Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:11, реферат
Историография Брестской унии родилась вместе с греко-католической церковью, ибо уже в конце XVI — начале XVII в. в полемических сочинениях и сторонников, и противников унии стали формироваться две соперничающие концепции свершившегося события. Одна из них видела в унии измену истинной вере и жестокий удар по украинско-белорусской церкви, другая — возвращение к естественному состоянию единства христианских церквей и благое для «Руси» дело. Одни объясняли «измену» православных епископов и их сторонников корыстью, другие приписывали им бескорыстное служение идеалу единой церкви.
1.Введение………………………………3
2.Кревская уния………………………....5
3.Люблинская уния…………………..…10
4.Брестская уния……………………..…19
5.Значение уний для Украины……..….28
6.Вывод………………………………….29
7.Список используемой литературы…..30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНИ
ФЕОДОСИЙСКАЯ ФИНАНСОВО-
Кафедра “Экономика”
РЕФЕРАТ
По дисциплине : «ИСТОРИЯ УКРАИНЫ»
на тему: «КРЕВСКАЯ, ЛЮБЛИНСКАЯ,БРЕСТСКАЯ УНИИ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УКРАИНЫ
Выполнила студентка
Проверил преподаватель
Робота
здана на кафедру
Феодосия – 2012 г
Содержание
1.Введение………………………………3
2.Кревская уния………………………....5
3.Люблинская уния…………………..…10
4.Брестская уния……………………..…19
5.Значение уний для Украины……..….28
6.Вывод………………………………….29
7.Список используемой литературы…..30
Введение
Тема моего реферата - «Кревская, Люблинская, Брестская унии. Их значение для Украины »
Данная тема актуальна, так как унии способствовали объединению княжеств и расширению границ.
Главная цель работы - изучить Кревскую, Люблинскую и Брестскую унию и их роль в жизни Украины.
Главные задачи:
1.Кревская уния.
2.Люблинская уния.
3.Брестская уния.
4.Значение уний для Украины.
Историография Брестской унии родилась вместе с греко-католической церковью, ибо уже в конце XVI — начале XVII в. в полемических сочинениях и сторонников, и противников унии стали формироваться две соперничающие концепции свершившегося события. Одна из них видела в унии измену истинной вере и жестокий удар по украинско-белорусской церкви, другая — возвращение к естественному состоянию единства христианских церквей и благое для «Руси» дело. Одни объясняли «измену» православных епископов и их сторонников корыстью, другие приписывали им бескорыстное служение идеалу единой церкви. Полемика продолжалась на протяжении всего XVII в., постепенно затихая во второй половине XVII в. в условиях, когда позиции православия в Речи Посполитой оказались очень ослабленными. Сведения о Брестской унии, иногда весьма подробные, как, например, в «Церковных анналах» Барония, появлялись и в западноевропейской историографии.
К историографии Брестской унии можно отнести Полуцкая С.В., Федоров И.О. Послевоенная белорусская советская историография Бресткой церковной унии и современность// Актуальные вопросы научного атеизма и истории религии. Гродно, 1985. С. 60-66.
Большой вклад в историографию Люблинской унии внёс И.И. Лаппо. Им был окончательно снят тезис о заимствовании литовскими князьями из Польши модели политического устройства. Кроме того, И.И. Лаппо доказал, что Великое княжество Литовское после Люблинской унии сохранило внутреннюю автономию.
1.Кревская уния
Кревская уния 1385 — соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём.
Предыстория
С 1340 года королевство Польша и Великое княжество Литовское воевали за галицко-волынское наследство. После смерти Ольгерда в 1377 году в Великом княжестве Литовском началась борьба за власть. Великим князем стал Ягайло Ольгердович, его братья Андрей Полоцкий и Дмитрий Стародубский и Трубчевский перешли на службу к Дмитрию Ивановичу Московскому, став его наместниками соответственно во Пскове и Переславле-Залесском, и участвовали в Куликовской битве в 1380 году на стороне Москвы. В октябре 1381 года Ягайло (получивший в том же году ярлык на великое княжение от Тохтамыша) был свергнут с престола своим дядей Кейстутом. В мае-июне 1382 года против Кейстута произошло выступление Дмитрия-Корибута Ольгердовича, и уже в июле Ягайлу удалось вернуть власть при военной помощи Тевтонского ордена. Кейстут был заключён в Кревский замок, где был задушен 15 августа 1382 года (24 августа главные силы Тохтамыша осадили Москву).
В 1384 году Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского, которые так и не были реализованы. Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель в повышенном размере и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.
Причиной заключенного соглашения со стороны ВКЛ стал глубокий кризис великокняжеской власти, возникший в период правления Ягайло. Противостояние Гедиминовичей подтолкнуло Ягайло заключить с Польшей Кревскую унию, которая ослабила центральную власть ВКЛ, а также привела к межконфессиональной розни создавшая раздор в среде всех сословий княжества. Всё это способствовало упадку ВКЛ и полной инкорпорации его Польшей. Последнее в конечном счёте и привело ВКЛ к утрате своёй независимости в 1791 г.
Кревская уния была подписана 14 августа 1385 в замке Крево (территория современной Белоруссии). Ягайло и его братья обязались принять католичество вместе со всеми подданными, присоединить к Польше земли Великого княжества Литовского и способствовать возвращению утраченных Польшей земель.
Подписание Кревской унии способствовало объединению сил двух государств для борьбы против экспансии Тевтонского ордена, а также для продолжения собственной экспансии на юг и юго-восток, в результате которой к объединённому государству были присоединены украинские, белорусские и русские земли, а само объединённое государство расширилось до побережья Черного моря.
Условия Кревской унии действовали вплоть до 1569 года, когда Литва и Польша подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедерацию (Речь Посполита).
АКТ КРЕВСКОЙ УНИИ 14 АВГУСТА 1385 Г.
Мы, Ягайло, божьей милостью великий князь литовский, Руси господин и наследник урожденный, уведомляет всех, кого следует и которые письмо увидят, о том, что нам сообщили со стороны пресветлой госпожи, божьей милостью королевы венгерской, польской, далмацкой и т.д. благородные и уважения достойные мужи ксёндз Стефан, пробощ ханаденский, Владислав, сын Какаса из Каза, кастелян из Потока, Владко, чашник краковский, Николай, кастелян завиховский, и Кристиан, владетель казимерский.
Сперва тогда сказали, как просвещённый князь литовский Ягайло, отправил своё торжественное посольство сперва к польским господам дворянам, а потом к её королевскому величеству. Те же послы, которые были к королевскому величеству определены, взяли с собой верительные письма от главного и верховного посла, великолепного князя Скиргайлы, брата великого князя Ягайлы, который по определённым причинам лично перед её королевским величеством предстать не смог. Его послы, князь Борис и Ганко, виленский староста, представшие перед королевой венгерской, так, излагая дело, говорили:
“Много императоров, королей и разных князей жаждали вступить в постоянные отношения кровного родства с тем же великим князем литовским, но Бог всемогущий сохранил это для особы вашего королевского величества. Поэтому, пресветлая госпожа, исполни это спасительное поручение, прими великого князя Ягайлу в качестве сына и отдай ему в жёны любимейшую свою дочь Ядвигу, королеву Польши. Верим, что от этого союза воздастся слава Богу, спасение душам, почёт людям и увеличение королевству. Прежде же чем то, о чём речь, до завершения дела дойдёт, великий князь Ягайло со всеми своими братьями, ещё не крещёнными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви. Не могли этого получить от него, несмотря на усердные старания, множество императоров и различных князей, так как Бог всемогущий славу эту для вашего королевского величества сохранил.
Для подтверждения и силы этого, обещает великий князь Ягайло собрать и отдать свои деньги для покрытия расходов, которые понесут как Литва, так и Польша, если только королева венгерская дочь свою, Ядвигу, королеву польскую, браком супружеским с ним соединит. Великий князь Ягайло обещает сумму, договорённую между королевой венгерской и герцогом Австрии, а именно дважды сто тысяч флоринов, собрать и выплатить. Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть королевству польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые. Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселенным, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят. Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.
Мы поэтому, указанный
великий князь литовский
Дано в Креве, в понедельник, в канун Вознесения пресветлой Девы Марии [14 августа] в год Господень 1385.
Последствие Кревской унии
Подписание Кревской унии, хотя и вызвало волну недовольства части литовско-русской знати, стало этапом к прекращению борьбы между двумя государствами за юго-западные русские земли (последний этап войны за галицко-волынское наследство происходил в форме подавления совместными польско-литовскими усилиями самостоятельности князя Фёдора Любартовича) и способствовало расширению их границ до побережья Чёрного моря.
Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию.
2.Люблинская уния.
Люблинская уния — государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля этого года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.
Политика Сигизмунда I (Старого) (1506-1548) продолжалась при его сыне и преемнике — Сигизмунде Августе (1548-1572), который был избран и королем Польши и Великим Князем Литвы, продолживши династическую унию этих, пока еще формально отдельных, государств. Опасность агрессии тевтонов (немцев) с запада была устранена еще его предшественниками в 15-м веке. Сначала, в 1410-м году тевтонские рыцари были наголову разбиты в знаменитой Груневальдской битве, в которой, следует напомнить, кроме поляков принимали участие также литовцы, русские, чехи, литовские татары, молдаване и волохи (румыны).
Затем, после ряда столкновений, выгодным для Польши миром в Бресте (1435 г.) эта опасность была и вовсе отстранена от Польши, а воинственный Орден Крестоносцев начал настолько быстро слабеть, что Сигизмунду-Августу удалось заключить с Лифляндией (владения и центр Крестоносцев, теперь Латвия и часть Эстонии) унию (1561 г.), по которой Лифляндия фактически входила в орбиту Польско-Литовского государства.
Уния эта дала выход Польше на Балтийское море, но в то же время и новые спорные границы с Москвой, из за которых вскоре (в 1558 г.) вспыхнула война с Москвой (Иваном Грозным), во время которой русские захватили Нарву и Дорпат (Юрьев). Впоследствии они были потеряны и возвращены России Петром Великим.
Имея всю восточную границу с Москвой, а пограничные земли населенными единоверным и единоплеменным с Москвой народом, Сигизмунд-Август стремился упорядочить внутреннюю жизнь в своем огромном государстве, состоявшем из поляков, литовцев и русских (украинцев, белорусов), наладить взаимоотношения этих народов и возможно теснее слить их в одном государстве.
Будучи хотя и католиком, но не фанатиком, и, находясь под влиянием своей жены кальвинистки (княжны Варвары Радзивилл), Сигизмунд-Август старался проводить в начале своего правления либеральную политику в религиозном вопросе и не допускать притеснения своих православных подданных католиками. Этим он вызвал симпатии всех православных, которые, благодаря этому, начали видеть в нем своего защитника.
Симпатии эти сыграли впоследствии (когда он уже полностью подпал под влияние католиков) немалую роль при проведенном им слиянии в одно государство связанных только персональной унией Польши и Литвы.
Информация о работе Кревская, люблинская, брестская унии, их значение для Украины