Культура 20-21 века. Основные правовые законодательные акты мирового сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:06, реферат

Описание работы

Для выполнения заданий данного типа экзаменуемым необходимо помнить, что деепричастные обороты непременно должны относиться к грамматической основе предложения (подлежащему и сказуемому), что продемонстрировано на данном примере: в первом случае домашнее образование получили не те люди, которые зачислили Радищева в Пажеский корпус, в третьем – вообще не указано лицо, выполнявшее какие-либо действия, в четвертом – подлежащее ‘обучение’ не может ‘получать образование’. А вот Радищев мог его получить. Следовательно, верный ответ указан под вторым номером.

Файлы: 1 файл

pravila.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Неопределённые  местоимения  с  префиксом  кое-  и  постфиксами  -то,   -либо, -нибудь пишутся через дефис (кое-кто, как-то, что-либо, когда-нибудь и т.д.). Если между префиксом неопределённых субстантивных местоимений возникает предлог, то такие местоимения пишутся в три слова (кое у кого, кое с чем и т.д.). В три слова в подобных случаях также пишутся отрицательные местоимения с приставкой ни и неопределённые местоимения с приставкой не (ни у кого, ни о чем, не у кого, не о чеми т.д.).

Следует различать отрицательные местоимения, которые, не имея предлога, пишутся слитно и вопросительно-относительные местоимения с частицей ни: эти сочетания встречаются в сложных предложениях, ни выступает в качестве повторяющегося союза (его зачастую можно заменить союзоми): Он не помнит ничего: ни кто его встречал, ни что было дальше, ни какие гости собрались за столом. - Он не помнит ничего: и кто его встречал, и что было дальше, и какие гости собрались за столом. Сравните: Никто не забыт, ничто не забыто.

Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно, однако их следует отличать от частей слитно пишущихся союзов (чтобы, тоже, также): частицы можно опустить, а части союзных слов – нет: 1) Чтобы не опоздать на первый урок, Марат поставил будильник на 7.00. – Что бы мне такое съесть на завтрак? 2) Альбина тоже не хотела проспать на первый урок. – Она надела то же платье, что и вчера. 3) Маргарита также отправилась на дачу. – Солнце светило так же ярко, как и в день моего отъезда.

Через дефис пишутся частицы -ка, -с, -де, -тка, -тко (скажи-ка, детка-с и т.д.), частица –таки пишется через дефис после наречий и глаголов (опять-таки, всё-таки, нарисовал-таки и т.п.), в других случаях она пишется раздельно (ветер таки стих, она таки сдержала своё обещание). Сочетание всё ж таки пишется в три слова.

Для выполнения заданий данного типа следует также запомнить правописание некоторых производных предлогов: в два слова пишутся предлоги в течение, в продолжение, в связи, в силу, во время (не путать с наречием вовремя); слитно пишутся предлоги вследствие, вместо, наподобие, насчёт, сверх, взамен, посреди, посередине, ввиду (но: иметь в виду). Вторую часть перечисленных предлогов требуется отличать от существительных с простыми предлогами, пишущихся раздельно (Вместо меня на совещании выступит мой заместитель. – В место на Инзере, откуда начинался наш сплав, мы прибыли уже вечером.)

Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис.

 

А20

В сложносочинённых предложениях между простыми предложениями в его составе при любых союзах (в том числе, перед союзом и) ставятся запятые. Запятые не ставятся: (1) если эти простые предложения, соединённые союзом и, относятся к одному общему для них главному предложению или, напротив, (2) они имеют общее для них придаточное предложение. 1. Водитель наверстает упущенное время, и мы вовремя приедем в Салават. и Я уверен: водитель наверстает упущенное время и мы вовремя приедем в Салават. 2. Игра прекратилась, и дети бросились бежать домой. – Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой. Запятая также не ставится, если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: В такую жару ребята не вылезают из реки и родители не могут заманить их домой ни за какие коврижки, а также между двумя назывными (3) или двумя вопросительными предложениями (4): 3. Мороз и солнце! 4.Где же твоя деревня и ждут ли нас там?

 

А21

Причастие – это особая форма глагола, обозначающая действие, но представляющая его в виде признака предмета. Ему свойственны грамматические категории и глагола и имени прилагательного (рисующий – настоящее время, несовершенный вид, в форме единственного числа, мужского рода).

Вместе с зависимыми словами причастия образуют причастный оборот, который обособляется запятыми, если находится после определяемого слова, и не обособляется запятыми, находясь перед определяемым словом. Сравните: Написанное мною два месяца назад письмо так и лежит в письменном столе. – Письмо, написанное мною два месяца назад, так и лежит в письменном столе.

Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающее добавочное действие по отношению к основному, выраженному в форме глагольного сказуемого. В предложении деепричастие, подобно наречию, примыкает к глагольным формам и выступает в роли обстоятельства. Деепричастия не имеют  форму  времени и различаются лишь по суффиксам совершенного (-в-, -вш-) и несовершенного вида (-а-, -я-).

Деепричастный оборот, в отличие от причастного, обособляется запятыми вне зависимости от того, перед определяемым словом или после него он находится: Александр, делая какие-то непонятные знаки Марату, бойко стал отвечать на заданный учителем вопрос. – Александр бойко стал отвечать на заданный учителем вопрос, делая какие-то непонятные знаки Марату.

 

А22

Обращение – особая синтаксическая единица, обозначающая лицо или олицетворённый предмет, к которому обращается со своим высказыванием (вопросом, просьбой) говорящий: Андрей, подскажи номер телефона Дмитрия. – Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (из песни). В роли обращения могут выступать распространённые или нераспространённые имена существительные (примеры выше), прилагательные или причастия, употребляемые в значении существительного: Молодые, будьте счастливы! – Вернись, меня покинувшая, умоляю! Иногда в разговорной речи в качестве обращений выступают личные местоимения 2-го лица (ты, вы): Эй, вы! Оставьте малыша в покое! Обращения выделяются с помощью запятых и восклицательного знака в зависимости от того, в какой части предложения они находятся, и от их эмоциональной окраски.

С помощью вводных слов, словосочетаний и предложений говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он говорит. Ими может выражаться источник мысли (по словам старожилов, на мой взгляд, по-моему и т.п.), эмоциональная окраска (к счастью, к сожалению, как на грех и т.п.), степень достоверности (бесспорно, разумеется, возможно, кажется и т.п.), порядок мыслей и их отношения между ними (во-первых, во-вторых, итак, например и т.п.). Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми, а вводные предложения могут выделяться ещё и с помощью тире и скобок: 1.В данных местах – сказывали мне неоднократно старожилы – рыбу в былые времена можно было руками ловить. 2. Катерина наша (по-моему, я уже писал тебе об этом как-то) всерьёз настроилась поступать в какой-нибудь московский театральный вуз.

 

 

 

А23

Что такое однородные члены предложения, а также некоторые правила постановки знаков препинания при них уже оговаривались ранее. Поэтому мы не будем повторяться, а отметим, что при однородных членах предложения могут быть обобщающие слова – слова, уточняющие общее значение для всего перечисления.

После обобщающего слова перед однородным рядом ставится двоеточие (В портфеле ничего не было: ни Степиного письма, ни контракта, ни иностранцева паспорта, ни денег, ни контрамарки…/М.А. Булгаков/). В данном примере слово ‘ничего’ является обобщающим.

Если после обобщающего слова стоят вводные слова типа ‘как то’, ‘а именно’, ‘например’ и т.п., то перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие: После окончания университета были рекомендованы в аспирантуру многие мои однокурсники, а именно: Андрей Блинов, Анатолий Столетов, Любовь Каракуц, Дмитрий Михайлов, Лариса Калимуллина, Елена Хазимуллина.

Иногда двоеточие ставится и без наличия обобщающего слова (чаще всего в деловой и научной речи). Это необходимо в тех случаях, когда нужно отметить, что дальше следует какой-либо перечень:Для приготовления пирога нам понадобится: мука, ванилин, пищевая сода, яйца, сахар, яблоки.

Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, находятся не в конце предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них –тире: Некоторые мои одноклассники: Вера Артюхина, Владимир Александров, Татьяна Голубцова – выбрали для себя профессию врача.

После однородного ряда перед обобщающим словом ставится тире: Пара платьев, стоптанные башмачки, старый тулуп матери и валенки – всё богатство, с которым прибыла в Уфу Мария.Если между перечислением и обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и т.п.), то перед вводным словом ставится тире, а после него, перед обобщающим словом – запятая: И звонки знакомым, и поиски друга в больницах и моргах, и беседы с ясновидящими – словом, ничего из того, что предприняла Мария для выяснения места нахождения Валентина, не дало никаких результатов.

 

А24

Бессоюзными сложными предложениями называют такие сложные предложения, части которых связаны друг с другом по смыслу, при помощи интонации. Чаще всего бессоюзные сложные предложения напоминают однородные ряды: в таких предложениях следуют одни за другими события или они происходят одновременно (Дождь прошел, дорога размякла, мы решили остаться еще на одну ночь в Толбазах. – Гром гремит, сверкают молнии, на землю падают огромные капли дождя.). Между частями таких предложений ставятся запятые.

Некоторые бессоюзные сложные предложения (далее – БСП) состоят из предложений, связанных не только при помощи интонации перечисления, но выражают какие-либо другие отношения между собой: сопоставительные (сравнение или противопоставление), обусловленности (условие), причинно-следственные, изъяснительные, субъектно-объектные, изъяснительно-определительные, пояснительные.

Примеры: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт… (А.С. Пушкин) – сопоставительные отношения в БСП;

Сдадите хорошо ЕГЭ – поступите в университет. – отношения обусловленности;

Ему бы в Москву податься – он рванул на Дальний Восток. – отношение обратного условия;

Я не хотел идти на эту встречу: последний разговор с Виктором оставил в душе неприятный осадок. – причинно-следственные отношения;

Дмитрий почувствовал: волосы на голове встали дыбом, тревожно заколотилось сердце. –субъектно-объектные отношения (можно задать вопрос косвенного падежа), но Ни кто сегодня должен выступать, ни что будет в повестке дня, ни сколько времени продлится семинар – Антон Сергеевич до сих пор не знал (те же отношения, но в обратном порядке, а потому и знак препинания другой);

Он выдвинул такое условие: мы получим свои деньги лишь при выполнении всей работы. –атрибутивно-предукативные отношения (можно задать вопрос определения);

Всё было празднично и торжественно: горели свечи, повсюду стояли шикарные букеты, стол был похож на лучшие открытки с кулинарными рецептами. – обстоятельственные отношения (ко второй части можно мысленно задать вопрос обстоятельства или слова «так как»);

Никто не мог вести себя нормально: Даша впала в истерический смех, Антон замер посреди комнаты с открытым ртом, бабушка лишь охала и ухала. – пояснительные отношения (ко второй части можно добавить слова «а именно:»).

Как вы заметили, при появлении между частями БСП каких-либо отношений между ними ставится уже не запятая, а либо тире, либо двоеточие (см. примеры).

 

А25

Под сложноподчинёнными (далее – СПП) понимаются такие предложения, в которых одно (СПП с одним придаточным) или несколько (СПП с несколькими придаточными) предложений подчиняются другому(-гим) предложению (от всего предложения или от одного из его членов, в таком случае можно задать вопрос). Соединяются простые предложения в составе СПП с помощью подчинительных союзов или союзных слов, а подчинение обусловлено тем, что от главных предложений можно задать вопрос придаточным предложениям. В СПП с несколькими придаточными подчинение может быть различным: все придаточные подчиняются одному основному; одни придаточные подчиняются основному, другие – другим придаточным: Я знал, где спрятался Вадим, кто ему подсказал это место. – Я знал, где спрятался Вадим, которому помогла скрыться Анна. Как видим, в первом случае оба придаточных предложения относятся к одному главному («я знал» о чём?), во втором – второе придаточное подчиняется первому, а третье – второму.

Между простыми предложениями в составе сложноподчинённого предложения ставятся запятые. Стоит помнить, что некоторые придаточные предложения находятся внутри главного и требуют поставновки двух запятых (перед и после придаточного): Место, где спрятался Вадим, было не очень надёжным.

Мы не станем рассматривать все возможные варианты СПП: этого не требуется для выполнения заданий единого государственного экзамена по русскому языку в этой части. Не лишним, однако, будет отметить то, что придаточные предложения в составе сложноподчинённого с союзным словом 'который' могут начинаться до самого союзного слова: Писатель, новые книги которого очень популярны в этом городе, провёл встречу с читателями в одном из книжных магазинов сети "Планета". 

 

А 26 

Данный вариант является обобщением пунктуационных правил по всем типам сложных предложений, однако во всех представленных предложениях мы будем иметь дело с такими предложениями, в которых цифры, означающие возможную на их месте запятую, будут "обрамлять" союз 'и'. В большинстве случаев на всех позициях, кроме позиции после названного союза, необходимо поставить запятые. Как определить, когда после 'и' не следует ставить запятую?

Разумеется, нужно знать пунктуационные правила, но есть и более простой способ: пытаемся убрать ту часть предложения, которая расположилась между цифрами после союза 'и' до следующей цифры (в нашем примере: (2)если он и жаловался в стихах на дорожную скуку(3)). Если оставшаяся часть предложения может быть самостоятельным логичным предложением, то после союза нужна запятая, если нет - то запятой ставить не следует. В примере, приведённом выше получается несуразное предложение: Пушкин любил путешествовать, и то это была "поэтическая жалоба", которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию. Значит, часть предложения нельзя убрать, следовательно запятую ставить не нужно.

Рассмотрим ещё один пример, в котором та часть, которая расположена после союза ‘и’ до одной из следующих цифр, убирается без особого вреда для самого предложения: Капли дождя барабанили по стеклу (1) и (2) как Ольшанский ни старался расслышать за этим мерным стуком шум приближающегося автомобиля (3) чтобы выбежать и первым встретить Верочку (4) он пропустил заветный момент. Уберём ту часть предложения, которая находится между цифрами 2 и 4, получим нормальное предложение: Капли дождя барабанили по стеклу, и он пропустил заветный момент.Делаем вывод: после союза, обрамлённого с двух сторон цифрами, нужно поставить запятую.

Однако следует учесть, что большинство, это ещё не всё, поэтому лучше «дружить» со всеми пунктуационными правилами.

 

А27,28

Некоторая теория, посвящённая тексту, уже приводилась в разделе «Для справок» к заданиям типа А7.

Как мы можем увидеть из примеров заданий типа А28, для их выполнения необходимо хорошее владение языком и внимательность, которые невозможно расписать в теории: практика, практика и практика – единственное, что поможет справиться с подобными заданиями.

Информация о работе Культура 20-21 века. Основные правовые законодательные акты мирового сообщества