“Культ личности И.В.Сталина”: Становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Личность Иосифа Виссарионовича Сталина находится сегодня в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб "угнетенных народов и эксплуатируемых классов", как говорили в его времена во всем мире.
Прошло более 40 лет со дня его смерти, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так и его противники.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………. 3
2. Возникновения культа личности…………………………………………. 4
2.1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности……………………………………………………………………. 4
2.2. Сталинизм как теоретическая основа сталинщины……………………... 6
3. Культ личности Сталина: его проявление……………………………….. 8
3.1. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства
по-сталински……………………………………………………………….. 8
3.2. ГУЛАГ как проявление сталинщины…………………………………... 11
3.3. Политические процессы 30-50-х гг……………………………………... 15
4. Заключение……………………………………………………………….. 23
5. Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 47.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный 

Технический университет»

 

 

Институт КПМТО

Кафедра «Истории и архивоведения»

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Отечественная история»

“Культ личности И.В.Сталина”:

Становление и развитие

 

Студент группы 9ТМ-1                                                                    Е.И. Тимофеев

Преподаватель                                                                            Н.Н. Абабкова

 

 

2009

Содержание

 

1.  Введение……………………………………………………………………. 3

2.  Возникновения культа личности…………………………………………. 4

2.1.  Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности……………………………………………………………………. 4

2.2.  Сталинизм как теоретическая основа сталинщины……………………... 6

3.  Культ личности Сталина: его проявление……………………………….. 8

3.1.  Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства

по-сталински……………………………………………………………….. 8

3.2. ГУЛАГ как проявление сталинщины…………………………………... 11

3.3.  Политические процессы 30-50-х гг……………………………………... 15

4. Заключение……………………………………………………………….. 23

5. Список использованных источников…………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Личность Иосифа Виссарионовича Сталина находится сегодня в  центре внимания, как политиков, так  и обывателей, как историков, так  и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя  судеб "угнетенных народов и эксплуатируемых  классов", как говорили в его  времена во всем мире.

Прошло более 40 лет со дня его смерти, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так  и его противники. Каждое новое  поколение хочет постичь тайну  этой личности и того явления, которое  с наибольшей силой проявилось в  этой личности. Имя этого явления - культ личности. Сталин и культ  его личности будут находиться в центре внимания данного реферата.

Эта тема очень интересна  для нас тем, что помогает понять ту основу сегодняшнего мировосприятия людей старшего поколения; разобраться  в той действительности, с которой  мы знакомы только лишь со страниц  учебников; лучше узнать историю  собственной страны - период довольно сложный для оценки, очень противоречивый для вынесения вердиктов; приподнять вуаль, которая много лет скрывала собой много важнейших документов и тяжелейших преступлений.

Подобное явление как  культ личности интересен прежде всего тем, что трудно поддаётся  точной характеристике.

 

 

 

 

 

 

 

2. Возникновения культа личности

2.1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа личности

Об опасности возникновения  этого явления в революционном  движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ  века.

Симптомы этого явления  в российском социал-демократическом  движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к  власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, и И. Сталина стали  наблюдаться отдельные признаки этого явления. После смерти В.И. Ленина внутри партийного руководства  началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил И. Сталин.

На партийных съездах  и конференциях до конца 20-х годов  звучали голоса тех, кто пытался  обратить внимание на те стороны поведения  Сталина, которые ясно говорили о  наличии симптомов "культовой  болезни" у этого партийного лидера.

В партийных рядах только узкий круг людей знал о "Письме съезду", в котором В. И. Ленин  давал характеристику партийным  лидерам, в том числе Сталину, и в котором Ленин предлагал  переместить Сталина с поста  генерального секретаря, т.е. с той  должности, где он мог нанести  делу партии серьезный ущерб своим  характером, своей склонностью к "культовой болезни".

Это обстоятельство помешало партийцам понять выступающих, а  их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества  в борьбе за лидерство.

В конце 20-х - начале 30-х годов  Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил СССР. Он остался у руководства до конца  своей жизни (март 1953 г.). За эти годы, не без его участия, идеологические службы СССР сформировали идеологию  культа его личности и внедрили его  в общественное сознание.

Позже, после смерти Сталина  и ХХ съезда КПСС будет принято  Постановление ЦК КПСС "О преодолении  культа личности и его последствий", в этом документе был дан ответ  о причинах возникновения культа личности.

В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ  личности и заявить об объективных  и субъективных предпосылках его  возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:

- ... сложная международная  и внутренняя обстановка требовала  железной дисциплины  и неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не повлиять отрицательно на развитие некоторых демократических форм.

- ... приходилось идти на  некоторые ограничения демократии, оправданные, логической борьбой  нашего народа за социализм  в условиях капиталистического  окружения. Но эти ограничения  уже тогда рассматривались партией  и народом, как временные подлежащие  устранению по мере укрепления  Советского государства и развития  сил демократии и социализма  во всем мире.

- ... народ сознательно  шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые  успехи советского общественного  строя.

- ... поскольку Сталин длительное  время находился на посту генерального  секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые  Коммунистической партией, и Советской  страной стали связывать с  его именем.

Эти предпосылки были названы  объективными предпосылками возникновения  культа личности. ) Зеркин Д.П. «Основы  политологии». Стр. 74-78.

Субъективными были названы  те, на которые указывал Ленин в 1922 году: "Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде  и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности  генсека". Далее Ленин писал, что  на этом посту должен быть человек  более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпим и лоялен к недостаткам других, менее капризный.

В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение  всех руководящих партийцев, которые  приняли решение скрыть "Письмо..." Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность  несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые  уговаривали представителей делегаций  оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать  другим.

Большинство политологов  считают, что культ личности Сталина  возник, как неизбежный результат  того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как  партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что  культ личности заложен в самой  социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики.

 

2.2. Сталинизм как теоретическая основа сталинщины

С середины 80-х годов в  отечественной литературе появилась тенденция расчленить понятия: Сталин, сталинщина, сталинизм.

Под сталинизмом подразумевают  те идеи, принципы, которыми руководствовались  Сталин и его окружение, в своей  повседневной практике породившей сталинщину.

Суть сталинщины в том, что Сталин, прежде всего, воспринимал  идеи, выработанные еще при жизни  Ленина, как навсегда данные, и хотя он постоянно говорил о диалектическом методе познания и преобразования мира сам оказывался в плену догм.

Одной из них было убеждение  в том, что по мере продвижения  вперед к социализму будет обостряться  классовая борьба, сопротивление  тех, кто не хочет социализма, или  не понимает необходимости такого движения.

Сталинизм - это убежденность в том, что "кто не с нами, тот  против нас", что "если враг не сдается, то его уничтожают", а враг - это  тот, кто выступает против решений Партии, кто сомневается в мудрости товарища Сталина.

Иосиф Виссарионович Сталин был убежден, что капиталистическое  окружение готовит новый поход  против СССР и поэтому нужно ускоренными темпами укреплять обороноспособность страны.

На теорию сталинизма оказала  влияние личность самого Сталина, его  подозрительность, недоверие к людям, в том числе к своему окружению.

«Сталин был человек очень мнительный, с болезненной подозрительностью, в чем мы убедились, работая вместе с ним», - говорит Хрущев на ХХ съезде Партии.

Имея неограниченную власть, Сталин допускал жестокий произвол, подавлял человека морально и физически. Создалась  такая обстановка, при которой  человек не мог проявить свою волю.

Не было такой области, включая быт, семейные отношения (они  должны были либо служить примером, либо подражать ему; но примеры давно  уже устоялись, к примеру, вспомним Павлика Морозова), наконец, даже отношения  человека к самому себе, к своим  сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присутствовал даже при  самых задушевных размышлениях в  литературных произведениях). Всё было «пропитано» Иосифом Виссарионовичем  Сталиным.

Такой способ социальной организации  можно назвать наведением порядка  только в очень условном смысле. У А.К. Толстого: «Такой навел порядок - хоть покати шаром». Там, где все  многообразие межчеловеческих взаимоотношений  сводится к одной единственной зависимости  казарменного характера, ценой «порядка»  становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а лишь загоняется вглубь.

Во-первых, для поддержания такого «порядка» необходимо искусственно создавать в стране обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней либо даже внешней войны.

Во-вторых, можно ли, допустимо  ли забывать о невообразимом беспорядке, возникающем оттого, что тоталитарный режим Сталина вламывается в  тонкие механизмы общественной и  хозяйственной жизни страны, некомпетентно  подчиняя их одной-единственной логике - логике физической силы?

 

3. Культ личности Сталина: его проявление

3.1. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства по-сталински

План индустриализации страны базировался на расчетах большой  группы ученых, экономистов, тех, кто  вынашивал эти планы не один год. Это были напряженные задания, рассчитанные на несколько лет вперед, но они  были вполне выполнимы. Акцент в этих планах ставился на развитии тяжелой  промышленности, прежде всего машиностроения. Составители плана учитывали, что  нужно будет создавать новые  для страны отрасли производства (шарикоподшипниковая, станкостроительная, автомобильная и т.п.).

Выполнение этих планов предполагало наличие высококвалифицированных  рабочих, не говоря уже об инженерах  и технологах. Советские люди приступили к выполнению намеченных планов, полные энтузиазма.

Цеха Сталинградского  тракторного завода возводились  в 2-3 раза быстрее планового срока. Если нужно работали не девять, а 12-16 часов... Опьяненный успехами Сталин в 1929 году, самолично правит цифры пятилетнего плана (1928 - 1932) в сторону их увеличения

Такое решение экономически было необоснованным. План оказался невыполнимым, но Сталин, не считаясь с реальностями, объявляет, что пятилетка выполнена  за 4 года 3 месяца. Во второй пятилетке  он требует наращивать темпы, а когда  планы оказываются невыполненными, то требует искать виновных. Так  возникает "шахтинское дело", когда  в преднамеренном вредительстве были обвинены десятки людей, которые были подвергнуты репрессиям. Позже директор завода в Сталинграде напишет книгу о строительстве тракторного завода. В этой книге была глава "Как мы ломали станки". Автор писал: "ломали не враги, не вредители, а рабочие, в массе своей вчерашние крестьяне, умевшие обращаться с лошадью, с топором и пилой. Чтобы освоить конвейер, им предстояло подняться на уровень высокой индустриальной культуры. Это требовало времени, а Сталин торопил и торопил; тех, кто не успевал, ждал ГУЛАГ”.

История коллективизации  сельского хозяйства стала самой  трагической страницей в советской  истории.

В 1927 году в СССР насчитывалось 24-25 млн. крестьянских хозяйств, каждое из которых в среднем имело  по 4-5 га посевов, 1 лошадь, 1-2 коровы, и  это на 5-6 едоков при 2-3 работниках. Крестьянский труд оставался ручным, технически невооруженным. Лишь 15% хозяйств имели те или иные сельхозмашины. Среди пахотных орудий можно было часто видеть деревянную соху, а убирали хлеб в основном серпом и косой. Один работник в сельском хозяйстве "кормил" кроме себя самого только одного человека.

Такое положение с сельским хозяйством было нетерпимым со всех точек  зрения. К 1929 году советские руководители осознали, что успехи индустриализации напрямую зависят от подъема сельского  хозяйства. Крестьянские единоличные  хозяйства не могли в короткий срок добиться повышения урожайности.

Информация о работе “Культ личности И.В.Сталина”: Становление и развитие