Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян “крещением Руси”, этим мы допускаем грубейшее нарушение элементарной логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно отождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, что это одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считают временем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) – лишь начало акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение Руси” – первое событие прошло в один день, а второе – целая эпоха, которая растянулось на столетия. Дальше речь пойдет именно о целой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси.

Содержание работы

Введение
a) Актуальность темы
b) Русь на пороге крещения
c) Крещения князя Владимира
d) Крещение киевлян князем Владимиром
e) Крещение Руси
f) Образование Поместной Русской Православной Церкви
g) Роль принятия христианства
Крещение Руси и его значение в литературе
Крещение Руси в Фольклоре
Крещения Руси в кино
Как «крестили» Русь русские художники
Крещение Руси в архитектуре
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

крещение.docx

— 4.35 Мб (Скачать файл)

·         Помогать мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.

 

Стихи посвященные Крещению Руси

 

                       * * *

Сегодня – день Крещения Руси… 
День православия, день божьей благодати. 
Вздымая руки к небу: - Господи, спаси! 
Через сомнения в душе… мы стелем гати… 
 
Когда-то… князь Владимир свой народ 
Укутал верой, принесённой с Византии… 
Под алой мантией, согрев славянский род, 
Он заложил в умах величие России. 
 
Во время смуты или тягостных годин 
Колоколов церковных всем милее звуки… 
Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,  
Нательный крестик помогал ослабить муки. 
 
Руси защитникам: солдату, офицеру, 
Лишь звуки музыки послышатся едва… 
Текст – «…за Царя, за Родину, за Веру…»  
Не просто громкие, - священные слова. 
 
Храня историю, той… Киевской Руси, 
Мы собираем веры истинной… осколки… 
Уже одиннадцатый век… нам крест нести 
Дай, Бог, помогут… православные потомки… 

Владимир Кухарь  

г. Колпино                              28.07.2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

СВЯТАЯ  РУСЬ.

 

Шли годы, шли века... Над Русскою Державой

За  князем княжил князь и ширилась земля.

И ряд богатырей прошел по ней со славой

И тризну справила по ним вся Русь скорбя...  

 

Но  светоч истины сокрыт был от народа,

В потьмах бродила Русь... Не славила в те дни

Великого  Творца и истинного Бога,

В кровавых капищах Перуна и Даждбога,

В невежестве своем склонялися они... 

 

Но  вот настал тот час, когда десницей Божьей,

Ниспослан был на Русь луч благости святой,

И кликнул светлый Князь: "Кто  верен мне за мной! 

 

О мой народ! Спеши расстаться с  ложью,

Отринь  богов, как я познай Живого Бога,

К Днепру иди, омой грехи свои,

Прими свет истины крещения Христова".

И множество крестилося в те дни... 

 

Вся Русь поныне чтит Владимира Святого,

При нем блеснул над ней Христианства первый луч,

И в горькой участи изгнанья рокового,

Мы  молимся ему: "Предстателем нам  будь! 

 

О Ты! страны родной, великий Просветитель,

Владимир-Солнышко! ее отцом ты был,

Молись  за нашу Русь, которой Сам Спаситель,

Крещением святым грехи ее омыл". 

 

Пусть памятный сей год - начала Эры славной,

Зарею светлых дней вновь будет для  нее,

Неугасимый  светоч веры Православной,

Сияет век над ней, как светлая звезда".

 

А. КОВСКАЯ 

Шанхай, 17 июля, 1938 г. 

 

 

 

 

 

 КРЕЩЕНИЕ  РУСИ. 

 

Из  дикой варварской страны, -

Племен  славянских, где сыны,

Отцы  живали наши встарь

И, где сложили кости, прах;

На  славу нам, врагам на страх,

Где воцарился Русский Царь;

В степях, вдоль рек и по лесам.

Где зверь рычал и птичий гам

Стоял всегда и ночь, и день;

Озер  просторы, ленты рек -

От  Рождества в десятый век -

Согнало солнце будто тень,

Из  пепла Феникс будто вдруг,

Времен  закончив темных круг,

Восстала  Русь; со всех концов

Владимир  князь крестил народ

Днепра  в пучине светлых вод

Мужей и жен - Руси отцов. 

 

Страна  восточных вдруг славян,

Туман, как будто встал с полян,

При свете дня расплылся весь,

Себя  крещеньем обновив,

Конец Перуну положив,

Великой стала; град и весь,

Поля, леса, ручьи, моря -

Любовью весь народ горя,

Жить  новой, светлой жизнью стал:

Князья, дружина, смерды - все

Юнцы  и старцы - весь вполне

Народ к Кресту вдруг враз припал.

Из  дикой, варварской страны,

Где полудикие сыны

С дубьем бродили по лесам

И дань язычеству несли

Божкам  из древа жертвы жгли;

Во  всех углах, по всем местам

Великой стала и святой,

Обширной  Русскою страной.

Вокруг  росли монастыри

И в них отшельники святые,

Душой великие, простые,

Собой святили пустыри: -

Где звери раньше лишь бродили,

Да  печенеги в плен водили

Детей и жен себе в рабы;

В пещерах, дуплах, шалашах;

В безлюдных, сумрачных местах,

Где сосны, ели, да дубы

Сплетали  сплошь густую сень,

Всегда  стояла там лишь тень: -

Вдруг стали быстро вырастать

Святые  храмы и скиты,

В градах: палат, хором ряды -

Родную  землю украшать. 

 

Десятый век идет с тех пор,

Когда народ спустился с гор,

Лежал где стольный Киев-град

И сам Владимир, князь святой

Крестил его Днепра водой,

Разбив  всю силу ада врат. 

 

Он  дал Руси священный путь

И указал нам жизни суть,

Открыл  сердец он наших очи,

Смиренно  сам припав к Кресту,

Предал  страну свою Христу

И с душ покров он сбросил ночи

На  век пришел жрецам конец

И светлой веры вдруг венец

Над Русью ярко стал сиять;

И, вот, сугубо грешный мир,

Всегда  лишь чтущий злой кумир

На  Крест с любовью стал взирать.  

 

Кресты  повсюду, купола,

Зовут во храм колокола;

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Повсюду слышен сей привет;

Святой, незримый льется свет

На  землю Русскую с небес.

Тебе, Владимир, князь святой!

Равноапостольный, родной!

Хвалу и славу мы поем

И молим также все с смиреньем,

На  лик взирал с умиленьем,

Тебя, спасти мы Русь зовем!

Спаси Россию, князь святой!

Мы  верим, верим, что тобой

Россия  будет спасена

И, сбросив прочь безбожья бремя,

Мы  верим впредь - на долго время

От  козней злых ограждена.

И свет Христов над Русью вновь

Засветит  ярко и любовь

В сердцах проснется наших всех;

Покой в России водворит

Господь, когда Он нам простит

Цареубийства  тяжкий грех!

 

БОРИС УВАРОВ

июнь 1938 года. Шанхай. 

 

 

 

 

КИЕВ. 

 

Высоко  передо мною

Старый  Киев над Днепром;

Днепр сверкает под горою

Переливным  серебром. 

 

Слава, Киев многовечный,

Русской славы колыбель!

Слава, Днепр наш быстротечный,

Руси  чистая купель! 

 

Громко  песни раздалися,

В небе стих вечерний звон.

"Вы  откуда собралися,

Богомольцы, на поклон?" 

 

"Я  оттуда, где струится

Тихий Дон, краса полей!"

"Я  оттуда, где клубится

Беспредельный Енисей!" 

 

"Край  мой - теплый брег Эвксина

"Край  мой - брег тех дальних стран

Где одна сплошная льдина

Оковала океан!" 

 

"Дик  и страшен верх Алтая,

Вечен блеск его снегов, -

Там страна моя родная!

"Мне  отчизна - старый Псков". 

 

"Я  от Ладоги холодной".

"Я  от синих волн Невы".

"Я  от Камы многоводной".

"Я  от матушки Москвы". 

 

Слава, Днепр - седые волны!

Слава Киев - чудный град!

Мрак  пещер твоих безмолвный

Краше царственных палат. 

 

Знаем мы, в века былые,

В древню ночь и мрак глубок,

Над тобой блеснул

России  Солнца вечного восток. 

 

И теперь из стран далеких

Из  неведомых степей,

От  полночных рек глубоких -

Полк  молящихся детей - 

 

Мы  вокруг твоей святыни

Все с любовью собраны...

Братцы, где ж сыны Волыни?

Галич, где твои сыны? 

 

Горе, горе их спалили

Польши  дикие костры

Их  сманили, их пленили

Польши  шумные пиры. 

 

Меч и лесть, обман и пламя

Их  похитили у нас:

Их  ведет чужое знамя,

Ими правит чуждый глас. 

 

Пробудися, Киев, снова!

Падших  чад своих зови!

Сладок  глас отца родного,

Зов моленья и любви. 

 

И отторженные дети,

Лишь  услышат твой призыв,

Разорвав  коварства сети,

Знамя чуждое забыв, 

 

Снова, как во время оно,

Успокоиться придут

На  твое святое лоно,

В твой родительский приют. 

 

И вокруг знамен отчизны

Потекут они толпой

К жизни духа, к духу жизни,

Возрожденные тобой.

 

А. ХОМЯКОВА

 

 

 

 

Святая  Русь

 

Когда народным бурям внемлю 
И с тайным трепетом гляжу, 
Как Божий гнев карает землю, 
Предав народы мятежу;

Когда надменные ученья, 
Плоды лжемудрости и тьмы, 
Питают ядом обольщения 
Самолюбивые умы;

Когда рукой слепой гордыни, 
Не зная граней, ни препон, 
Срывает общество твердыни: 
Преданья, правду и закон;

Когда дух трудный и тревожный, 
Когда разнузданная страсть 
Под знаменем свободы ложной 
Насилий воцаряет власть, –

О, как в те дни борьбы мятежной 
Еще любовней и сильней 
Я припадаю с лаской нежной 
На лоно матери моей!

Как в эти дни годины гневной 
Ты мне мила, Святая Русь! 
Молитвой теплой, задушевной, 
Как за тебя в те дни молюсь!

Как дорожу твоей любовью 
И тем, что я твой сын родной! 
Как сознаю душой и кровью, 
Что кровь твоя и дух я твой!

Как я люблю твое значенье 
В земном, всемiрном бытии, 
Твое высокое смиренье 
И жертвы чистые твои,

Твое  пред Промыслом покорство, 
Твое безстрашье пред врагом, 
Когда идешь на ратоборство, 
Приосенив себя крестом!

Горжусь венцом многодержавным, 
Блестящим на челе твоем, 
И некогда, не меньше славным, 
Твоим страдальческим венцом.

Мне святы все твои скрижали: 
Из них стереть бы не хотел 
Я ни одной твоей печали, 
Ни одного из громких дел.

Мне святы старины могилы, 
И дней грядущих колыбель, 
И наша Церковь – благ и силы, 
И душ, и доблестей купель.

И он, царей престол наследный, 
От вражьих бурь и от крамол 
Любовью, как стеною медной, 
Обезопасенный престол.

Безумствуя, вражда слепая 
На бой нас вызвать ли дерзнет? 
Подымется стена живая 
И на противников падет.

Мне свят язык наш величавый: 
Столетья в нем отозвались; 
Живая ветвь от корня славы, 
Под нею царства улеглись.

На  нем мы призываем Бога, 
Им – братья мы семьи одной, 
И у последнего порога 
На нем прощаемся с землей.

Святая  Русь! Родного слова 
Многозначительная речь! 
Завет нам Божьего покрова 
И отклик наш средь бурных сеч!

Из  слов земных живей и чаще 
Звучишь ты сердцу и уму, 
Всех песней ласковей и слаще 
Поешь ты слуху моему.

Святая  Русь! В самом значенье 
Ей Промысл путь предуказал: 
Недаром при ее крещенье 
Он ей то имя даровал.

Нам явны из Его глагола 
Ее признанье и судьба: 
За Божий дом, за честь престола, 
За правду – жертва и борьба,

Безукоризненная клятва 
И попеченьем чистых рук 
О Боге зреющая жатва 
Добра, успехов и наук,

Почет и власть в земных державах, 
Дух братства, мира и любви, 
И простота в надежных нравах, 
И пламень мужества в крови!

О, дорожи своим залогом! 
Блюди тобой избранный путь 
И пред людьми, и перед Богом, 
Святая Русь, святою будь!

О, будь всегда, как и доныне, 
Ковчегом нашим под грозой, 
И сердцу русскому святыней, 
И нашей силой пред враждой!

 

Петр  Андреевич Вяземский

 

 

 

 

 

 

  • Крещение Руси в Фольклоре

 

Народные песни, танцы ремёсла  – и юбилей Крещения Руси… Что между ними общего?

  Народное творчество – это  не только привычные многим  частушки, казачьи песни и прочие  популярные фольклорные «бренды». Устная и музыкальная традиция  Руси состоит из множества  жанров, она имеет огромное стилевое  разнообразие. Например, ещё в начале  прошлого века в России, особенно  в староверческих общинах и  на Русском Севере бытовал  древнейший жанр духовных стихов  и песен. Язык Библии, Евангелий  часто был малопонятен простым  людям – и они интерпретировали  канонические тексты, пересказывали  их своими словами, наделяли  библейских персонажей близкими  народу свойствами.

С другой стороны, народным словом, фольклорной  традицией пронизана вся христианская культура. Исследователи Библии находят  в текстах священной книги  отголоски легенд, сказаний и эпосов разных народов. А великая Соломонова Песнь Песней - не есть ли она прообраз всех последующих лирических распевов, бытующих у народов всего христианского  мира?

И, наконец, в этом году отмечается ещё одна важнейшая для всех славянских народов дата: 1150-летие начала Моравской  миссии равноапостольных братьев Кирилла  и Мефодия, которые по приглашению князя Ростислава начали перевод священных книг на созданную ими славянскую азбуку. Кириллицей записаны и шедевры народного творчества, собранные фольклористами за несколько столетий.

 

 

Вспомним народные пословицы и поговорки о попах и церкви, которые великолепно иллюстрируют мощнейшие духовные народные традиции.

В монастыре что в омуте - сверху гладко, внутри гадко. 
В монастыре что в лавке - всё за деньги. 
Монастырщина что барщина. 
Поп на дороге - недобрая встреча. 
За деньги и ленивый поп молебен пропоёт. 
Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт. 
Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал. 
У попа товар - ад и рай, что хочешь, то и выбирай. 
Поп и рай за деньги продавал.  
И чёрт под старость в попы пошёл. 
Поп в церковь идёт - о девках думает, поп в трапезу ковыляет - о рюмочке помышляет. 
Четки на руке, а девки на уме. 
Напал, что поп на бабу. 
Отец Тит и в Великий пост блудит. 
Поп втихомолочку нашёл себе богомолочку. 
Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь. 
Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает. 
Чем чёрт попа хуже? Одному ведь служат. 
Дни попа в молитве, а ночи в кабаках. 
Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили. 
Отец Кирьян и в Великий пост пьян. 
Поп да черти одной шерсти. 
Поп и Богу норовит за чужой счёт угодить. 
У «честных» отцов не найдёшь концов. 
Поп смирен духом, да велик брюхом. 
Дьякон, дьякон, не всё бы ты вякал! 
Ешь, медведь, попа и барина - обои не надобны. 
Из ста попов - девяносто девять дураков. 
«Кто идёт?» - «Чёрт». - «Ладно, лишь бы не поп». 
Мужик только-только пиво заварил - а поп уж с ведром. 
Мужик плачет - а поп пляшет. 
Поп что клоп - людскую кровь пьёт. 
Попу да вору всё впору. 
Попу да вору дай хоть золота гору - им всё мало. 
Поп тот, кто и с живого и с мёртвого дерёт. 
С попом водится - что в крапиву садится. 
С попом хлеб-соль не води - только встреть, да проводи.  
Не страшно женится, страшно к попу приступится. 
Весы - не попова душа, не обманут. 
Волчья пасть да поповские глаза - ненасытная яма. 
Завистлив, что поповские глаза. 
У попа глаза шире брюха. 
В поповский карман с головой спрячешься. 
Поповские карманы - бездонная бочка. 
Из поповского рукава мужику семеро штанов выходят. 
Поповское брюхо из семи овчин сшито. 
У попа брюхо легче пуха - на свадьбе поел, на поминки полетел. 
От татя отобьюсь, а от попа не отмолюсь. 
Поп из тех чинов, что дрались из-за блинов. 
Ряса просит мяса. 
Попа и дурака в один угол сажают. 
У всякого попишки свои тёмные делишки. 
Попу лишь палец покажи - а уж он найдёт, какой в том грех. 
Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше - из-за хлеба куса. 
Нет пророка без порока. 
Хорош богослов: поёт с чужих слов. 
Тихо кадит, да вонько несёт. 
Стоит ад попами да дьяконами. 
Хоть церковь и близко, да ходить в неё склизко. 
Хоть и три попа - а заросла в церковь тропа. 
Не строй семь церквей, роди да пристрой семь детей. 
Чужой Бог хуже своего лешего. 
Какова вера, таков у ней и Бог. 
Каков Бог такова ему и свеча. 
Без Бога широка дорога. 
За Богом пойдёшь, ничего не найдёшь. 
Бог Богом, а люди людьми. 
Паши не для Иисуса, а ради хлеба куса. 
Бог не велит хвостом шевелить, а только кончиком. 
Божбой прав не будешь. 
Святой Боже пахать не поможет. 
Деньга не только попа купит, но и Бога обманет. 
За деньги и Бога можно купить. 
У них денежка и на Небеса путь открывает. 
Вольно Богу и рога приставить. 
Что Богу дали то, считай, уже потеряли. 
Вот тебе, Боже, что нам негоже. 
Где страх, там и Бог. 
Богу молись, но доброго ума держись. 
Не тому Богу попы наши молятся. 
Взять Боженьку за ноженьку, да и об пол. 
Раньше без богов не до порога, не за порог, а теперь и без Бога широка дорога. 
Бог да поп тогда хорош, пока разум плох, а с ясным умом и без них проживём. 
Знают про то и чудотворцы, что мы - не богомольцы. 
Бог пристанет - и попа приставит. 
Пост не мост, можно и объехать. 
Как начал говеть - начало и брюхо болеть. 
Аминем квашни не замесишь. 
Аминем лихого не избудешь. 
С камня лык не надерёшь, Аминем от беса не отбудешь. 
Хоть молебен отпет, да проку нет. 
Измолился в нитку, а всё нет прибытку. 
Хоть церковь и близко, да ходить склизко. 
Часто кадят - не успеешь кланяться. 
Будто Тарас, да нос не как у нас (об изображениях «святых» на иконах) 
И без кропила и кадила Земля добро нам уродила.

Информация о работе Крещение Руси