопоставления разных данных можно сформировать вопросы, которые являются спорными:
в) Е.Е. Голубинский «История русской церкви»
На эти вопросы Е.Е.Голубинский в «Истории русской Церкви» даёт свой ответы. «В вопросе о принятии Владимиром христиан кой православной веры содержатся два отдельных вопроса, во-первых: кем он обращен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение. Для проповеди православного христианства к Владимиру не приходили ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонний миссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома, и, следовательно, ясно, что таковыми были те варяги-христиане, которые в большом числе находились в Киеве со времени Игоря. Эти варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира».
Россия
в продолжение долгого времени
после крещения Владимирова
Дело
о крещении Владимира
Прежде чем обращаться к речи о том, что расположило Владимира оставить язычество и принять христианство, считаем нужным возвратиться к повести, помещенной в летописи, чтобы дать некоторые разъяснения. Кто был творцом повести, пока остается неизвестным. Есть вероятность предполагать, что он был не русский, а грек, из числа многих греков, живших в России в домонгольский период. Сравнив Владимира с Константином Великим, автор взывает к ним обоим: «О святая царя Константине и Володимере! избавляйта от всякие беды греческие и русские!», русские не притязали молиться о греках, считая их людьми слишком высокими, чтобы они могли нуждаться в чужих молитвах, слово «греческие» заставляет подозревать в авторе грека. Для какого грека не могло быть желательным убедить русских, что вера, которую они, русские, приняли от греков, есть вера самая лучшая?
Практическая
цель редакции повести: укрепить
русских людей в привязанности
к своей вере и усилить
Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как великий государь.
Информация о работе Крещение Руси. Влияние христианства на развитие Руси