Культура 20-21 века. Основные правовые законодательные акты мирового сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:06, реферат

Описание работы

Для выполнения заданий данного типа экзаменуемым необходимо помнить, что деепричастные обороты непременно должны относиться к грамматической основе предложения (подлежащему и сказуемому), что продемонстрировано на данном примере: в первом случае домашнее образование получили не те люди, которые зачислили Радищева в Пажеский корпус, в третьем – вообще не указано лицо, выполнявшее какие-либо действия, в четвертом – подлежащее ‘обучение’ не может ‘получать образование’. А вот Радищев мог его получить. Следовательно, верный ответ указан под вторым номером.

Файлы: 1 файл

pravila.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Под подлежащим понимается грамматически независимый член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что? При этом подлежащее может выражаться следующими частями речи:

1. Имя существительное в форме именительного падежа: На зимние каникулы Андрей решил отправиться в Египет. Потерянная вещь лежала всё это время на письменном столе.

2. Некоторые разряды местоимений:

  • Личные (в форме именительного падежа): Я весь продрог. Они вернутся к вечеру.
  • Притяжательные и указательные (преимущественно в разговорной речи): Мой подарил мне на 8 марта новую стиральную машину. Эта сегодня не в духе.
  • Вопросительные (кто и что): Кто выполнил задание? Что у тебя в кармане?
  • Отрицательные (никто и ничто в форме именительного падежа): Ему никто не сможет помешать вернуться к прежнему занятью.
  • Неопределённые (образованные от вопросительных местоимений кто  и  что  при  помощи  префиксов не- и кое-  и постфиксов  -то, -либо, -нибудь): Некто постучал в дверь. Кое-чтовыпало по дороге, что-то просто имеет непрезентабельный вид.

3. Имя прилагательное и причастие (в роли существительного в именительном падеже): Умный в гору не пойдёт. Приехавшие распределились по номерам и угомонились.

4. Неопределённая форма глагола (инфинитив): Курить – здоровью вредить. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь (А. Твардовский).

5. Числительное: Семь – моё самое счастливое число.

Кроме того, все слова несвободных словосочетаний также могут быть подлежащими: Добрый молодец отправился вызволять свою возлюбленную. Сколько безумств совершила эта парочка из свиты Воланда! На день города приехали две поп-звезды.

Под сказуемым понимается зачастую грамматически зависимый от подлежащего главный член предложения (например, глаголы и прилагательные согласуются с существительными в роде и числе), обозначающий действие, состояние предмета речи (подлежащего), его признак. Сказуемое отвечает на вопросы: что делать? что сделать? каков? что такое предмет? кто такой предмет? что происходит? в их различных грамматических формах. Сказуемые могут выражаться разными частями речи (на сайте сложно подчёркивать двумя чертами, поэтому далее подлежащие подчёркнуты одной чертой, а сказуемые написаны полужирным шрифтом):

1. Глаголы могут выступать в качестве сказуемых самостоятельно (простые глагольные сказуемые), в составе составных глагольных и составных именных сказуемых.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одной глагольной формой: Вот и вернулся я из города.

В составном глагольном сказуемом один глагол выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа и т.д. (вспомогательный глагол), а другой представляет собой неопределённую форму глагола (инфинитив) и чаще всего выражает основное лексическое значение: Эльвир решил вздремнуть. Существуют также и осложнённые составные глагольные сказуемые, состоящие из трёх и более глаголов: Татьяна обещала начать убираться в своей комнате ежедневно.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, в котором выражается грамматическое значение, и именной части, выраженной либо именем существительным, либо именем прилагательным, либо именем числительным, либо местоимением, либо кратким причастием: Картина, на которой изображена природа, называется пейзажем. Олег выглядел усталым. Два плюс дваравно четырём. Кто был никем, тот станет всем (Интернационал). Осложнённое именное сказуемое так же, как и осложненное глагольное сказуемое, состоит из трех и более слов: Володямечтает стать юристом. Из данных примеров видно, что не всегда просто определить, с чем мы имеем дело в данном конкретном случае: с составной именной частью сложного сказуемого или с самостоятельным членом предложения (дополнением, определением, обстоятельством). Сравните: ‘Ягоржусь учителем’ и ‘Я являюсь учителем’. Одинаковые по типу и структуре предложения, одно и то же слово, в одной и той же форме, но в первом случае ‘учителем’ является дополнением, а во втором – частью составного именного сказуемого. Почему? Как разграничить? Очень просто: если имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие) соединяется с глаголом, обозначающим бытие, существование, стремление, равенство (быть, выглядеть, делаться, казаться, называться, равняться (в математических выражениях), становиться, стать, являться и т.п.), то перед нами составное именное сказуемое.

Глагольная и именная часть составного сказуемого может быть выражена с помощью однородного ряда глаголов и имен соответственно: Нафиса решила выспаться, принять душ и только после плотного завтрака отправиться на ЕГЭ по биологии или Дмитрий казался весёлым, бодрым, отдохнувшим.

2. Имена существительные, выступающие в предложениях в качестве сказуемых, отвечают на вопросы ‘кто такой предмет?’, ‘что такое предмет?’: Александр (кто такой?) – мой лучший друг. Уфа (что такое?) – мой родной город. Иногда глаголы, ассоциирующиеся большинством учащихся со сказуемыми, и имена существительные, к которым мы привыкли как к подлежащим и дополнениям, в предложениях могут иметь противоположные качества (глагол выступает в качестве подлежащего, а существительное – в роли сказуемого): Ругаться бранными словами – признак невоспитанности.Если мы их поменяем местами, то и их роль в предложении изменится: Признак невоспитанности –ругаться бранными словами..

3. В качестве сказуемого  чаще всего выступают краткие имена прилагательные и причастия: Каккрасива природа Башкирского Зауралья! Сколько сил потрачено на её сохранение в первозданном виде! Однако и полные прилагательные могут играть роль сказуемых: Моя дочь Машенька самая умная, красивая и добрая.

 

А10

 Под предложением понимается основная минимальная единица синтаксиса, выражающая законченную мысль или чувство, содержащая сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение к действию (просьбу, совет, приказание). Любое предложение имеет или подразумевает грамматическую основу, состоящую из набора главных членов предложения (подлежащих и сказуемых, только подлежащих – назывные предложения, только сказуемых - безличные, определённо-личные, неопределённо-личные предложения). Грамматическая основа может распространяться второстепенными членами, связанными подчинительной связью.

Предложения без предикативного центра (грамматической основы) чаще всего встречаются в диалогической речи:

- Ты когда в последний раз виделся с Максимом?

- Месяца два назад.

Кроме того, предложения без предиката встречаются при парцелляции (о ней будет сказано позднее – в теории к выполнению заданий типа В8), однако в заданиях ЕГЭ по русскому языку этой части таких предложений не будет, поэтому не станем подробно говорить об этом.

По своей структуре предложения делятся на простые и сложные. Внутри этих структурных групп происходит последующее дробление предложений. На следующей таблице представлена схема разбора простого предложения, позволяющая понять, какими бывают простые предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, структурным особенностям и т.д. 

 

Сложные предложения (СП) (состоящие из двух грамматических основ) делятся на три типа: сложносочинённые, сложноподчинённые и сложные бессоюзные. Встречаются предложения с большим количеством предикатов с одинаковой и разной связью предложений между собой. На них мы остановимся позднее, назвав их для удобства сложными синтаксическими конструкциями. На какие группы делятся три названных типа СП можно увидеть в следующей схеме:

 

Сложные предложения (иногда их называют сложными синтаксическими конструкциями) могут состоять, как уже отмечалось ранее, и более чем из двух простых предложений, при этом связь предложений между собой может быть различной: 1. Я пришел на работу и увидел, что все мои сотрудники давно на местах, а прибывшие из Москвы гости уже приступили к изучению документации. 2. Когда я приехал в Агидель во второй раз, мне в этом городе всё уже было знакомо, на улице меня узнавали многие. 3. Приятель, с которым мы не виделись уже несколько лет, вдруг позвонил и попросил, чтобы я помог организовать встречу с бывшими однокурсниками, со многими из которых мы по сей день поддерживаем тесные отношения. и т.д. Разберём лишь приведенные примеры.

Первое предложение – сложное, состоит из трёх частей, соединённых между собой разными типами связи: первое и второе – подчинительной, с помощью союза что, изъяснительные отношения (от первого можно задать вопрос винительного падежа что увидел?); второе и третье предложения соединены друг с другом сочинительной связью при помощи противительного союза а, при этом третье предложение по смыслу является также изъяснительным по отношению к первому; знаки препинания проставляются в конце каждой части сложного предложения, однако если мы заменим противительный союз на сочинительный, то между вторым и третьим предложениями запятую ставить не надо: Я пришел на работу и увидел, что все мои сотрудники давно на местах и прибывшие из Москвы гости уже приступили к изучению документации. Схема: [1. …], (2. что…), (3. а…).

Второе предложение – сложное, состоит из трёх частей, соединённых разными типами связи: второе и третье – бессоюзной, а первое является для них общим придаточным обстоятельственным времени (от них можно задать вопрос когда?). Схема: (1. Когда…), [2. …], [3. …].

Третье предложение – сложное, состоит из трёх простых, два типа подчинительной связи: определительная связь и изъяснительная связь – от первого предложения можно задать вопрос определения ко второму и от него же вопрос предложного падежа – к третьему (приятель какой? попросил о чём?). Схема: [1. … (2. с которым …) …], (3. …).

 

А13

 Несмотря на то, что в кодификаторе говорится об одной и двух буквах Н в суффиксах различных частей, в контрольных измерительных материалах мы будем иметь дело и со словами, в которых написание двух Н обусловлено тем, что первая из букв является частью корня (основы), а вторая - суффикс -Н- или часть суффикса, начинающегося на Н.  

Имена прилагательные:

1) Имена прилагательные с суффиксами  -ан-,  -ян-,  -ин- пишутся с одним -н-: глиняный, серебряный, куриный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

2) Имена прилагательные  с суффиксами -онн-, -енн- пишутся с двумя -н-: авиационный, родственный.Исключение: ветреный, масленый.

3) В  прилагательных,  образованных  от  основы  на  -н  с  помощью  суффикса -н-, пишется два -н-:картинный (картин-а + н-ый).

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:

Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

1)    если они имеют приставку: вспаханный, отваренный (но: смышлёный мальчик, названый брат);

2)    если при них есть зависимые слова: варенная на молоке;

3)    если в слове есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: маринованный, асфальтированный;

4)    если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый):лишённый;

В кратких причастиях пишется одна -н-, а в прилагательных – две (кроме формы единственного числа мужского рода). Следует различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -енн- и -нн- и прилагательных, образованных от глаголов. Сравните:

воспитанный, причастие от глагола «воспитать»; краткая форма: воспитан, воспитана, воспитано, воспитаны и воспитанный, прилагательное; краткая форма: воспитан, воспитанна, воспитанно, воспитанны.

Как различить? Можно по смыслу, но проще попробовать подставить к краткой форме слово ‘более’:Маша воспитана бабушкой и Маша воспитанна, вежлива и умна. Как видим, в первом случае неуместна подстановка предложенного слова, а во втором – вполне реальна. Кроме того, страдательные причастия требуют наличия (хотя бы на подсознательном уровне) указания на того, кто выполнил действие, обозначаемое в причастии.

Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных подчиняется общему правилу:гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид).

Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-, также пишутся с двумя -н-: шли организованно.

В именах существительных, образованных от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).

Две -н- пишутся во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н:пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).

 

А14

Для проверки безударной гласной в корне нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная попала под ударение: столá – стόл, лесόк – лéс. Написание слов с непроверяемыми гласными следует запомнить и проверять по словарю: капуста, сапог, собака и т.д.

Написание чередующихся гласных в корне зависит от разных факторов:

1) от места ударения  зависит написание корней -гар- (-гор-), -зар- (-зор-), -клан- (-клон-): в корнях -гар- (-гор-), -клан- (-клон-), -твар- (-твор-) под ударением пишется а, без ударения – о (угáр, загорáть; клáняться, наклонúть, вытворять); исключения: выгарки, поклόн, поклόнится, ýтварь;

2) от характера звуков, следующих за гласным, зависит  написание корней -лаг- (-лож-), -кас- (-кос-), -раст- (-ращ-, -рос-): в корнях -лаг-(-лож-) в безударном положении перед г пишется а, а перед ж – о(прилагать, приложение); в корнях -кас- (-кос-) пишется а, если за корнем следует -а (касаться, коснуться); в корнях -раст- (-ращ-, -рос-) а пишется перед ст и щ, в остальных случаях пишется о(растить, выращенный, подросли); исключения: росток, отрасль, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав;

Информация о работе Культура 20-21 века. Основные правовые законодательные акты мирового сообщества