Крестьянский вопрос в произведениях русской литературы XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 10:17, реферат

Описание работы

Оглядываясь на историю России, возможно, XIX век был не самым влиятельным периодом в жизни страны, но по развитию литературы в этот период, практически никакое другое государство в мире не может с ней сравниться. В это время появилось много талантливых писателей, такие как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой и другие. Они своими известными произведениями показали величайшие достоинства русского народа.

Содержание работы

Введение
Глава1 Развитие русской литературы XIX века
1.1 Реализм в литературе
1.2 Гражданская позиция писателей
1.3 Литературная критика и критический реализм
Глава 2 Крестьянский вопрос в произведениях русских писателей XIX века
2.1 Антикрепостническое творчество И.С. Тургенева
2.2 Мир крестьян в творчестве Н. А. Некрасова
Глава 3 Крестьянский вопрос в истории России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

крестьянский вопрос.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая...

Эта искра должна озарить светом будущее великой страны.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!

В творчестве Некрасова демократическая литература достигла наибольшей остроты в трактовке крестьянской темы. В последующие годы она изображалась преимущественно в свете новых буржуазных конфликтов пореформенной деревни.

    Некрасов в своей поэме поставил  великий вопрос: «Кому на Руси  жить хорошо» - и дал на него  великий ответ в заключительной  песне «Русь»: только такой народ, который за века рабства сохранил  свое золотое, щедрое сердце, достоин счастья.

Народная, крестьянская тема в самом широком аспекте, воспринимаемая Н.А. Некрасовым как общенациональная проблема, стала определяющей в его поэзии. Страстный патриот и гражданин, поэт считал своим человеческим и гражданским долгом самоотверженно служить Родине и народу. Его отношение к простому народу ярко выражено в стихах. Рассмотрим отрывок стихотворения “В дороге”:

На какой-то патрет всё глядит 
    Да читает какую-то книжку... 
    Инда страх меня, слышь ты, щемит, 
    Что погубит она и сынишку: 
    Учит грамоте, моет, стрижет, 
    Словно барченка, каждый день чешет, 
    Бить не бьет - бить и мне не дает... 
    Да недолго пострела потешит! 
    Слышь, как щепка худа и бледна, 
    Ходит, тоись, совсем через силу, 
    В день двух ложек не съест толокна - 
    Чай, свалим через месяц в могилу... 
    А с чего?.. Видит бог, не томил 
    Я ее безустанной работой... 
    Одевал и кормил, без пути не бранил, 
    Уважал, тоись, вот как, с охотой... 
    А, слышь, бить - так почти не бивал, 
    Разве только под пьяную руку..."

"В дороге" является  первым антикрепостническим стихотворением  Некрасова, которое вызвало восторженную  оценку Белиского. В стихотворении  поэт передает рассказ крепосного  крестьянина­ямщика о его жене. Эта крестьянская дочка получила образование и воспитывалась вместе с дочерью барина. Когда барская дочь выросла, крестьянку вернули в деревню и отдали замуж за крепосного. В рассказе отразилась боль, сострадание и любовь ямщика. Он жалуется, что страдал в жизни без любови, не понимает, почему любимая жена переживает, печалится и сохнет ﴾相思﴿. Привыкнув к господской жизни, крестьянка не может исправно выполнять предписанные судьбой обязанности. Женщина стремится научить сына грамоте, не разрешает мужу бить ребенка, но сам ямщик видит, что жить ей в таких тяжелых условиях осталось недолго.

На примере рассказа об одной судьбе поэт показывает нам тяжелое положение русской крестьянки. В этом стихотворении присутствуют почти все важнейшие черты, характерные для зрелой некрасовской поэзии.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, Н.А. Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня». Рассмотрим отрывок произведения:

У бурмистра Власа бабушка Ненила 
    Починить избенку лесу попросила. 
    Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!" 
    "Вот приедет барин — барин нас рассудит, 
    Барин сам увидит, что плоха избушка, 
    И велит дать лесу",- думает старушка. 
    Кто-то по соседству, лихоимец жадный, 
    У крестьян землицы косячок изрядный 
    Оттягал, отрезал плутовским манером. 
    "Вот приедет барин: будет землемерам!- 
    Думают крестьяне.- Скажет барин слово - 
    И землицу нашу отдадут нам снова".

В данном стихотворении автор высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру (управляющему имением) с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать (отремонтировать) старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит.  

Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы. Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой. Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

    С иронией и  грустью поэт отмечает, что деревня  приходит в упадок, так как  у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого. Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но - в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то сказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Н.А. Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его.

Н.А. Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине XIX века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Н.А. Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Глава 3 Крестьянский вопрос в истории России  

     Крестьянский  вопрос на протяжении долгого  времени был определяющим для  всех сфер жизни России. Крестьянство  составляло количественное большинство населения, являлось хранителем традиций. Крестьяне несмотря на суровые природные условия, частые природные катаклизмы, социальный контроль помещиков и общины, жесткий патернализм (контроль) государства могли обеспечивать как минимум выживание, а в благоприятные годы и достойную жизнь своих семей. Они жили большими патриархальными семьями, дворами, представлявший собой домохозяйство, которому принадлежали определенный земельный надел, включавший в себя пашню и прочие сельскохозяйственные угодья, домашний скот и др.

Одним из важнейших элементов крестьянского вопроса, аккумулировавшего в себе все основные взрывоопасные противоречия политической, экономической и социокультурной жизни России является вопрос аграрный (земельный) – самый острый и болезненный для крестьянского сознания. Земельный вопрос остался так и нерешённым после реформы 1861 года. Согласно реформе 1861 года, бывшие крепостные получали личную свободу отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев, а также большинство общегражданских прав: заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия, свободно вступать в брак.

    Тем не менее, крестьяне  оставались неполноправным сословием, поскольку они по-прежнему платили налог, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям и были прикреплены к месту жительства.

    Таким образом, власть  помещика сменило крестьянское  самоуправление. Вся система крестьянского  самоуправления подчинялась правительственным  чиновникам. В то же время, через него бывшие крепостные входили в новые демократические учреждения (земство, суд присяжных), приобщались к гражданской жизни.

Согласно реформе, сохранялось также общинное землевладение, регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянину, а всей крестьянской общине.

Власть общины над личностью, сословная обособленность крестьянского управления были чертами архаическими, но сохранять их предполагалось только первое время, дабы уберечь крестьян от быстрого обезземеливания, а также нажима со стороны бывших хозяев - помещиков. Следует отметить, что авторы реформы со временем надеялись углубить процесс преобразования в деревне.

Поскольку земля считалась дворянской собственностью, крестьяне, получая надел, должны были выплачивать за него выкуп. Таким образом правительство стремилось компенсировать помещику потерю не только земли, но и бесплатного крепостного труда

Для крестьянского массового сознания XIX века характерно стремление к единообразию практической жизни и мышления, отсутствие «полутонов», склонность к восприятию только простейших рецептов решения тех или иных проблем, готовность к расправе с «врагами» в разряд которых может быть отнесён любой, чьё мнение не сходится с мнением крестьянского «мира». Важной особенностью общинной психологии является возможность мобильного перехода к крайностям социального поведения, в концентрированном виде проявляющемся в двух основных поведенческих стереотипах: «русское смирение» или «русский бунт», о чём свидетельствует история России.

Крестьянство оказывало мощное многоаспектное воздействие на весь ход общественных процессов своим традиционным укладом жизни, психологическими стереотипами, выработанными общиной, системой своих базовых ценностей.

В истории России «крестьянский вопрос» является постоянной головной болью всех правителей. Изменялся общественный строй, изменялись формулировки вопроса (крестьянский, аграрный, колхозный, сельскохозяйственный и т.д.), разрабатывались и претворялись в жизнь реформы, программы, совершались социальные революции. Однако аграрные проблемы так по сей день и остаются серьёзными проблемами. В России крестьянство находилось полностью под контролем государства и развивалось в первую очередь в зависимости от стратегических задач правительства.

Идут века, сменяется политический режим, а жизнь крестьянина не становится легче. В настоящее время накопилось большое количество серьёзных проблем, которые нужно решить для улучшения жизни современного крестьянина.

Русский народ не раз демонстрировал не просто чудеса смирения и покорности перед властью, которая в его глазах права и, значит, обладает достаточной политической и правовой волей, но и готовность к коллективному подвигу на самопожертвование во имя правды.

 

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX века постоянно обращалась к крестьянскому вопросу и весь ход развития русской литературы XIX века рассматривается как отражение классовой борьбы в русском обществе крепостной, а затем пореформенной эпохи, в тесной связи с освободительным движением, с развитием общественной мысли. Передовая русская литература XIX века не только художественная история русского народа, его прошлого, классическое литературное наследие несёт в себе огромное духовное и нравственное общечеловеческое содержание

Писатели XIX века проявили глубокий народоведческий интерес. Литература стремилась к этнографизму и фольклоризму, к освоению народной жизни, сливалась с ней, проникала в народное сознание. Произведения данного периода были выражением житейского личного опыта изучения России и жизни народа. Они создали в русской литературе свой особый социальный мир, свою эпопею народной жизни. Быт русского общества дореформенной и пореформенной эпохи и, прежде всего, крестьянского мира – главная тема их творчества.

    Русский народ по праву  гордится своей литературой. Постановка  важнейших социальных и нравственных  вопросов, глубокое содержание, отразившее  всемирно-историческую важность  задач русского освободительного движения, общечеловеческая значимость образов, народность, реализм, высокое художественное совершенство русской классической литературы определили ее влияние на литературу всего мира.

Русская литература XIX века в высшей степени способствовала и обогащала развитие русского литературного языка, превратив его в один из самых богатых и совершенных языков мировой литературы.

 
Список использованной литературы

Гринин. Л.Е. История России с древнейших времен. Учитель, Волгоград, 1995г.

История России с древнейших времен до 1861г. Под. Ред. Н.И. Павленко. Высшая школа, М., 2000г.

Ключевский В.О. О русской истории. Просвещение, М., 1993г. Под редакцией Булганова.

Ловков А.И. Комитет 6 декабря 1826 года. Канд. дисс. Политиздат, М., 1946г.

Н.А. Некрасов. Избранное. Художественная литература, М., 1982г.     
Платонов С.Ф.Учебник русской истории. Просвещение, СПб., 1993г.

 
Покровский М.Н.Русская история с древнейших времен. Т. IV // Избранные произведения в 4 книгах. Кн. 2. Политиздат, М., 1965г.                                                        

Л.А. Розанова. О творчестве Н.А. Некрасова. Политиздат, М., 1988г.                  

Н.Н. Скатов. «Я лиру посвятил народу своему». Художественная литература, М., 1985г.      

И.С. Тургенев. Избранное. Художественная литература, М., 1983г.  

Энциклопедический словарь. Советская энциклопедия, М., 1985г.                

Н.И. Якушин. Тропа к Тургеневу. Просвещение, М., 1987г.     


Информация о работе Крестьянский вопрос в произведениях русской литературы XIX века