Культура барокко на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом моей работы является развитие Барокко на Беларуси, предмет – Барокко в архитектуре, искусстве, графике.
Целью данной курсовой работы является описание и доказательство того, что барокко в полной мере можно назвать эпохой, с присущими только ей характерными чертами.
Задачи курсовой работы:
1. Обозначить временной интервал и специфические черты культуры барокко

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….3
Глава I. Зарождение и развитие барокко в Европе …………..…………..5
1.1 Стилевые признаки барокко………………………………………….....5
1.2 Классицизм и барокко: отличительные особенности ………………...9
Глава II. Появление барокко на Белорусских землях …………………...14 2.1 Барокко в архитектуре……………………………………………….....15
2.2 Барокко в графике……………………………………………………....17
2.3 Виленское барокко ………………………………...………………..….18
2.4 Барокко Несвижа……………………………………………………..…22
Заключение …………………………………………………………………27
Список использованной литературы ……………………………..………29

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

В эстетике барокко усиливается  интерес не только к совершенным  проявлениям бытия, поражающим воображение, но и к дисгармоничному, фантастическому, гротескному и даже безобразному. Возрастает значимость элементов зрелищности, эффектного воздействия.

В-третьих,  в эстетике барокко реализовались интересы монархии, высшей аристократии. С разрушением  абсолютного доверия к Богу функцию  абсолюта начинает присваивать себе монарх. Воля короля – высший закон для всех. Поэтому и предметный мир, окружающий монарха, должен вызывать трепетное благоговение. Отсюда золотом сверкающее великолепие, пышность, помпезность, избыточная роскошь, импозантность, поражающая воображение простых смертных. Синонимом красоты становиться это сияющее величие, богатство. Дворец уже был не крепость, как в средние века, а утопающим в роскоши раем земных наслаждений, имевших галереи, огромные, просторные зеркальные залы, где столы, стулья, приборы для еды делались из золота. В праздничные дни ослепительно сияли тысячи свечей в позолоченных залах, отражая великолепие богатых одежд, усыпанных драгоценными камнями. Парадные интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Сады барокко, стремящиеся расширить пространство дворцов, воплощали пафос изобилия в виде разнообразных ароматических растений, деревьев, огромных фонтанов. Здесь отчётливо проступает желание отдыха от серьёзного. Если в фонтанах Возрождения журчание воды должно было настраивать на размышления, то в садах барокко фонтаны, каскады, водопады были призваны изумлять, поражать, увлекать зрелищными эффектами. В них появляются даже музыкальные устройства.

В стиле барокко формировалась  и городская архитектура: строительные ансамбли, улицы, площади, парки стали  рассматриваться как ограниченное, функционирующее в пространстве эстетическое целое, многообразно разворачивающееся  перед зрителем. Стремление к помпезности, парадности приводило к тому, что  городские ворота становились античными  триумфальными арками, на рыночных площадях появились статуи известных  мифологических героев. Даже кондитеры  делали торты с изображением мифологических персонажей. Все самые витиеватые, причудливые чувства пытались передать с помощью внешних форм.

В-четвёртых, художественная логика барокко воплотила интересы католической церкви. Идеологам католицизма  приходилось вести борьбу не только с нехристианскими религиями, атеизмом, но и православием, протестантизмом, который требовал демократизации религиозных  отношений, удешевления церковной  иерархии, выступал против культа внешней  набожности, отстаивая самодостаточность  внутренней религиозности. Усиливая борьбу за удержание своего влияния, католическая церковь уповала на такое испытанное средство, как искусство. Культовые  сооружения в стиле барокко, поражающее воображение, прославляющие силу Бога и его представителей на земле, как  нельзя лучше воздействовали на внутренний мир человека. В результате в этике барокко закрепились такие проявления, необходимые для приобщения к транстендентному бытию, как мистицизм, экзальтация, иррационализм, репрезентативность, монументальность, многоплановость, стремление к дематериализации,  драматический накал чувств а, нередко, и трагизм. Месса всё больше превращалась в захватывающее театральное зрелище. Характерно, что в эту эпоху многие романские церкви переделывались в барочные, так как казались недостаточно выразительными.

Основополагающий принцип классики – соразмеренность человеческому телу, сдержанность были заменены на прямо противоположными – несоответствием, грандиозностью, фантастичностью, экспрессивностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.

Появление Барокко на Белорусских землях

2.1  Барокко в архитектуре

В области архитектуры, барокко, в  Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства.К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.  
Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом «виленском барокко». Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц – автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии — в то время униатской церкви (1738—1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.  
В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля — рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.  
В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.  

 

    1.  Барокко в графике

В графике этот стиль наиболее проявился  в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Виленское барокко

 
На рубеже XVII-XVIII веков, укрепилось положение  униатской церкви, и именно в униатских  культовых постройках, начали складываться самобытные черты позднего белорусского барокко, которое получило в искусствоведении 1930-ых годов, название «виленского», потому что Вильнюс как столица государства и ее культурная среда концентрировала духовный потенциал всего края. В выработке своеобразных декоративных приемов виленского барокко не последнюю роль сыграла каноническая для униатских храмов ориентация главного фасада на юг, что позволяло еще больше обогащать его художественную выразительность. 
Черты виленского барокко, в результате уникальной конфессиональной ситуации, стали свойственны и православному и католическому храмовому строительству Великого Княжества Литовского. Однако, при общем художественном направлении для архитектуры многих костелов XVIII века, характерна более лаконичная форма, в которой налицо влияние итальянского барокко. Первые, и наиболее совершенные образцы виленского барокко на белорусском земле - церковь в Полоцке (Софийский собор) и Беразвеччы под Глубоком, которые, словно величественные скульптуры, вылепленные из послушного мягкого материала.Виленскому барокко характерно романо-византийских влияний и богатейшая пластическая разработка фасадов и интерьеров. Формированию этих особенностей способствовала, безусловно, сама суть униатской церкви, которой свойственно сочетание традиционных элементов православной и католической архитектуры. Виленское барокко - научное название позднего барокко в монументальной культовой архитектуре Беларуси и Виленщины (неофициальное название - униатское барокко); созданная на основе творческого синтеза византийского и западноевропейского искусства разновидность художественного стиля барокко, которая распространилась во второй и третьей четверти XVIII в. в ареале распространения Брестской церковной унии на территории Виленской римо-католической епархии. Почвой для произрастания художественных принципов этого стиля стала униатская церковь. Формирование архитектоники униатских храмов на основе традиций местного зодчества, с учетом восточных и западных художественных влияний, литургических требований и конфессиональной символики как католической, так и православной отраслей христианского культа, обусловили яркое национальное своеобразие виленского барокко.Архитектурные памятники этой школы выделяются утонченностью и вертикализмом пропорций, скульптурной пластичностью фасадов и интерьеров, живописностью и стройностью силуэта, созданного многоярусными ажурными башнями, фигурными фронтонами и волнистыми фасадами. От зрелого белорусского барокко ХVІІ в. с его сдержанностью, массивностью и глубокой внутренней экспрессией виленское отличалось динамизмом, легкостью, свободой. В католическом строительстве второй половины ХVIII в. художественные характеристики виленского барокко нашли меншее воплощение, к тому же для католических храмов этого периода характерны более громоздкие монументальные формы.Важное значение в изменении церковной архитектуры ВКЛ сыграл полоцкий униатский архиепископ, позже митрополит Флориан Гребницкий, который перестроил за свой счет несколько наиболее значительных святынь на территории своей епархии (полоцкий Софийский собор, кафедральный собор и церковь св. Николая в Вильно). В постройке униатских церквей по западным архитектоническим образцам следует видеть не желание полонизировать белорусов, но стремление униатской иерархии модернизировать свои "старомодные", простые и суровые, на фоне эфектной барочной архитектуры, святыни соответственно духу времени, "ошляхетнить" их, снять с них имидж бедной "хлопской" церкви и возвысить престиж своей конфессии.Расцвет виленского барокко связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который на протяжении 30 лет (1737-1767) работал в Беларуси и Литве в культовом и дворцовом зодчестве. Наиболее значительная его постройка - униатская церковь св. Софии в Полоцке (1738 - 1750, вместе с Б.Косинским), возведенная на месте святыни ХI в., взорванной по указу приближенного Петра I Александра Меньшикова в 1710 г. Своей необычной, неизвестной доселе стройностью, утонченностью и вертикальной струистостью она произвела яркое впечатление на современников. Распространению стиля виленского барокко содействовала деятельность на Беларуси итальянского архитектора Фонтана ІІІ и беларуса А.Осикевича.Черты виленского барокко наиболее ярко проявились в униатских культовых сооружениях: церквах базилиан в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756 - 1763), Борунах (1747 - 1757), Вольно (1768), Толочине (1769 - 1779), Богоявленской и Крестовоздвиженской церквах в Жировичах (1769), Воскресенской церкви в Витебске (1772), а также в костеле кармелитов в Глубоком и др..Вершиной виленского барокко является Петропавловская церковь в Березвечье. При общей традиционной структуре - трохнефная двухбашенная базилика - сооружение имеет смелый и новаторский образ. Строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых - здание кажется словно вылитым и вылепленным из некоей пластичной массы. Поврежденный в Великую Отечественную войну, храм был окончательно разрушен в 1960-я г. Одним из наиболее совершенных образцов виленского барокко является униатская церковь в Борунах, возведенная под руководством и по проекту монаха этого монастыря архитектора Алексея Осикевича.Новое решение внешнего объема и интерьера, не свойственное ни православным, ни католическим культовым зданиям, использовано в жировичской Крестовоздвиженской церкви - храме-кальварии, который иммитирует путь Христа на Голгофу. Грациозность пропорций, эффектность утонченной архитектурной пластики, стройносць силуэта позволяют причислить его к наиболее гармоническим произведениям культовой архитектуры этого художественного стиля на Беларуси.Крупнейшим достижением архитектуры виленского барокко на Беларуси с характерной для него иллюзией движения, взлета, волнистости, направленностью духовной энергии материи вверх стала Успенская церковь в Витебске, построенная в 1715 - 1743 г. по проекту и под руководством Фонтана ІІІ.Памятниками непреходящего историко-культурного значения и высокого художественного достоинства, выполненными в стиле виленского барокко, Беларусь вошла в историю европейской архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Барокко Несвижа

 

Одним из этих прекрасных городов  Белоруссии является Несвиж.

В начале XVI столетия в белорусских и польских хрониках впервые среди самых влиятельных родов Великого княжества Литовского были названы Радзивиллы. С этого времени их вес в политической, экономической и культурной жизни страны становился всё большим и большим. Этот широко разветвлённый род дал известных государственных деятелей, дипломатов, придворных, литераторов и музыкантов.

Многое они оставили нам в  наследство, среди большого разнообразия своей красотой отличаются замки  и дворцы Несвижа. Памятники архитектуры  этого города дают возможность проследить, как появилось и развивалось  в Белоруссии барокко.

Здания в стиле барокко появились  при участии иезуитов. Среди них  ценным памятником архитектуры является костёл иезуитов в Несвиже. Ян Мария  Бернардони был автором проекта несвижского костёла и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трёхнеорной крестово–купольной базилики. Однако талантливый художник уловил и местную специфику монументальной архитектуры. В римской церкви фасад закрывает остальные части здания, поэтому всё внимание его создателей было направлено на разработку главного фасада. А в Несвиже низкая городская застройка и земляной вал давали возможность воспринимать сооружение со всех сторон. Бернардони не только выделил на боковых фасадах выступающие гранёные капеллы, но и архитектурно обработал боковые и задние фасады. Его архитектурное очертание будто повторено на остальных фасадах: канители пилястр первого яруса главного фасада в виде карниза проложены по бокам. Свободно и торжественно возвышается здание, увенчанное высоким куполом со световым фонарём.

Основные барочные выразительные  средства сосредоточены на главном  фасаде. Он имеет центральную ось  симметрии, по которой нарастает  ритм ордерных элементов. Выделяются плоские  пилястры, размещённые в два яруса. Бернардони смог выразить монументальность и вертикальность объёмов, характерные именно для белорусской архитектуры. В верхних нишах фасада были размещены скульптуры.

Характерно, что в XVI веке кирпичные сооружения, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. Возможно, что несвижский костёл был в Беларуси одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Впервые в крае были использованы также статуи святых.

Купол храма играет большую роль не только во внешнем облике, но и  в интерьере, где он неожиданно выделяет светом продолговатое полутёмное помещение  базилики, будто поднимая и расширяя пространство. Барабан купола поддерживается сферическими расписными парусами. Простенки  между окнами на световом барабане также расписаны. Живопись сплошь покрывает  и сам купол, в скуфье которого сделано отверстие. Свет, льющийся оттуда, освещает подкупольное пространство рассеянным мерцающим светом. В живописной канве важную роль играют архитектурные мотивы: ниши, разорванные карнизы и фронтоны.

Внутри здания Н. Сиротка поставил несколько памятников – надгробий. Один из них – мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, умершего в Болонье. Его надгробие выполнено  в стиле барокко. (10)

Заканчивая далеко не полный обзор  истории несвижского костёла, хочется ещё раз подчеркнуть, что его архитектурный облик свободен от излишеств барокко. Композиция строго логична, ей чужда более поздняя вычурность этого стиля.Большой интерес представляет собой сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют «домом на рынке». Оно построено в 1721 году, расположено западнее ратуши и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. На фасаде заметно асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца.

Несвижский «дом на рынке» - единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом.

Южнее его расположен комплекс бывшего  монастыря бенедиктинок. Как бернардинский и иезуитский монастыри, он входил в систему обороны города. Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. В их же храме она похоронена вместе с двумя дочерьми.

Костёл и монастырь банедиктинок строились одновеменно. В 1590 – 1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П - образную форму, а по оси симметрии в него «встроен» костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла – традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм.

Вход в костёл был сделан не в  главном фасаде, а сбоку – он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых  главный украшен колоннами коринфского  ордена и скульптурами святых.

Ансамбль дополняется трёхъярусной надвратной башней, построенной в  XVIII веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря. Внутри башня четырёхъярусная, углы её оформлены пилястрами, а проёмы – фигурными обрамлениями. Вместе с надкостёльной надворотная башня создаёт выразительную силуэтную композицию.(10)

Далеко известен парк «Альба» (в  переводе с латыни – «белый»). Расположен он в южном пригороде Несвижа. Радзивилл Сиротка для летних увеселений выстроил здесь эрмитаж с дворцом, который назвал (утешением, утехой), а также открыл зверинец.

Огромные преобразования, строительство  новых сооружений а Альбе произошли  в середине XVIII века. Крепостные высаживали аллеи, проводила каналы, водохранилища.В то время парк состоял из трёх частей: дворцовой, зверинца и примыкающего леса. Строения XVI века уже разрушились. Поэтому архитектору Леону Лутницкому было поручено построить новый летний дворец и сто восемьдесят идиллических домков. Летняя резиденция Радзивиллов – дворец Альтана – была возведена наподобие собора св. Софии в Константинополе. Деревянные псевдокрестьянкие домики напоминали белорусские хатки, крытые соломой, здесь же были жилища в китайском, японском, швейцарском стиле, фантастические сооружения, стиль которых не поддавался определению. Вместо номеров их по старому обычаю украшали знаки, чаще всего – зверей. Дома носили названия Слона, Верблюда, Орла, Медведя. Около каждого из них размещалась баня.

Информация о работе Культура барокко на Беларуси