Кризис СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под
ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит,
что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начина-
лась...Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокуп-
ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ. 2
2. ИСТОРИЯ СССР С 1917 ПО 1985 ГОДЫ ВКРАТЦЕ. 2
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕСТРОЙКИ. 4
4.ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ. 6
5.РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЪЕЗДЫ. 7
6. ВВЕДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА. 8
7. ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ. 9
8. ЕЛЬЦИН КАК ПРЕЗИДЕНТ. 10
9. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. 11
10. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПРОМИССА. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ. КРАТКАЯ ХРОНИКА СОБЫТИЙ (1985-1991 Г.Г.) 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

кризис СССр.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

дающимися движениями - в первую очередь  новым рабочим  движением.  В

1990  году  была образована Федерация независимых профсоюзов России,

укрепил свои позиции Соцпроф.  Состоялся Второй съезд шахтеров, объ-

явивший  о  создании  нового горняцкого профсоюза;  аналогичные  шаги

предприняты рабочими в  ряде других отраслей промышленности. Прошел 1

Всесоюзный  съезд  советов трудовых коллективов и  рабочих комитетов,

который выразил готовность разделить ответственность за ход  экономи-

ческих преобразований в стране,  не допустить бесконтрольной распро-

дажи государственной  собственности,  превращения и прежде всесильных

министерств в новые  монополистические объединения:  концерны и ассо-

цации (что в настоящее  время и происходит).

    Все активнее  выступали другие массовые демократические  движения

- экологисты ("зеленые"),  Федерация обществ потребителей,  молодеж-

ные,  женские  организации.  Однако  все они так и не стали главными

действующими лицами политического процесса, не смогли переломить его

инерцию.  на  деле  победой демократов над КПСС воспользовались  лишь

либералы,  развернувшие отчаянную борьбу против коммунистов-реформа-

торов.

 

    Однако борьба  эта,  если вынести за скобки  события в Прибалтике,

где центру противостоял даже не национал-либерализм,  а коалиция на-

ционал-либеральных и  национал-социалистических сил, - в  целом отнюдь

не является борьбой на уничтожение.  Ибо реформаторы  в  центре,  во

главе которых стоит  Президент СССР,  за последний  год сделали значи-

тельный шаг в сторону  отказа от прежних идеологических фетишей.

 

    10. Кризис политической системы: необходимость компромисса.

   

    Борьба на  политической  арене страны шла  главным образом вокруг

двух пунктов (на мой  взгляд эта борьба продолжается и  по сей  день).

Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это  постепен-

ное врастание сложившихся  структур управления в рыночное хозяйство и

введение  государственно-бюрократического капитализма "сверху"?  Или

же,  напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование ка-

питализма "снизу"?

    Второй узловой  момент:  поскольку реформы требуют  заведомо непо-

пулярных  мер,  то  ответственность за их принятие и  все связанные с

ними издержки возлагаются, как правило, на политических противников.

Чаще всего в роли "козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось,

например,  в ходе политического  скандала,  который разразился в Вер-

ховном Совете России, когда союзное  правительство обнародовало реше-

ние о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). а

между тем это решение было согласовано  и с Б.Н.Ельциным, и с И.С.Си-

лаевым. Известны и обратные случаи, когда Центр сам находил "козла":

введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж,  изъяв-

ший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть ме-

нее  миллиарда  (931.5  млн.)  рублей,  "свалили" на Совет  Министров

РСФСР.

    К концу  1990  года  установилась  патовая   ситуация:  ни комму-

нисты-реформаторы,  ни либералы уже не могли,  каждые в  отдельности,

добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере.

Главное - они не  могли  поодиночке  противостоять  угрозе  всеобщей

анархии.  Первые  -  потому что в значительной степени  утратили под-

держку народа,  вторые - потому что после своих первых побед  успели

подрастерять многих своих приверженцев.

    Понимание  необходимости  политического   компромисса  наблюдалось

как в одном,  так  и в другом лагере.  Коммунисты-реформаторы (и даже

коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах  вто-

рой  половины 1990 года призывали к гражданскому согласию,  выражали

готовность создать  не просто блок сил "социалистической ориентации",

но пойти на союз со всеми демократическими партиями и  движениями. Их

оппоненты,  хлебнув  лиха в решении практических вопросов, с которыми

они столкнулись, придя  к власти на местном, а кое-где  и на республи-

канском уровне,  похоже, также были внутренне готовы к сотрудничест-

ву.  Идея компромисса  с частью аппарата и центром и  создания сильной

исполнительной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской  прог-

раммной статьи Г.Х.Попова,  озаглавленной не без претензии: "Что де-

лать?". ("Огонек", 1990, NN 50,51). Идея гражданского согласия путем

приостановки  действия иди полного роспуска всех политических партий

стала к концу 1990 года популярной и замелькала  на  разных  флангах

либерально-демократического движения. Об этом говорили и А.А.Собчак,

и лидер либерально-демократической  партии  России  В.В.Жириновский.

Либералы, по всей видимости, поняли, что их время истекает, так  и не

начавшись.

    Роза политических  ветров перестройки изменилась  в очередной раз.

Разразился острейший кризис сложившейся политической  системы.  Про-

возгласив лозунг "Вся  власть - Советам!",  реформаторы  даже не заду-

мывались над тем, что  Советы, которые перестали быть приводными рем-

нями  КПСС,  не  в  состоянии организовать нормальный процесс полити-

ческого развития.  Пресса КПСС остро критиковала "некомпетентных де-

мократов", не умеющих  наладить работу тех Советов, в которых  им при-

надлежит большинство. "Некомпетентные демократы" кивали на "саботаж"

со  стороны прежней  правящей касты - аппарата исполнительной власти,

мафиозных структур.  Однако суть дела  глубже.  Политический  кризис

конца  1990 года - результат  не столько некомпетентности или  сабота-

жа, сколько отжившего  типа государственности.

    Каждая политическая  сила стремилась искать собственный выход из

этого кризиса.  Болезненнее  всего на него реагировали "государствен-

ные сословия" - те слои,  само существование которых было поставлено

сейчас на карту.  Они  все энергичнее подталкивали Президента и  Вер-

ховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режи-

ма при номинальной  советской власти. Горбачев, хотя и  не без колеба-

ний,  вынужден был  идти на это. он нуждался в поддержке, но получить

же ее было ниоткуда больше не мог :  КПСС  утратила  мобилизационные

способности,  а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалась

инерция конфронтации.

    Впрочем, если  бы  оно  и сложилось - авторитарной  трансформации

режима едва ли удалось  избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те

из них,  кто делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали

( и рассматривают)  усиление исполнительной власти,  авторитарные ме-

тоды  перехода к рыночному  хозяйству как нечто долговременное,  а не

как временную тактическую  меру,  поэтому,  строго говоря,  не только

демократами, но  и либералами  они являлись разве что в кавычках.

Достаточно было прочесть проект Конституции России,  чтобы  увидеть:

тоталитарный  режим  предполагается заменить не всеобщей демократией,

но авторитарной властью.  При этом,  однако,  в  отличие  от  комму-

нистов-реформаторов, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изме-

нение фундамента политической системы,  на  трансформацию  советской

власти в парламентскую  республику.

    И все же  определенный шанс предотвратить  окончательную  "автори-

таризацию" перестройки  еще имеется.  Превращение подлинно демократи-

ческих движений во влиятельную  политическую силу,  в "четвертый  век-

тор" преобразований (наряду с консерваторами,  реформаторами и либе-

ралами) может существенно  изменить политическую погоду. Даже автори-

тарный президентский  режим нуждается в легитимности и социальной ба-

зе. Поэтому демократические  движения добиваются того, чтобы осущест-

влялся  не  бюрократический  и  не анархический вариант капиталисти-

ческого развития. Крайне важно обеспечить участие общественных орга-

низаций  трудящихся  в решении всех практических вопросов перехода к

рынку,  включая разгосударствление и  частичную  приватизацию  госу-

дарственной собственности.

    Не реформаторы  и не либералы, а только демократические,  самодея-

тельные  общественные организации трудящихся могут воспрепятствовать

замыслам консервативных сил,  которые пытаются спровоцировать народ-

ный бунт против грядущего  рынка, антирыночную, тоталитарную контрре-

волюцию.  Для этого, однако, всем общественно-политическим, потреби-

тельским, культурно-просветительным, профсоюзным и иным организациям

необходимо сплотиться в мощный блок демократического единства.

 

Приложение. Краткая хроника событий (1985-1991 г.г.)

          

    1985

 

МАРТ:     Смерть Константина Черненко. Назначение Михаила  Горбачева

          Генеральным секретарем КПСС.

АПРЕЛЬ:   На пленуме  ЦК КПСС, позже названным "историческим", впер-

          вые прозвучали слова "перестройка"  и "ускорение". Начало

          борьбы с пьянством и первых  кадровых перемещений.

МАЙ:      В  речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачев подчеркнул

          вклад в нее Коммунистической  партии во главе с Иосифом

          Виссарионовичем Сталиным.

  1986

 

ЯНВАРЬ:   Впервые  за последние десять лет генсек обратился  к народу

          по телевидению с новогодними  поздравлениями лично. Пе-

          рестройка телевидения, возвращение  "прикрытых" передач.

ФЕВРАЛЬ-

  -МАРТ:  XXVII С'езд КПСС. АПРЕЛЬ: Чернобыльская катастрофа. ИЮЛЬ-АВГУСТ:

          Закон об индивидуальной трудовой  деятельности и

          бурление вокруг него. ДЕКАБРЬ:  Алма-Ата - первые волнения

          на нацио-нальной  почве. Возвращение Сахарова из Горьковской ссылки.

 

  1987

 

ЯНВАРЬ:   На очередном  пленуме Горбачев предупреждает: впереди  еще

          самый трудный этап перестройки.

МАЙ:      Смена  министра обороны в связи с  прилетом Руста. Первые раз-

          мышления о многомандатных выборах.

СЕНТЯБРЬ: Первый звонок: пропала зубная паста. Начало серии  то-

          тальных дефицитов.

ОКТЯБРЬ:  Пленум ЦК снимает Ельцина. Выходит "Взгляд".

 

  1988

 

ФЕВРАЛЬ:  Начало вывода советских войск из Афганистана. Первая

          кровь в Нагорном Карабахе.

МАРТ:     Статья Нины Андреевой "Не могу поступиться  принципами".

ИЮНЬ-ИЮЛЬ: Первый конкурс "Московская красавица". Реабилитация

          церкви. XIX партконференция - первое решение, принятое

          не единогласно.

СЕНТЯБРЬ: Михаил Горбачев становится Председателем Верховного Со-

          вета СССР.

 

  1989

 

ЯНВАРЬ -

 АПРЕЛЬ: Выборыветаховногою Победы, Горбачев подчеркнул

         вклад Народных депутатов СССР. Артем Тарасов - парт-

Информация о работе Кризис СССР