Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:25, реферат
Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под
ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит,
что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начина-
лась...Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокуп-
ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.
1. ВВЕДЕНИЕ. 2
2. ИСТОРИЯ СССР С 1917 ПО 1985 ГОДЫ ВКРАТЦЕ. 2
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕСТРОЙКИ. 4
4.ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ. 6
5.РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СЪЕЗДЫ. 7
6. ВВЕДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА. 8
7. ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ. 9
8. ЕЛЬЦИН КАК ПРЕЗИДЕНТ. 10
9. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. 11
10. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПРОМИССА. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ. КРАТКАЯ ХРОНИКА СОБЫТИЙ (1985-1991 Г.Г.) 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
свою власть в стране.
Это было
почти год назад. Но за
ция вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановке
сил на политической арене. В России победу на выборах, хотя и с ми-
нимальным перевесом, одержал блок "Демократическая Россия". Лидером
парламента РСФСР стал Б.Н.Ельцин - неординарный политик: с одной
стороны, он символизирует "сильную личность" (известны те "крутые"
методы, которыми Ельцин пользовался в бытность его Первым секретарем
МГК КПСС), с другой стороны - он прост, открыт, демократичен, его
политическому стилю присущ популизм. Демократы возглавили
Московский, Ленинградский, ряд советов других крупных городов. Схо-
жее положение создалось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, в
Прибалтийских республиках.
Затем политическая борьба перешла на государственный уровень.
Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республи-
канские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга,
ни договориться между собой. "Война законов" между Союзом и респуб-
ликами велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла
апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг
Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне
быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между
республиками и внутри их.
В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях
общества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и
Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуа-
ция продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырожда-
лась в анархию, усиливая тоску по "сильной руке". Подобные настрое-
ния овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь неп-
редсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнитель-
ные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев
же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в кото-
ром ключевые посты заняли представители "просвещенной" бюрократии и
военно-промышленного комплекса.
Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК
КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил.
Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в
результате скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игры
победу одержала именно его команда.
Естественно,
Горбачеву нужно было
того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со "склеротическими
геронтократами", старой партийной гвардией, он вынужден был провозг-
ласить курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей
_
- 12 -
силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу ал-
когольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим
отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и респуб-
лик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич
Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил предан-
ных людей на все ключевые посты.
На этом все партийные "
ло, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько,
что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела
новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том,
что перестройка продолжается.
Однако "свалить" Лигачева на партийной арене оказалось не
так-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтер-
нативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депу-
татов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении
на двух стульях сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу:
партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов -
славой КПСС.
Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена: Горбачев
окончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился с
переходом к рынку и потерей европейских колоний. Но оказалось, что
борьба за власть не закончена, напротив - вступает в новую стадию.
Инициативу теперь перехватили демократы во главе с Б.Н.Ельциным.
Существуют, видимо, несколько типов, моделей поведения "первого
лица" государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет народ к новым и
новым свершениям. "Патрон" заботится о том, чтобы все члены большой
семьи-государства были довольны, сыты и друг друга не обижали."Аар-
битр" следит за соответствием всех проявлений жизни писаным и не-
писанным законам. И т. д.
Первая, "бунтарская",
часть политической карьеры
лось, закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председате-
лем Верховного Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что в
новой роли он напрочь откажется от прежних политических привычек.
Став через год президентом, Ельцин вскоре продемонстрировал, что на-
мерен сочетать в своей деятельности все три модели поведения. Навер-
ное, харизматический лидер так и должен был себя вести, именно этого
и ждали его приверженцы.
Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого народа
президентом, Ельцин поневоле стремиться держаться за все рычаги
власти, не довольствуясь ролью главы ее исполнительной ветви. Этим,
по-видимому, и обусловлен стиль поведения президента, который анали-
тики именуют "конфронтационным". Конфронтация заложена в том, что
Ельцин все время стремиться действовать в системе простейшей, при-
вычной ему с 1987 года: массы и лидер. Советы, Конституционный суд и
кто бы то ни было еще, претендующий на самостоятельную политическую
роль, т. е. на выражение части "застолбленных" президентом народных
интересов, неизбежно рискуют быть объявленными "реакционными", "ут-
ратившими доверие" и т. п.
Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ельцина на
посту президента, стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии" с
императивом российской державности. На первых порах Ельцин, как я
помню, "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал
сберечь единство России. Но ведь единство подлинной, исторической
России, существовавшей с 1922 года под псевдонимом "СССР", было раз-
рушено в Беловежской пуще. Неясно, был ли Ельцин инициатором бело-
вежских соглашений; каким именно виделось ему тогда СНГ и т. д. Но
сам факт участия в упразднении СССР стал, пожалуй, самым крупным и
драматическим событием политической биографии Ельцина. А когда в
внутри РФ Чечня взяла "слишком много" суверенитета, Ельцин попробо-
вал вмешаться, но безуспешно. Теперь, когда почти все российские ав-
тономии обзавелись собственными президентами и конституциями, Ельци-
ну, возможно, и хотелось бы снова оказаться единственным президентом
в своей стране, но не совсем ясно, как это сделать. А Конституция
написана уже и в Вятке, пишется в Туле ...
Совсем недавно Ельцин вдруг объявил, что он "националист" (ко-
нечно, в смысле приверженности национальной идее). Но следует все же
признать, что внутрироссийская региональная политика остается пока
одним из самых слабых мест администрации Ельцина.
Рассмотрим, почему не успев народиться, демократия уступает
место авторитарному президентскому режиму и происходит "перестройка
перестройки"?
Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации", предпола-
гает определенный тип общественных отношений, и опыт мировой истории
это подтверждает. Прежде всего, демократия требует, чтобы в обществе
друг другу противостояли свободные и равные собственники, которые
наделены всеми гражданскими правами . Из этих предпосылок демократии
у нас наличествует в лучшем случае лишь одна - формальное равенство.
Но равенство людей несвободных (вспомните про паспортный режим, про-
писку, лимиты, визитки и талоны), практически лишенных собствен-
ности. На такой почве демократизация неизбежно ведет не к демокра-
тии, а к охлократии, к власти толпы, а не народа. Если бы экономи-
ческая реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией!.. Но
этого не получилось, а посему складывающиеся политические формы и
институты были лишены адекватного демократического содержания и ра-
ботали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию демокра-
тии.
Естественное и закономерное размежевание в стане демократических
сил, начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решить
свою первую задачу - потеснить у кормила власти партийную номенкла-
туру, отнюдь не укрепило
шансы демократической перестро
мократы выступали "против" власть предержащих, набирали очки в пред-
выборных кампаниях, они были едины. На как только перед ними стал
вопрос о позитивной программе действий, в лагере победителей нача-
лись разногласия. Обнаружилось, что наиболее организованное, опираю-
щееся на мощную системы органов массовой информации крыло демокра-
тов, стоит на праволиберальных, пробуржуазных позициях. Более уме-
ренные, но так же либеральные в целом позиции занимает центристский
блок. Существует также альтернативный им блок - "Левая демократия".
В него вошли некоторые малочисленные партии и движения социалисти-
ческой ориентации.
В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что инте-
ресы будущих предпринимателей, будущих средних слоев и будущих наем-
ных рабочих по мере развития рыночных структур, мягко говоря, не мо-
гут быть во всем одинаковы. Понятно и то, что располагая несравненно
лучшей материальной и пропагандистской базой, а так же искушенными
идеологами, талантливыми публицистами и умелыми ораторами, либералы
завладели не только общественным вниманием, но и определенным поли-
тическими рычагами.
Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои проблемы
и разногласия. Однако расхождения во взглядах между представителями
либерального лагеря не очень существенны. Главное для них - катего-
рическое неприятие не только административно-командной системы, но и
"гуманного, демократического социализма". По общему мнению либера-
лов, последний несовместим с принципами свободы личности, непри-
косновенности частной собственности, политического плюрализма.
Гораздо серьезнее расхождения между либералами и другими нарож-