Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:06, реферат
Для выполнения заданий данного типа экзаменуемым необходимо помнить, что деепричастные обороты непременно должны относиться к грамматической основе предложения (подлежащему и сказуемому), что продемонстрировано на данном примере: в первом случае домашнее образование получили не те люди, которые зачислили Радищева в Пажеский корпус, в третьем – вообще не указано лицо, выполнявшее какие-либо действия, в четвертом – подлежащее ‘обучение’ не может ‘получать образование’. А вот Радищев мог его получить. Следовательно, верный ответ указан под вторым номером.
Под подлежащим понимается грамматически независимый член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что? При этом подлежащее может выражаться следующими частями речи:
1. Имя существительное в форме именительного падежа: На зимние каникулы Андрей решил отправиться в Египет. Потерянная вещь лежала всё это время на письменном столе.
2. Некоторые разряды местоимений:
3. Имя прилагательное
и причастие (в роли существительного в
именительном падеже): Умный в гору не пойдёт. Приехавшие распределил
4. Неопределённая форма глагола (
5. Числительное: Семь – моё самое счастливое число.
Кроме того, все слова несвободных словосочетаний также могут быть подлежащими: Добрый молодец отправился вызволять свою возлюбленную. Сколько безумств совершила эта парочка из свиты Воланда! На день города приехали две поп-звезды.
Под сказуемым понимается зачастую грамматически зависимый от подлежащего главный член предложения (например, глаголы и прилагательные согласуются с существительными в роде и числе), обозначающий действие, состояние предмета речи (подлежащего), его признак. Сказуемое отвечает на вопросы: что делать? что сделать? каков? что такое предмет? кто такой предмет? что происходит? в их различных грамматических формах. Сказуемые могут выражаться разными частями речи (на сайте сложно подчёркивать двумя чертами, поэтому далее подлежащие подчёркнуты одной чертой, а сказуемые написаны полужирным шрифтом):
1. Глаголы могут выступать в качестве сказуемых самостоятельно (простые глагольные сказуемые), в составе составных глагольных и составных именных сказуемых.
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одной глагольной формой: Вот и вернулся я из города.
В составном глагольном сказуемом один глагол выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа и т.д. (вспомогательный глагол), а другой представляет собой неопределённую форму глагола (инфинитив) и чаще всего выражает основное лексическое значение: Эльвир решил вздремнуть. Существуют также и осложнённые составные глагольные сказуемые, состоящие из трёх и более глаголов: Татьяна обещала начать убираться в своей комнате ежедневно.
Составное именное
сказуемое состоит из глагола-связки,
в котором выражается грамматическое
значение, и именной части, выраженной
либо именем существительным, либо именем
прилагательным, либо именем числительным,
либо местоимением, либо кратким причастием: Картина, на которой
изображена природа, называется пейзажем.
Олег выглядел усталым.
Два плюс дваравно четырём.
Кто был никем, тот станет всем (Интернационал). Осложнён
Глагольная и именная часть составного сказуемого может быть выражена с помощью однородного ряда глаголов и имен соответственно: Нафиса решила выспаться, принять душ и только после плотного завтрака отправиться на ЕГЭ по биологии или Дмитрий казался весёлым, бодрым, отдохнувшим.
2. Имена
существительные, выступающие в предложениях
в качестве сказуемых, отвечают на вопросы ‘кто такой предмет?’,
‘что такое предмет?’: Александр (кто такой?)
– мой лучший друг. Уфа (что
такое?) – мой родной город. Иногда
глаголы, ассоциирующиеся большинством
учащихся со сказуемыми, и имена существительные,
к которым мы привыкли как к подлежащим
и дополнениям, в предложениях могут иметь
противоположные качества (глагол выступает
в качестве подлежащего, а существительное
– в роли сказуемого): Ругаться бранными словами
– признак невоспитанности.Если
мы их поменяем местами, то и их роль в
предложении изменится: Признак
невоспитанности –ругаться бран
3. В качестве сказуемого
чаще всего выступают краткие и
А10
Под предложением понимается основная минимальная единица синтаксиса, выражающая законченную мысль или чувство, содержащая сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение к действию (просьбу, совет, приказание). Любое предложение имеет или подразумевает грамматическую основу, состоящую из набора главных членов предложения (подлежащих и сказуемых, только подлежащих – назывные предложения, только сказуемых - безличные, определённо-личные, неопределённо-личные предложения). Грамматическая основа может распространяться второстепенными членами, связанными подчинительной связью.
Предложения без предикативного центра (грамматической основы) чаще всего встречаются в диалогической речи:
- Ты когда в последний раз виделся с Максимом?
- Месяца два назад.
Кроме того, предложения без предиката встречаются при парцелляции (о ней будет сказано позднее – в теории к выполнению заданий типа В8), однако в заданиях ЕГЭ по русскому языку этой части таких предложений не будет, поэтому не станем подробно говорить об этом.
По своей структуре предложения делятся на простые и сложные. Внутри этих структурных групп происходит последующее дробление предложений. На следующей таблице представлена схема разбора простого предложения, позволяющая понять, какими бывают простые предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, структурным особенностям и т.д.
Сложные предложения (СП) (состоящие из двух грамматических основ) делятся на три типа: сложносочинённые, сложноподчинённые и сложные бессоюзные. Встречаются предложения с большим количеством предикатов с одинаковой и разной связью предложений между собой. На них мы остановимся позднее, назвав их для удобства сложными синтаксическими конструкциями. На какие группы делятся три названных типа СП можно увидеть в следующей схеме:
Сложные предложения (иногда их называют сложными синтаксическими конструкциями) могут состоять, как уже отмечалось ранее, и более чем из двух простых предложений, при этом связь предложений между собой может быть различной: 1. Я пришел на работу и увидел, что все мои сотрудники давно на местах, а прибывшие из Москвы гости уже приступили к изучению документации. 2. Когда я приехал в Агидель во второй раз, мне в этом городе всё уже было знакомо, на улице меня узнавали многие. 3. Приятель, с которым мы не виделись уже несколько лет, вдруг позвонил и попросил, чтобы я помог организовать встречу с бывшими однокурсниками, со многими из которых мы по сей день поддерживаем тесные отношения. и т.д. Разберём лишь приведенные примеры.
Первое предложение – сложное, состоит из трёх частей, соединённых между собой разными типами связи: первое и второе – подчинительной, с помощью союза что, изъяснительные отношения (от первого можно задать вопрос винительного падежа что увидел?); второе и третье предложения соединены друг с другом сочинительной связью при помощи противительного союза а, при этом третье предложение по смыслу является также изъяснительным по отношению к первому; знаки препинания проставляются в конце каждой части сложного предложения, однако если мы заменим противительный союз на сочинительный, то между вторым и третьим предложениями запятую ставить не надо: Я пришел на работу и увидел, что все мои сотрудники давно на местах и прибывшие из Москвы гости уже приступили к изучению документации. Схема: [1. …], (2. что…), (3. а…).
Второе предложение – сложное, состоит из трёх частей, соединённых разными типами связи: второе и третье – бессоюзной, а первое является для них общим придаточным обстоятельственным времени (от них можно задать вопрос когда?). Схема: (1. Когда…), [2. …], [3. …].
Третье предложение – сложное, состоит из трёх простых, два типа подчинительной связи: определительная связь и изъяснительная связь – от первого предложения можно задать вопрос определения ко второму и от него же вопрос предложного падежа – к третьему (приятель какой? попросил о чём?). Схема: [1. … (2. с которым …) …], (3. …).
А13
Несмотря на то, что в кодификаторе говорится об одной и двух буквах Н в суффиксах различных частей, в контрольных измерительных материалах мы будем иметь дело и со словами, в которых написание двух Н обусловлено тем, что первая из букв является частью корня (основы), а вторая - суффикс -Н- или часть суффикса, начинающегося на Н.
Имена прилагательные:
1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-,
-ян-, -ин- пишутся с одним -н-:
глиняный, серебряный, куриный. Исключения: стеклянны
2) Имена прилагательные
с суффиксами -онн-,
-енн- пишутся с двумя -н-: авиационный, родственный.Исключение: ветрен
3) В прилагательных, образованных от основы на -н с помощью суффикса -н-, пишется два -н-:картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:
Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:
1) если они имеют приставку: вспаханный, отварен
2) если при них есть зависимые слова: варенная на молоке;
3) если в слове есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: маринованный, асфальтированный;
4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый):лишённый;
В кратких причастиях пишется одна -н-, а в прилагательных – две (кроме формы единственного числа мужского рода). Следует различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -енн- и -нн- и прилагательных, образованных от глаголов. Сравните:
воспитанный, причастие
от глагола «воспитать»; краткая форма: воспитан,
воспитана, воспитано, воспитаны и воспитанный, прила
Как различить? Можно по смыслу, но проще попробовать подставить к краткой форме слово ‘более’:Маша воспитана бабушкой и Маша воспитанна, вежлива и умна. Как видим, в первом случае неуместна подстановка предложенного слова, а во втором – вполне реальна. Кроме того, страдательные причастия требуют наличия (хотя бы на подсознательном уровне) указания на того, кто выполнил действие, обозначаемое в причастии.
Написание одной или двух
букв -н- в сложных прилагатель
Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-, также пишутся с двумя -н-: шли организованно.
В именах существительных, образованных от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).
Две -н- пишутся во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н:пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).
А14
Для проверки безударной гласной в корне нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная попала под ударение: столá – стόл, лесόк – лéс. Написание слов с непроверяемыми гласными следует запомнить и проверять по словарю: капуста, сапог, собака и т.д.
Написание чередующихся гласных в корне зависит от разных факторов:
1) от места ударения
зависит написание корней -гар-
(-гор-), -зар- (-зор-), -клан- (-клон-): в корнях -гар-
(-гор-), -клан- (-клон-), -твар- (-твор-) под
ударением пишется а,
без ударения – о (угáр, загорáть;
клáняться,
наклонúть,
вытворять); исключения: выгарк
2) от характера звуков, следующих за гласным, зависит написание корней -лаг- (-лож-), -кас- (-кос-), -раст- (-ращ-, -рос-): в корнях -лаг-(-лож-) в безударном положении перед г пишется а, а перед ж – о(прилагать, приложение); в корнях -кас- (-кос-) пишется а, если за корнем следует -а (касаться, коснуться); в корнях -раст- (-ращ-, -рос-) а пишется перед ст и щ, в остальных случаях пишется о(растить, выращенный, подросли); исключения: росток, отрасль, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав;
Информация о работе Культура 20-21 века. Основные правовые законодательные акты мирового сообщества