Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:25, реферат
Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под
ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит,
что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начина-
лась...Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокуп-
ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.
1. ВВЕДЕНИЕ. 2
2. ИСТОРИЯ СССР С 1917 ПО 1985 ГОДЫ ВКРАТЦЕ. 2
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕСТРОЙКИ. 4
4.ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ. 6
5.РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЪЕЗДЫ. 7
6. ВВЕДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА. 8
7. ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ. 9
8. ЕЛЬЦИН КАК ПРЕЗИДЕНТ. 10
9. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. 11
10. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПРОМИССА. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ. КРАТКАЯ ХРОНИКА СОБЫТИЙ (1985-1991 Г.Г.) 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
вновь обратиться к идее освобождения крепостных. Ему пришлось бо-
роться с двумя грозными противниками: с дворянством и с той самой
бюрократией, которую он возымел намерение реформировать вопреки ее
собственному желанию и которая должна была в то же время служить
орудием выполнения его планов. Ему негде было искать поддержки, кро-
ме как в традиционной и пассивной покорности инертной массы русских
крепостных и купцов, которые до сего времени лишены были даже права
задумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать их
поддержку реальной, он должен был создать нечто вроде общественного
мнения и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цен-
зура и предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и
весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже лег-
кая и учтивая критика действий чиновников".
Это мысли Энгельса из его работы "Европа в 1858 году"
(Маркс К., Энгельс Ф., соч.т.12, с.672). Не правда ли, все очень по-
хоже - с точки зрения методов?
Но вот что касается целей... Если Александр II поставил в повестку
дня вопрос, решение которого могло коренным образом изменить всю
систему общественных отношений, то новый Генеральный секретарь
М.С.Горбачев поначалу лишь возрождал времена хрущевской "оттепели".
Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая впол-
не устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспосо-
бить к новым - прежде всего международным - условиям. Отмена кре-
постного права даже в том варианте, который был реализован Александ-
ром II, привела к существенному расширению "степеней свободы" для
большинства населения Российской империи. Напротив, в первоначальном
проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек
- ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора".
Причины теперешнего кризиса в экономике, по мнению специалистов,
не доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре
народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду.
Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущен-
ные в начале перестройки.
Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился пра-
вильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать
человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев из-
брал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.
Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологи-
ческих заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте"
заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но
одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного пот-
ребления была задействована только одна седьмая часть основных про-
изводственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию
- с тем, чтобы в
конечном итоге
мышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом
этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно раст-
ворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, тех-
нологий легкая промышленность так и не дождалась.
Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства
на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть обору-
дования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка
производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонти-
ровать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали
из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого ка-
чества сырья.
Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ни-
чего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную
самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом
бесконтрольного расходования государственных средств и привела к
вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту де-
нежной массы в наличном обращении.
Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной пот-
ребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только
производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыг-
рало с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на
местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в
экономику инфляционные деньги. В конце концов раздутый плате-
жеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потре-
бительский сектор промышленности.
Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева - антиал-
когольной компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который
нанесла нашей социалистической экономике реформа 1987 года, вообще
не поддается исчислению. Второе дыхание к социализму так и не пришло
- началась агония...
Идет Брежнев по базару и видит грузина -
тот торгует арбузами. Брежнев хочет купить
арбуз и говорит:
- Дай-ка мне один арбуз.
- Пажалуйста, дарагой, вибирай -
любой!
- Так у тебя же здесь всего один арбуз!
- Ну и что? Ти у нас тоже адын, а ми те-
бя вибира-аем!
Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали реше-
ния внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва),
состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматри-
вали изменение структуры высших органов власти и государственного
управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных де-
путатов и избираемого
им ВС СССР реальными властными функциями,
также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов
на альтернативной основе.
1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в полити-
ческой структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных
депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране
избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность
выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских
мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским
гражданам действительно выбирать одного из нескольких.
Треть народных
депутатов избиралась от
что позволило коммунистам, как наиболее массовой "общественной орга-
низации" на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизо-
ванных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: до-
ля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5%
предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что
в условиях свободы выбора
был подтвержден авторитет
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным
и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных
в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в
сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой
Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение про-
изводительности труда.
Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.)
стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было тако-
го в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть
на те баталии, что происходили по Съезде, но тогда это выглядело по-
бедой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в
частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих
постановлений, например Постановление об основных направлениях внут-
ренней и внешней политики СССР.
Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря
1989 г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съез-
дом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26
постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго
Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению эконо-
мики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью.
Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполити-
ческим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Герма-
нией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских
войск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следствен-
ной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привиле-
гиях)...
Когда открылся
Первый Съезд народных
на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам на-
шего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют
теперь "игрой в демократию", каковой он, собственно, и являлся. Ко
Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало
ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа
избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного,
насущного она народу дала немного.
Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие изба-
виться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность
набрать политическую силу и влияние, позволили им представить право-
центристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как вре-
менный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного
развития курса на смешанную экономику, на создание правового госу-
дарства и заключение нового союзного договора. Все это объективно
работало на демократов.
К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно измени-
лась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в
республиках приведут к победе радикальных сил ("Демократическая
Россия", РУХ и другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики -
постараются занять независимую
позицию в отношении
Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его едино-
мышленники выступали еще несколько месяцев назад. Используя свой ав-
торитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР, он сумел - при
сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решение
об учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, Горбачев по-
лучил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил