Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:25, реферат
Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под
ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит,
что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начина-
лась...Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокуп-
ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.
1. ВВЕДЕНИЕ. 2
2. ИСТОРИЯ СССР С 1917 ПО 1985 ГОДЫ ВКРАТЦЕ. 2
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕСТРОЙКИ. 4
4.ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ. 6
5.РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЪЕЗДЫ. 7
6. ВВЕДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА. 8
7. ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ. 9
8. ЕЛЬЦИН КАК ПРЕЗИДЕНТ. 10
9. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. 11
10. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПРОМИССА. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ. КРАТКАЯ ХРОНИКА СОБЫТИЙ (1985-1991 Г.Г.) 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
дающимися движениями - в первую очередь новым рабочим движением. В
1990 году была образована Федерация независимых профсоюзов России,
укрепил свои позиции Соцпроф. Состоялся Второй съезд шахтеров, объ-
явивший о создании нового горняцкого профсоюза; аналогичные шаги
предприняты рабочими в ряде других отраслей промышленности. Прошел 1
Всесоюзный съезд советов трудовых коллективов и рабочих комитетов,
который выразил готовность разделить ответственность за ход экономи-
ческих преобразований в стране, не допустить бесконтрольной распро-
дажи государственной собственности, превращения и прежде всесильных
министерств в новые
монополистические объединения:
цации (что в настоящее время и происходит).
Все активнее
выступали другие массовые
- экологисты ("зеленые"),
Федерация обществ потребителей
ные, женские организации. Однако все они так и не стали главными
действующими лицами политического процесса, не смогли переломить его
инерцию. на деле победой демократов над КПСС воспользовались лишь
либералы, развернувшие отчаянную борьбу против коммунистов-реформа-
торов.
Однако борьба эта, если вынести за скобки события в Прибалтике,
где центру противостоял даже не национал-либерализм, а коалиция на-
ционал-либеральных и национал-социалистических сил, - в целом отнюдь
не является борьбой на уничтожение. Ибо реформаторы в центре, во
главе которых стоит Президент СССР, за последний год сделали значи-
тельный шаг в сторону отказа от прежних идеологических фетишей.
Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг
двух пунктов (на мой взгляд эта борьба продолжается и по сей день).
Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепен-
ное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйство и
введение государственно-
же, напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование ка-
питализма "снизу"?
Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непо-
пулярных мер, то ответственность за их принятие и все связанные с
ними издержки возлагаются, как правило, на политических противников.
Чаще всего в роли "козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось,
например, в ходе политического скандала, который разразился в Вер-
ховном Совете России, когда союзное правительство обнародовало реше-
ние о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). а
между тем это решение было согласовано и с Б.Н.Ельциным, и с И.С.Си-
лаевым. Известны и обратные случаи, когда Центр сам находил "козла":
введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъяв-
ший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть ме-
нее миллиарда (931.5 млн.) рублей, "свалили" на Совет Министров
РСФСР.
К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни комму-
нисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности,
добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере.
Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей
анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили под-
держку народа, вторые - потому что после своих первых побед успели
подрастерять многих своих приверженцев.
Понимание необходимости политического компромисса наблюдалось
как в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже
коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах вто-
рой половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали
готовность создать не просто блок сил "социалистической ориентации",
но пойти на союз со всеми демократическими партиями и движениями. Их
оппоненты, хлебнув лиха в решении практических вопросов, с которыми
они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республи-
канском уровне, похоже, также были внутренне готовы к сотрудничест-
ву. Идея компромисса с частью аппарата и центром и создания сильной
исполнительной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской прог-
раммной статьи Г.Х.Попова, озаглавленной не без претензии: "Что де-
лать?". ("Огонек", 1990, NN 50,51). Идея гражданского согласия путем
приостановки действия иди полного роспуска всех политических партий
стала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах
либерально-демократического движения. Об этом говорили и А.А.Собчак,
и лидер либерально-
Либералы, по всей видимости, поняли, что их время истекает, так и не
начавшись.
Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз.
Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Про-
возгласив лозунг "Вся власть - Советам!", реформаторы даже не заду-
мывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными рем-
нями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс полити-
ческого развития. Пресса КПСС остро критиковала "некомпетентных де-
мократов", не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им при-
надлежит большинство. "Некомпетентные демократы" кивали на "саботаж"
со стороны прежней правящей касты - аппарата исполнительной власти,
мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис
конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или сабота-
жа, сколько отжившего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход из
этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государствен-
ные сословия" - те слои, само существование которых было поставлено
сейчас на карту. Они все энергичнее подталкивали Президента и Вер-
ховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режи-
ма при номинальной советской власти. Горбачев, хотя и не без колеба-
ний, вынужден был идти на это. он нуждался в поддержке, но получить
же ее было ниоткуда больше не мог : КПСС утратила мобилизационные
способности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалась
инерция конфронтации.
Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформации
режима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те
из них, кто делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали
( и рассматривают)
усиление исполнительной
тоды перехода к рыночному
хозяйству как нечто
как временную тактическую меру, поэтому, строго говоря, не только
демократами, но и либералами они являлись разве что в кавычках.
Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть:
тоталитарный режим предполагается заменить не всеобщей демократией,
но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от комму-
нистов-реформаторов, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изме-
нение фундамента политической системы, на трансформацию советской
власти в парламентскую республику.
И все же
определенный шанс
таризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно демократи-
ческих движений во влиятельную политическую силу, в "четвертый век-
тор" преобразований (наряду с консерваторами, реформаторами и либе-
ралами) может существенно изменить политическую погоду. Даже автори-
тарный президентский режим нуждается в легитимности и социальной ба-
зе. Поэтому демократические движения добиваются того, чтобы осущест-
влялся не бюрократический и не анархический вариант капиталисти-
ческого развития. Крайне важно обеспечить участие общественных орга-
низаций трудящихся в решении всех практических вопросов перехода к
рынку, включая разгосударствление и частичную приватизацию госу-
дарственной собственности.
Не реформаторы и не либералы, а только демократические, самодея-
тельные общественные организации трудящихся могут воспрепятствовать
замыслам консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народ-
ный бунт против грядущего рынка, антирыночную, тоталитарную контрре-
волюцию. Для этого, однако, всем общественно-политическим, потреби-
тельским, культурно-просветительным, профсоюзным и иным организациям
необходимо сплотиться в мощный блок демократического единства.
1985
МАРТ: Смерть Константина Черненко. Назначение Михаила Горбачева
Генеральным секретарем КПСС.
АПРЕЛЬ: На пленуме ЦК КПСС, позже названным "историческим", впер-
вые прозвучали слова "
борьбы с пьянством и первых кадровых перемещений.
МАЙ: В речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачев подчеркнул
вклад в нее Коммунистической партии во главе с Иосифом
Виссарионовичем Сталиным.
1986
ЯНВАРЬ: Впервые за последние десять лет генсек обратился к народу
по телевидению с новогодними поздравлениями лично. Пе-
рестройка телевидения,
ФЕВРАЛЬ-
-МАРТ: XXVII С'езд КПСС. АПРЕЛЬ: Чернобыльская катастрофа. ИЮЛЬ-АВГУСТ:
Закон об индивидуальной
бурление вокруг него. ДЕКАБРЬ: Алма-Ата - первые волнения
на нацио-нальной почве. Возвращение Сахарова из Горьковской ссылки.
1987
ЯНВАРЬ: На очередном пленуме Горбачев предупреждает: впереди еще
самый трудный этап
МАЙ: Смена министра обороны в связи с прилетом Руста. Первые раз-
мышления о многомандатных
СЕНТЯБРЬ: Первый звонок: пропала зубная паста. Начало серии то-
тальных дефицитов.
ОКТЯБРЬ: Пленум ЦК снимает Ельцина. Выходит "Взгляд".
1988
ФЕВРАЛЬ: Начало вывода советских войск из Афганистана. Первая
кровь в Нагорном Карабахе.
МАРТ: Статья Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами".
ИЮНЬ-ИЮЛЬ: Первый конкурс "Московская красавица". Реабилитация
церкви. XIX партконференция - первое решение, принятое
не единогласно.
СЕНТЯБРЬ: Михаил Горбачев становится Председателем Верховного Со-
вета СССР.
1989
ЯНВАРЬ -
АПРЕЛЬ: Выборыветаховногою Победы, Горбачев подчеркнул
вклад Народных депутатов СССР. Артем Тарасов - парт-