Крестьянский вопрос в произведениях русской литературы XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 10:17, реферат

Описание работы

Оглядываясь на историю России, возможно, XIX век был не самым влиятельным периодом в жизни страны, но по развитию литературы в этот период, практически никакое другое государство в мире не может с ней сравниться. В это время появилось много талантливых писателей, такие как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой и другие. Они своими известными произведениями показали величайшие достоинства русского народа.

Содержание работы

Введение
Глава1 Развитие русской литературы XIX века
1.1 Реализм в литературе
1.2 Гражданская позиция писателей
1.3 Литературная критика и критический реализм
Глава 2 Крестьянский вопрос в произведениях русских писателей XIX века
2.1 Антикрепостническое творчество И.С. Тургенева
2.2 Мир крестьян в творчестве Н. А. Некрасова
Глава 3 Крестьянский вопрос в истории России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

крестьянский вопрос.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

   Великолепные пейзажные зарисовки призваны были подчеркнуть органическую сопричастность трудящихся на земле людей и величавой природы, которая влияет на формирование их мировоззрения. Эта мысль отчетливо прослеживается в состязании крестьян-певцов и выступлении одного из них — Якова: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала, в нем и так и хватала вас за сердце… Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль…».

Поэтизируя и несколько идеализируя крестьян, Тургенев занимает принципиально иную позицию в этом вопросе по сравнению с Григоровичем. Оба они были художниками-реалистами, и «Записки охотника», и «Деревня», и «Антон Горемыка» — бесспорно антикрепостнические произведения. Но если Григорович осуждал крепостничество, подчеркивая грубость, забитость, одичание крепостных как следствие их бесправного существования, то Тургенев, утверждая высокий моральный облик крестьянина, показывал недопустимость насилия над человеческой личностью.

   В замыслы автора  «Записок охотника» входило желание  показать не только забитость  и покорность крепостного крестьянства, но и вспышки его протеста  против помещичьего гнёта. Был, например, задуман Тургеневым рассказ «Землеед» - о расправе крестьян с жестоким помещиком. «В этом рассказе, - писал Тургенев, - я передаю совершившийся у нас факт, как крестьяне уморили своего помещика, который ежегодно урезывал у них землю и которого они прозвали за то «землеедом», заставив его скушать фунтов семь хорошего чернозёма».

Одновременно писатель отмечал и хозяйственное разорение поместий владельцев-самодуров, таких, как сановник из рассказа «Два помещика», задумавший поле ржи засеять маком, или Пантелей Чертопханов, решивший перестроить деревню в виде треугольника с флагом посредине. В «Записках охотника» Тургенев выступает как страстный противник крепостного права. Объясняя друзьям свое «бегство» в 1847 году за границу, он признавался: «Я не мог дышать одним воздухом с тем, что я возненавидел… Мне необходимо было удалиться от врага моего затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться…».

Каждый рассказ Тургенева - это утверждение того, что крестьянин - человек, заслуживающий уважения. Автор открыл читателям нравственную высоту крестьянской души, показал, как мужественно, не теряя человеческого достоинства, переносят крестьяне нужду, голод, жестокость помещиков. Перед читателем проходят разные люди из народа: суровый, но честный и великодушный Бирюк; крестьянские ребятишки из рассказа «Бежин луг», замечательный народный певец Яков Турок (рассказ «Певцы»).

    Обаятельные, овеянные поэзией образы  крестьян противопоставлены в  «Записках охотника» образам  помещиков, людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных, жестоких.

    Книга встревожила крепостников. По распоряжению царя Николая I цензор, пропустивший отдельное издание «Записок охотника», был отстранен от должности. Правительство искало повод, чтобы расправиться с писателем. И этот повод скоро представился. В феврале 1852 года скончался Н.В. Гоголь. И.С.Тургенев, потрясенный этой утратой, написал некролог и опубликовал его, несмотря на цензурное запрещение. Это послужило предлогом для ареста писателя и последующей ссылки в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. Сидя в полицейском участке, И.С. Тургенев пишет рассказ «Муму», по своей антикрепостнической направленности близкий «Запискам охотника». Так ответил писатель на правительственные репрессии.

После 1861 года отношение писателя к крестьянскому вопросу осложнилось замеченным им процессом расслоения русской деревни и

непреодоленным противоречием в отношениях помещиков и крестьян, которое, как он опасался, может стать угрозой существующей цивилизации.

2.2 Мир крестьян  в творчестве Н. А. Некрасова

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример слияния мастерства большого художника и позиции гражданина –

сына своей Родины. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, его роли в жизни общества. Поэт Некрасова - это пророк, которого к людям послал «бог гнева и печали». Позиция Некрасова наиболее полно представлена в стихотворении «Поэт и гражданин»:

    Не может сын смотреть спокойно

    На горе матери родной,

    Не будет гражданин достойный

    К Отчизне холоден душой.

    Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме диалога и представляет собой полемику (спор) с широко распространенными тогда взглядами на поэта как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям. Идеал некрасовского поэта - «Отечества достойный сын».

    Поэзия Некрасова пользовалась громадной популярностью. В 60-е годы XIX века появился новый читатель, который в стихах и поэмах находил отзвук своим мыслям и думам. Некрасов стал поэтическим вождем нового поколения. Свой гений поэт отдал русскому народу, жил его жизнью и боролся за его счастье. «Некрасов опустил поэзию с небес на землю. Под его пером поэзией стало простое, житейское, обыденное человеческое горе… »

    Главный герой творчества Некрасова - крестьянство. Картинами народного  горя полны его произведения:

    Поздняя осень. Грачи улетели.

    Лес обнажился. Поля опустели.

    Только не сжата полоска  одна,

    Грустную думу наводит  она.

    Особое место в произведениях  Некрасова занимает образ русской  женщины. «Тип величавой славянки»  предстает перед нами во многих  стихотворениях: «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства. «Грязь обстановки убогой к ней словно не липнет», она и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет». Характеры русских женщин в произведениях Некрасова говорят о силе, чистоте, неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни.

А в стихотворении «Элегия» он говорит о своем предназначении:

Я лиру посвятил народу своему.

    Быть может, я умру, неведомый  ему,

    Но я ему служил - и  сердцем я спокоен…

Прекрасно зная быт русской деревни, Некрасов был далек от идеализации

крестьянской жизни, он правдиво писал о непосильном, подневольном труде пахарей, голоде и нищете, о тяжкой женской доле:

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать...

...Зной нестерпимый: равнина безмолвная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается...

В то же время в стихах этого периода нередки светлые впечатления от сельской жизни - поэтичные обычаи и обряды русской деревни, красота и статность крестьянских девушек, сила и молодечество парней. С особо теплым чувством писал Некрасов о крестьянских детях:

Все серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

    Поэма «Кому на Руси жить  хорошо» - вершина творчества Некрасова. Поэме поэт отдал долгие годы  неустанного труда, вложив в нее  все сведения о русском народе, накопленные, как говорил он сам, «по словечку», в течение 20 лет. Поэт  мечтал, чтобы книга дошла до народа и была ему понятна. Поэма не была закончена, но и в незаконченном виде она представляет собой великое произведение.

    «Кому на Руси жить хорошо» - самая демократическая, самая революционная  поэма в русской литературе XIX века. По широте охвата и всестороннему освещению русской жизни накануне и после реформы Крепостного права, по многообразию типов, по глубокому чувству патриотизма, по силе ненависти к крепостничеству, по литературному мастерству - это подлинно художественная энциклопедия русской жизни XIX века. Необычайно широко охватывает она события народной жизни, поднимает самые главные вопросы своего времени и заключает в себе несметные сокровища народной речи. В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя русской земли.

Главная тема поэмы - изображение эксплуатации, угнетения и борьбы

народных масс. С точки зрения трудящегося крестьянства оценивается вся жизнь народа: мужицкое горе и радости, беспросветная нищета и невеселое мужицкое счастье - «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», чаяния и ожидания народные, друзья его и враги.

 

Уже первые страницы поэмы рисуют трагическое положение крестьянства. Об этом говорят, прежде всего, названия деревень, откуда идут главные действующие лица поэмы - семь странствующих мужиков:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень —

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож...

    В своих странствиях  герои поэмы постоянно слышат  рассказы о заботах и страданиях трудовых людей. Причина горестного бытия крестьян в том, что

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

    Н.А. Некрасов назвал  поэму «Кому на Руси жить  хорошо» «эпопеей народной жизни». Само авторское определение указывает на центральный образ поэмы - русский народ. Творческой основой народа, силой, создающей нацию, Некрасов считал крестьянство. Русское крестьянство предстаёт в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается и в массовых сценах, и в образах отдельных персонажей. В главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Пир на весь мир» Некрасов создаёт ряд массовых сцен, в которых крестьянство изображено единым целым в различных, но при этом типичных для него ситуациях: на празднике, в пьяном застолье, на базаре, на сельском сходе. Стержнем любой массовой сцены становится то состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое, несмотря на все конкретности, объединяет их в целое.

    Например, в главе «Пьяная ночь» таким состоянием является «пьянство дикое - чумной порок России», в главе «Сельская ярмонка» - настроение приподнятости, оживления, праздника. Характерно для массовых сцен в поэме и то, что в пестроте, водовороте лиц автор неожиданно задерживает внимание на каком-то второстепенном герое – и даёт его развёрнутутю характеристику. Таков, например, в главе «Сельская ярмонка» пропившийся дед Вавила, который мечтает купить сапожки своей внучке.

    В создании массовых  сцен Некрасов использует приём  многоголосья, когда кроме голоса автора появляются другие персонажи. Поэт мастерски воспроизводит поток живой разговорной речи, метко индивидуализирует речь героев. В море людских голосов выделяются краткие реплики, которые создают красочную картину народной жизни. Характерный пример - глава «Пьяная ночь», где реплики сливается в одной строфе в многоголосный хор крестьян, возвращающихся с ярмарки. В массовых сценах раскрываются особенности национального характера: бесшабашная удаль, душевная широта, способность к сопереживанию.

    Взгляд Некрасова реалистичен, трезв. Крестьяне предстают перед  читателями и жестокими, и безобразно  пьяными, и невежественными до  дикости. Но крестьянство, обладает  способностью к постоянному труду, природным умом и смекалкой. Среди народа Руси, автор видит и людей оставшихся без крова и хлеба, и проходимцев, и борцов за истинную веру, и правдолюбцев, и хранителей народной мудрости, народного словесного искусства.

Богатство черт русского народа, его возможности проявились и в индивидуальных образах поэмы. Вся поэма с начала и до конца пронизана атмосферой духовных поисков. «Кому на Руси жить хорошо» начинается спором семерых мужиков, этот спор является не только зачином, но и началом целой системы споров и напряжённых размышлений. Спорит с Вертенниковым Яким Нагой, спорят о Ермиле Гирине Федосей и поп, Матрёна Тимофеевна рассказывает о спорах Савелия с самим собой и со всем крестьянством, в споре рассказываются легенды о Кудеяре, о Якове верном, о крестьянском грехе.      

Индивидуальные образы поэмы – это образы постоянно ищущих правду жизни людей. Индивидуальный бунт против несправедливости, душевная стойкость воплощены в образе Савелия, которому даны черты эпического героя. Дух свободолюбия как будто передан им в наследство Матрёне Тимофеевне. Но в героине поэмы есть как душевная красота русской женщины, так и жертвенность матери и жены. А в Якиме Нагом выражены правдоискательство и тяга к прекрасному.

    Русский народ в изображении  Некрасова – сила, противостоящая  образованному меньшенству. Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни.

    Можно не соглашаться  с позицией автора, призывающем  к бунту, к насилию, но жизнь  народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении «Кому на Руси жить хорошо» по праву может считаться народным произведением, и дающим богатую пищу для размышления о судьбах России.

   В отличие от Тургенева, Решетникова и многих других авторов «крестьянских» повестей, Некрасов видел в крестьянстве грозную силу:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям...

Исследователи творчества поэта неоднократно отмечали, что сюжетное содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» построено на фольклорной основе, по образцу «хождений за правдой». В этом же стиле была создана и заключительная часть поэмы «Пир на весь мир». В ней сходятся вместе все встреченные странниками крестьяне, солдаты, раскольники и «народные заступники» — Савва, Гриша Добросклонов. Вместе они представляют «силу могучую». Но «сила с неправдою не уживается» -

Информация о работе Крестьянский вопрос в произведениях русской литературы XIX века