Кревская, люблинская, брестская унии, их значение для Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Историография Брестской унии родилась вместе с греко-католической церковью, ибо уже в конце XVI — начале XVII в. в полемических сочинениях и сторонников, и противников унии стали формироваться две соперничающие концепции свершившегося события. Одна из них видела в унии измену истинной вере и жестокий удар по украинско-белорусской церкви, другая — возвращение к естественному состоянию единства христианских церквей и благое для «Руси» дело. Одни объясняли «измену» православных епископов и их сторонников корыстью, другие приписывали им бескорыстное служение идеалу единой церкви.

Содержание работы

1.Введение………………………………3
2.Кревская уния………………………....5
3.Люблинская уния…………………..…10
4.Брестская уния……………………..…19
5.Значение уний для Украины……..….28
6.Вывод………………………………….29
7.Список используемой литературы…..30

Файлы: 1 файл

Реферат.Ист.Укр.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Слияние это было осуществлено "Люблинской Унией" в 1569 году.

Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху нигде не спрашивались и в решении вопросов о своей судьбе не участвовали.

Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:

— Польша и Великое  Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство — "Речь Посполитую".

— Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше.

— Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и  Литвы, как было раньше.

— Общая монета и финансовая политика.

— Свобода поселения  поляков в Литве, а литовцев в  Польше.

— Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех "русских" (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии.

— Сохранение автономии  Великого Княжества Литовского, с  отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).

Проект вызвал негодование  представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина. Но не все. Многие православные (русские магнаты  и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию.

Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1-го июня 1569 года подписали этот чреватый последствиями исторический документ.

Во владении Литвы  осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии.

Вся Украина-Русь, границы  которой тогда простирались на юге  — по линии Каменец-Подольск —  Умань — Днепр (с запада на восток); на востоке — Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько  восточнее), на севере — несколько южнее Припяти, а на западе — по Карпатам — все отошло к Польше.

Кончился более чем  двухсотлетний период сосуществования  Украины-Руси с литовцами и начался  период непосредственного подчинения Польше.

Последствия Люблинской Унии

Сейчас же после Унии, в том же 1569 году, по просьбе Польши, из Рима были посланы в Польшу иезуиты, которые вскоре и взяли в свои руки дело распространения католичества на восток, а одновременно с этим и полонизации населения Руси-Украины. Польские же магнаты и шляхта, хлынувшие после Люблинской Унии на восток, начали ускоренными темпами вводить на Украине польский социальный порядок, известный полным бесправием крестьянства и ничем не ограниченным всевластием магнатов и своеволием шляхты .

Вслед за магнатами и шляхтой двинулись на восток евреи в качестве арендаторов, торговцев и посредников, без которых не могла обходиться шляхта того времени. Щедрою рукою начали короли раздавать магнатам и шляхте "пустопорожние" земли. Фактически земли эти не были «пустопорожними", а на них, в условиях относительной свободы, жили крестьяне, но в Польше той эпохи владеть землей имела право только шляхта и монастыри. Поэтому вместе с пожалованием "пустопорожней" земли в зависимости от новых владельцев попадали и жившие на ней люди. Желая извлечь побольше дохода из своих владений, новые владельцы начали изощряться в накладывании и в взыскании с крестьян всяких налогов и поборов, как в деньгах так и в натуре и в бесплатном принудительном труде.

Платили налог от "дыма", т. е. от жилья, "десятину" на церковь, особый налог на содержание польского войска, принуждали строить мельницы и шинки (кабаки), которые обычно сдавались в аренду евреям, а крестьянам запрещалось молоть зерно или производить водку дома, заставляя их пользоваться этими мельницами и шинками; зерно, яйца, птица, скот, воск, и мед, пойманная рыба, сотканное полотно — все облагалось в пользу владельца земли и крестьянин должен был известную часть доставлять владельцу или арендатору. Часть эта имела тенденцию все возрастать, так как и владелец и арендатор старались выколотить, возможно, больше дохода. Жаловаться же на несправедливость было некому. Крестьянин находился в юрисдикции шляхтича, который не только его судил но и мог накладывать наказания до смертной казни включительно. Еще в 1518 году как уже упомянуто выше король, под давлением магнатов и шляхты, отказался от своего права рассматривать жалобы крестьян на своих шляхтичей.

Кроме того в новых  землях начал вводиться и принудительный труд, — барщина, уже давно введенная в Польше и Галиции. Сначала он ограничивался одним днем в неделю (около 20 гектаров) земли, которой пользовался крестьянин, (не имея права ни его продать, ни оставить и переселиться); но вскоре количество дней барщины начало быстро расти и доходить до 200 дней в году и больше, постепенно превращая крестьянина в полного и совершенно бесправного раба.

В эту эпоху происходил быстрый рост внутреннего рынка, благодаря росту городов, и быстрому увеличению экспорта сельско-хозяйственных  и лесных продуктов в западную Европу. За границу, на запад, шли хлеб, скот, сало, смола, деготь, поташ и другие продукты. Ввозились сукна и предметы ширпотреба.

Сохранились данные, что  в 1560-м году прошло только в Данциг для экспорта 1,2 миллионов пудов  хлеба, а в 1579 году уже 2 миллиона.

Только через Перемышль  в 60-х годах 16-го столетия прогонялось  ежегодно по 20.000 волов, не считая лошадей  и другого скота.

Росли также и торговые обороты в городах и на ежегодных  ярмарках, куда приезжали купцы и  из заграницы: из Москвы, Турции и из Западной Европы.

Конъюнктура при продажи  продуктов сельского хозяйства, естественно, вызвала на них повышенный спрос и, стремление производителей выбросить на рынок возможно большее  их количество. Это и привело к  созданию так называемых "фольварков" — хозяйств в которых на землях владельцев работали в порядке принудительном (барщина, панщина) крестьяне, а весь продукт их труда — поступал к землевладельцу или арендатору.

С ростом спроса на эти продукты и  расширение запашек з фольварках росла и потребность в рабочей силе, которая, в свою очередь, вызывала повышение количества дней барщины и ухудшение положения крестьянства и их хозяйств. Барщина отнюдь не освобождала крестьян от прежных денежных и натуральных повинностей.

Этот зажим крестьян непрерывной волной шел с запада на восток и, особенно, усилился после Люблинской Унии, оторвавшей Украину-Русь от Литвы и отдавшей ее Речи Посполитой Польской с непосредственным подчинением Польше.

Одновременно шло и усиленное  проникновение с запада на восток католицизма. Облегчено оно была тем обстоятельством, что магнаты и шляхта — католики имели много преимужеств по сравнению с магнатами и шляхтой православными, которых в 16-м веке еще не мало было на Украине-Руси.

Начался, все усиливающийся, переход  в католичество правящего класса, а вместе с ним и ополячивание старых исконных русско-православных княжеских и шляхетских (дворянских) родов.

Все это привело к полному  разрыву широких народных касс с  правящим классом.

Кроме все усиливавшегося, благодаря  проводимой экономической политике, классового антагонизма, появился и антагонизм религиозный и национальный между феодалами и народными массами. Землевладельцы — шляхта и магнаты стали для народа совсем чужими и чуждыми, врагами, посягавшими не только на его экономические интересы, но и на его религию и национальность.

Крестьянство искало выхода в переселении (бегстве) на восток, за Днепр, но волна  шляхетско-каголической агрессии быстро его настигала и устанавливала  над ним свою власть и порядки.

И к концу 16-го века вся Украина -Русь очутилась под властью феодалов польской культуры и католического вероисповедания.

О размерах их владений можно судить по сохранившимся данным а владениях  некоторых магнатов на Украине-Русн на рубежах 16-го и 17-го веков. Конецпольскому только на Брацлавщине (район южного Буга) принадлежало 740 сел и 180 городов и местечек. У князя Острожского, (до 17-го века православного), на Украине было 2760 сел и 80 городов и местечек. Потоцкому принадлежало все Нежинское староство (область) и Кременчуг с окрестностями. Князю Иеремии Вишневецкому — почти вся Полтавщина с 10.000 крестьянских и мещанских дворов-хозяйств.

Немалые владения имели и монастыри  и епископы, как католические, так  и православные. Так, например, Киево-Печерской  Лавре только в правобережной Украине принадлежали города Васильков и Радомысль с замками, 50 сел, 5 деревень, 5 усадеб, 2 рыбных промысла, пасеки, мельницы.

Городки Жабче и Хорлуй принадлежали Луцкой епископии, были укреплены, имели  артиллерию и запасы оружия.

Кроме магнатов бесчисленная шляхта имела более мелкие владения, которыми как и магнаты, в большинстве  случаев управляли через управляющих  или арендаторов.

Арендаторами были, главным образом, евреи, которые изощрялись в выжимании  доходов с крестьян, т. к. надо было и удовлетворить владельцев и уделить возможно больше для себя.

В результате, не имея выхода, крестьянство только озлоблялось и накоплялись  те силы, которые вскоре привели  к восстаниям и гибели самой Речи Посполитой.

Не в лучшем положении  находились и мещане, жители городов и местечек. Несмотря на "Магдебургское право", дарованное многим городам и связанное с ним самоуправление, жители городов мещане-ремесленники и мелкие торговцы фактически всецело зависели от прихоти своевольных магнатов. К тому же из года в год все усиливались притеснения православных ремесленников со стороны католиков.

Сохранилось много жалоб, что руководители цехов отказываются принимать православных ремесленников  и тем самым лишают их права  работы. По Магдебургскому праву ремесленник  вне цеха не имел права заниматься своим ремеслом. Вследствие этого и большинство городских жителей было единодушно с крестьянством в ненависти к правящему классу и позднее приняло активное участие в начавшихся с конца 16-го века восстаниях.

А так как и в  городах те, кто притеснял были католики и люди польской культуры, то к мотивам чисто классовых противоречий все больше и больше присоединялись мотивы религиозные и национальные.

Мещане, как и крестьяне, все больше и отчетливее начинали себя чувствовать другим, отдельным  народом, отличным от правящего класса, который народ в своем сознании отождествлял с поляками и католиками, хотя среди него еще и была некоторая часть православных и русских (украинцев) по происхождению.

Период этот, когда  за одно столетие (16 век) произошло разделение всего населения Украины-Руси на классы, при котором класс правящий оказался польским или ополяченным и католическим, а народные массы, крестьянство и мещанство сохранили свое сознание русскости и православия, не без основания можно считать периодом пробуждения самосознания Украины-Руси. Позднее это пробужденное национальное самосознание, соединенное с борьбой против существующего социального порядка, привело к ряду непрекращающихся народных восстаний, закончившихся распадением Польши и воссоединением частей единого когда-то древнерусского Киевского Государства.

Значение Люблинской унии

Заключением унии 1569. года польские дипломаты отчасти добились своего, отторгнув от Литвы лучшие русские земли, но "втеления" и  теперь не произошло, и самостоятельность литовских урядов - лучший показатель известной внутренней самостоятельности Литвы. Это, впрочем, все, чего могли добиться литовские сепаратисты в лице магнатов. Зато шляхта могла быть довольна результатами парламентарной унии, отдавшей судьбу Речи Посполитой в ее руки. С введением унии 1569 года политическая роль магнатов фактически была кончена. За ними оставались незначительные привилегии, отнять которые было делом будущего. Уния 1569 года сблизила литовско-русскую шляхту с польской и содействовала усвоению ею польских форм быта. Отсюда идет ее быстрая полонизация, а вместе с ней быстро развивается крепостное право, гнет которого в Речи Посполитой содействовал образованию казачества, вызвал ряд его восстаний, принявших характер социального протеста. Унию нельзя забывать при изучении общественной борьбы, которая обострилась после 1569 года в связи с нетерпимой религиозной политикой польского правительства. В общем, уния дала больше отрицательных результатов, чем положительных, и с нее приходится вести начало упадка Речи Посполитой.

 

3. Брестская уния

Брестская уния - объединение православной церкви на территории Речи Посполитой с католической церковью. Принята на церковном соборе в Бресте. Православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и православную обрядность. Официально расторгнута на церковном соборе 1946 во Львове.

Истоки унии, провозглашенной  в Бресте в 1596г., восходят к более  раннему времени. Идея унии лежала уже  в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124).

В 1569 г. на Люблинском сейме  совершилось событие, увенчавшее собой  ряд попыток, предпринимавшихся  в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества.

Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах.

Информация о работе Кревская, люблинская, брестская унии, их значение для Украины