Культура барокко на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом моей работы является развитие Барокко на Беларуси, предмет – Барокко в архитектуре, искусстве, графике.
Целью данной курсовой работы является описание и доказательство того, что барокко в полной мере можно назвать эпохой, с присущими только ей характерными чертами.
Задачи курсовой работы:
1. Обозначить временной интервал и специфические черты культуры барокко

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….3
Глава I. Зарождение и развитие барокко в Европе …………..…………..5
1.1 Стилевые признаки барокко………………………………………….....5
1.2 Классицизм и барокко: отличительные особенности ………………...9
Глава II. Появление барокко на Белорусских землях …………………...14 2.1 Барокко в архитектуре……………………………………………….....15
2.2 Барокко в графике……………………………………………………....17
2.3 Виленское барокко ………………………………...………………..….18
2.4 Барокко Несвижа……………………………………………………..…22
Заключение …………………………………………………………………27
Список использованной литературы ……………………………..………29

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ  СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

 

 

 

Культура  барокко на Беларуси

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента  3-го курса 

исторического факультета группы «А»

Королёва  Владислава Евгеньевича

Научный руководитель

Вавренюк Ирина Ильинична

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………….……….3

Глава I. Зарождение и развитие барокко в Европе  …………..…………..5                                                                     

1.1 Стилевые признаки барокко………………………………………….....5

1.2 Классицизм и барокко: отличительные особенности ………………...9

Глава II. Появление барокко на Белорусских землях …………………...14     2.1 Барокко в архитектуре……………………………………………….....15

2.2 Барокко в графике……………………………………………………....17

2.3 Виленское барокко ………………………………...………………..….18

2.4 Барокко Несвижа……………………………………………………..…22

Заключение …………………………………………………………………27                                                                             

Список использованной литературы ……………………………..………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема  моего курсового исследования: «Культура Барокко на Белорусских землях ». Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

Рассматриваемая мной эпоха создала  не только мировые шедевры художественной культуры, но и отразила мировоззрение людей после ренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Эта тема показалась для меня интересной и полезной для нашей  истории. Однако не так много материалов сейчас имеется по данному вопросу, поэтому я решил попробовать более подробно рассмотреть данную тему.

 Актуальность выбранной мною темы в том, что изучая культуру нашей страны в прошлом  можно узнать много нового из нашей истории, можно провести параллель между прошлым и настоящим, и взят что-то для себя в нашу, современную культуру. В эпоху всеобщей глобализации , слияния всех культур, хотелось бы сохранить частичку своей культуры, сохранить её самобытность и неповторимость. Для того что бы привлечь внимание к этой проблеме мною была выбрана данная тема.

Объектом моей работы является развитие Барокко на Беларуси, предмет – Барокко в архитектуре, искусстве, графике.

Целью данной курсовой работы является описание и доказательство того, что барокко в полной мере можно назвать эпохой, с присущими только ей характерными чертами.

Задачи курсовой работы:

1. Обозначить временной интервал и специфические черты культуры барокко

2. Исследовать сферы использования барокко

3. Провести  характеристику характерных для барокко черт

В основе моей работы лежат: Деленковский Н.Н. «Несвиж», Мн. «Беларусь» 1979г.

 Дуров И.Т. «Барокко: воля  к многообразию видимого» в  журнале «Мастацтва» 2001 №3

Мартынов В.Ф. «Мировая художественная культура» учебное пособие, Мн. «ТетраСистемс» 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.

  Зарождение и развитие барокко  в Европе

    1. Стилевые признаки барокко

Один из главенствующих стилей в  европейской архитектуре и искусстве  конца XVI—середины XVIII в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий).

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему  уродливую жемчужину). В настоящее  время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего  в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала XVIII века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. (3)

Термин «барокко» имеет в истории искусства множество значений. Среди них более узкие, для обозначения художественных стилей в искусстве различных стран XVII-XVIII вв., либо более широкие — для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще как поэтическая метафора: «человек Барокко», «эпоха Барокко», «мир Барокко», «жизнь Барокко» (итал. «La vita Barocca»). Наконец, в каждом времени, чуть ли не в каждом историческом художественном стиле находят свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасное форм. И все это, не считая различных вариантов необарокко в культурах разных стран и времен.

В наиболее известном значении Барокко — исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв.

Формирование исторического стиля  Барокко связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно изменяющейся «картиной мира» на рубеже XVI—XVII вв. Вместе с тем, предыдущее столетие было в художественном отношении настолько сильным, что оно не могло «исчезнуть совсем» или резко закончиться на каком-то определенном этапе. И в этом противоречии суть всех коллизий художественного стиля Барокко.

Это была эпоха коренных поворотов  в развитии человеческой мысли. Ее подготавливали великие географические и естественно-научные открытия: изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1445), первое плавание Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522), открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, получившее широкую известность к 1533г., исследования Галилея, Кеплера, создание Исааком Ньютоном классической механики.

В 50-е годы XIXв. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы XIXв. происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.

В 20е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Наиболее ярко стиль проявился  в архитектуре. Для нее характерно 1.Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов:

2. Стилизация одних форм  под другие (церковь Сант-Иво Баррамини.    План здания выполнен в форме пчелы).

3. Излишества различного  рода (детализация, обилие украшений).

Представители:

Барромини Франческо. церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

Бернини Лоренцо. Будучи великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и скульптором. Наиболее известные работы:

“Давид” - динамизм (тело повернуто  вокруг своей оси), напряженность  мускулов, экспрессия лица.“Алтарь св. Терезы” в церкви Санта-Мария делла Витториа: “... стена алтарного полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение”.

Архитектура Барокко — это синкопированные ритмы столкновений масс, противоборства инертного объема и динамичного ощущения пространства, материальности стены и иллюзорной глубины, набегающего шага вертикалей колонн и многократно раскрепованных горизонталей карнизов. И еще одно выразительное средство Барокко: неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных деталей. Порталы римских церквей, двери и окна своими размерами стали превышать всякие разумные границы. Это была «архитектура гигантов». Драматизм искусства Барокко заключался в столкновении реальных физических свойств материала, инерции массы, тяжести, косности материи и полета творческой фантазии, стремлении вырваться за физические пределы. Архитектурные массы и объемы приводились в зрительное движение, беспокойное состояние усилием творческой воли, неимоверным напряжением, и в их сопротивлении состояла внутренняя конфликтность стиля. Такая противоречивость композиции проявлялась в том, что архитектура как бы взрывалась изнутри. Этот взрыв, «надлом», эстетически оценивался положительно, в противоположность классике, как «прекрасный», вот откуда некоторая «странность», неестественность художественного образа, театральность, надуманность, «бутафорность».

 В скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись - скульптуру. Крупным скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой героического или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму. Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи.

Джованни  Батисто Тьеполо - художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.

К стилю барокко относится  творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма.

Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла”.

 

 

 

 

 

    1. Отличительные особенности классицизма и барокко

 

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма  и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через  призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах.(14)

Классицизм – художественный стиль, господствующий в Европе на протяжении почти двух столетий – манифестировал нормативное искусство, идеальные  образцы которого находил в античности. Классицисты чисто механически  переносили нормы античной культуры в новое время. Оперируя понятиями  гармонии и красоты, он не искал их в жизни, но лишь в наследии прошлого. С исторической точки зрения классицизм был безусловным шагом назад  в культурном развитии общества, а  идеологический его концентрат был  направлен на оправдание и возвышение иерархического устройства общества, венчаемого просвещенным монархом. Теоретические  установки классицистов поражали своим  догматизмом и неуступчивостью, фактически ограничивали по всем статьям  художника, разделяя жанры на высокие  и низкие, слог на возвышенный и  простонародный, обряжая героев нового времени в античную тогу и отвращая  взор художника от реальности, от подлинных  коллизий времени.(4)

Каждый жанр имеет строгие границы  и чёткие формальные признаки; не допускается  никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. В пластических искусствах предпосылки классицизма зарождаются  уже во 2-й половине XVIв. в Италии в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (XVII в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы.

Однако на всём протяжении XVII в. классицизм, развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в XVIII -начале XIX вв. Архитектуре классицизма в целом присущи геометризм подчёркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей. (1)

Основные принципы классицизма  следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному  идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом  классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен. Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса.

В отличие от классицизма  эстетика барокко утверждала качественно  иные принципы мировосприятия.

Во-первых, в барокко наиболее зримо проявилась тенденция, основанная на осознании условности всякого  порядка, гармонии, наиболее полно воплотилась  нарастающая динамика мысли и  чувства. Под воздействием научных  открытий, которые расширяли горизонты  познания, ставили перед сложными, неразрешимыми вопросами, указывали  на безграничность бытия, человек начинает ощущать явную недостаточность  рационалистического мышления.

Во-вторых, в эстетике барокко  трансформировалась тенденция усиления преобразованной энергии, десантирования общества от природного мира. Не случайно Бернини говорил, что природа слаба и ничтожна, но для достижения красоты необходимо её преобразование. Искусство выше природы так же, как дух выше материи, как мистическое озарение выше прозы жизни. С помощью новой эстетики человек пытался выйти за пределы видимого мира, за грань возможного. Неаполитанский поэт Д. Марино отчётливо выразил важнейший принцип барокко: поэта цель – чудесное и поражающее. Он должен удивлять. Вот почему новый тип мироощущения утверждал экспрессию, порыв, драматическую изломанность жизни, многозначность. В нём доминировали энергия сильных чувств, мир неопределённый, изменчивый, алогичный. В барокко воплотились представления о безграничности Мироздания, острой амбивалентности человеческого бытия. Личность с точки зрения новой художественной логики рассматривалась как многоплановая, с противоречивым внутренним миром, с интенсивной эмоциональной жизнью. Эстетика строилась на коллизии человека и природы, идеального и реального, разума и власти иррациональных сил. Классическая ясность форм, чёткость, смысловая очевидность, структурность, тектоничность в изображении мира игнорируется.

Информация о работе Культура барокко на Беларуси