Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян “крещением Руси”, этим мы допускаем грубейшее нарушение элементарной логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно отождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, что это одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считают временем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) – лишь начало акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение Руси” – первое событие прошло в один день, а второе – целая эпоха, которая растянулось на столетия. Дальше речь пойдет именно о целой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси.

Содержание работы

Введение
a) Актуальность темы
b) Русь на пороге крещения
c) Крещения князя Владимира
d) Крещение киевлян князем Владимиром
e) Крещение Руси
f) Образование Поместной Русской Православной Церкви
g) Роль принятия христианства
Крещение Руси и его значение в литературе
Крещение Руси в Фольклоре
Крещения Руси в кино
Как «крестили» Русь русские художники
Крещение Руси в архитектуре
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

крещение.docx

— 4.35 Мб (Скачать файл)

С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества  Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".

Равноапостольный князь  Владимир заботился и о просвещении  своего народа. По свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира  был его сын великий князь  Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в  правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться  и расширяться, и черноризцы стали  умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много  церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены такие  выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский  монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и  культурной жизни Киевской Руси.

Для подготовки духовенства  Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в  Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения  Ярослава Мудрого были переводы новой  литературы и умножения книг путем  создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть основал первую на руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело  возможность более глубоко изучать  истины христианской веры. О высокой  степени развития просвещения в  Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной мудростью".

Говоря о значении христианско-просветительной  деятельности святого Владимира  и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам  летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное".

Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской  земле благодаря миссионерским  трудам епископов Ростовских святого  Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.  

 

Образование Поместной  Русской Православной Церкви

Крещение Руси явилось  переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь  Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

"Князь, - говорил Митрополит  Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".

Воспитывая верующего  для грядущего града, Церковь  постоянно обновляет и перестраивает  и град, здесь пребывающий. Эта  перестройка гражданского общежития  под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни  христианских обществ". 

 

 

 

Роль принятия христианства

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению  богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи.

Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные.

Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как  известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав  вменял в обязанность каждому  монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю.

Большие библиотеки имели  князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь  Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат  был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в  большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это  объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенного  русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что  русскими писателями в то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.

Преподобный Нестор, монах  Киево-Печерского монастыря, написал  жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и  преподобного Феодосия Печерского, положив  начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил новый  летописный свод - "Повесть временных  лет", которая, по определению академика  Д.С.Лихачева, является "цельной литературно  изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

Эти памятники русской  канонической мысли поражают мягкостью  и терпимостью, снисхождением к  человеческой природе. Так, наряду со строгой  требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном  этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью  в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным  противодействием по отношению к  другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для  культовых целей), ново утвердившаяся  церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению  устное народное творчество, истреблялись как “языческое наследие” памятники  дохристианской славянской культуры.

По поводу принятии христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Крещение Руси и его значение в литературе.

 

 

 

"Повесть временных лет"


«…Се  повести времянных лет, откуда  есть пошла русская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуда земля стала есть…»

 

 

 


 

- приход послов к Владимиру; В 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии,  предлагая Владимиру принять веру.

 

- Владимир  отправляет послов для выбора  веры (цель); как поклоняются Богу в разных странах.

 

- взятие Корсуни(цель); Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту.

 

- крещение  князя в Корсуни(Когда? Кто?). В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книги повествующие о крещению Руси

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


     «Повесть временных лет» Русь до XII века.

 

 



 

"История русской

 церкви"

 Голубинского Е.Е.


 

 

 

 

 

   

 

Основная идея всех представленных книг миссионерская. Она заключается в том, чтобы рассказать о христианстве-православии людям не знакомым, малознакомым, или имеющим неверное представление о нашей вере, на фоне ложных мифов о Крещении Руси и христианстве, сложившихся в исторической науке и обществе, а также на фоне исторических событий происходивших в Древней Руси и личностного обращения князя Владимира.


Название: Святой равноапостольный                                                 

князь Владимир и крещение Руси 
Автор: Милютенко Н.И. 
год: 2008


                                                                      Название:

Святой равноапостольный

великий                                                                                                                                                                 князь Владимир.

 Креститель Руси 
Автор:

Велько А.В. 
Издательство:

 Белорусская

 православная церковь

   

 

 


 


 

 

 

 

 

Чтобы воспитать  настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у школьников умение воспринимать и понимать художественное произведение. В основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность учащегося.  

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений школьниками, исследователи (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления с книгой:

·         Формировать интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;

·         Обогащать жизненный опыт знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;

·         Помогать соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;

·         Учитывать при отборе книг тяготение учащихся к фольклорным и поэтическим произведениям;

·         Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие при восприятии книги;

Информация о работе Крещение Руси