Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:23, курс лекций
В историю мировой культуры XVIII век вошла эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально - монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.
1. Введение……………………………………………………………………3-4
2. Просвещение……………………………………………………………….5-8
3. Культура дворянства
3.1. Классицизм………………………………………………………........9-11
3.2. Сентиментализм……………………………………………………..12-13
4.Наука……………………………………………………………………….14-17
5.Фольклор……………………………………………………………………...18
6.Архетикура………………………………………………………………...19-22
7.Быт………………………………………………………………………….23-24
8.Заключеине…………………………………………………………………....25
9.Список литературы…………………………………………………………...26
Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, «сам был первым нашим университетом».
Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки. Он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т.д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с «глубокой древности», а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтийского моря, а не шведами.
Работавший в академии одновременно с Ломоносовым Л. Эйллер, великий математик, называл его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке».
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М, В, Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С.П. Крашенинников составил знаменитое «Описание земли Камчатки», И.И. Лепехин – описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»).
Во второй половине XVIII столетия закладываются научные основы биологии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые – М.М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»), И.И. Болтин.
Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.
В Петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести «во смирение». В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу дворян. «Крестьянам, – отмечал Посошков, – помещики не вековые владельцы».
Для упорядочения административных и судебных учреждений он предлагал посадить в них вместо «великородных» людей из любых других сословий, если в них «острота ума есть», «истребить» «всяких разных явных и потаенных грабителей». Посошков – сторонник равенства всех сословий перед судом. Он предложил подготовить новое Уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен был быть опубликован для обсуждения, внесения поправок («народосоветие»).
Об итогах реформ и Северной войны шла речь в «Рассуждении о причинах Северной войны» вице-канцлера П.П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович в Духовном регламенте и «Правде воли монаршей» выступал, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорил о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти – демократии (народодержавства), аристократии и монархии – наиболее приемлемой для России он считал третью, т.е. неограниченную власть монарха.
В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославлял успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.
Историк Татищев во многих записях, «мнениях», «проектах ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и «честнейший стан государства», его опора, по его мнению, – это дворянство.
Ускорение экономического развития России – мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповал на волю монарха, на реформы сверху. Он сторонник «просвещенного абсолютизма». В просвещении всех сословий, а том числе крестьян, Ломоносов видел огромную пользу для государства. Он писал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды».
Критика крепостничества звучала в сочинениях Я. Поленова, солдатского сына, И.Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767–1768 гг. – дворян Г.С. Коровина и Я.П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного гнета, его ограничении, постепенном освобождении от него крестьян и работных людей.
Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н.И. Новиков в своих журналах, больше всего в «Трутне» и «Живописце», поместил немало статей об аморальности крепостного права.
А.Н. Радищев в знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести «совершенное уничтожение рабства», передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Фольклор
В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.
Во многих произведениях народного творчества их составители показывают «свирепство» помещиков, подневольное положение крепостных. «Куда ты ни сунься, – везде господа», – сетует анонимный «Плач холопов». Столь же горестно смотрят па свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).
Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.
В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры-то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы («Повесть о Флоре Скобееве»), то дворян и купцов – поклонников европейских нравов и удовольствий (&0 российском матросе Василии», «История об Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне»).
Русский классицизм представлен также именами А.П. Сумарокова, его главы, М.М. Хераскова (тоже выходца из Молдавии), В.И. Майкова, Я.Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.
Архитектура
При Петре I строительство, особенно в его «парадизе» (рае) – новой столице России, приняло исключительный размах. Под руководством Д. Трезини, архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий (ныне в нем – университет) и т.д. Над возведением Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие: иностранные (Шлютер, Леблон, Микегти) и русские (Земцов, Еропкин и др.). Вырабатывался новый, смешанный стиль – с использованием иноземных и местных мотивов.
В Москве продолжали развивать традиции русского, или нарышкинского, барокко. Таковы церковь Покрова в Филях, построенная для Л.К. Нарышкина; церковь Ивана Воина на Якиманке; церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) и др.
Великий зодчий России Василий Иванович Баженов, родившийся в 1737 г. в семье церковнослужителя одного из соборов Московского Кремля, с детских лет проявил незаурядное природное дарование – с увлечением срисовывал старинные здания во второй столице. О нем узнал известный архитектор Д. Ухтомский и взял его в обучение. Затем Баженов перешел в петербургскую Академию художеств к С.И. Чевакинскому, став его помощником при возведении Николаевского морского собора. Учился Баженов также в Париже и Риме. Возвратившись на Родину, он строил здания арсеналов в обеих столицах, в Москве – дом Пашкова, в стиле национальной готики – дворец в Царицыно и др. Связи Баженова с Новиковым, цесаревичем Павлом Петровичем, московскими масонами навлекли на него гнев императрицы, и его отстранили от дел. Царицынский дворец остался недостроенным (Екатерина сочла его мрачным), а грандиозный проект перестройки Кремля оказался невостребованным. Некоторое время Баженов занимался частными постройками. В конце правления императрица вернула его в Северную столицу (1792 г.), и он строил здания в Кронштадте. Император Павел назначил его вице-президентом Академии художеств, и гениальный зодчий принялся за новые дела, но вскоре умер (1799 г.).
Сентиментализм отразился в парковой архитектуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»).
В стиле барокко работал
Живопись. Светская живопись при Петре 1 выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников – Петра II, Анну Ивановну. Портреты были сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.
В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И. Адольский, Г. Мусикийский.
На гравюрах их авторы (братья Зубовы и др.) прославляли воинские победы русской армии и флота, запечатлели строительство городов, кораблей.
В середине и второй половине XVIII столетия
получили известность живописцы-
«Чувствительные» сюжеты, пасторальность присущи картинам мастеров сентиментального направления (М.М. Иванов – «Доение коровы», пейзажи С.Ф. Щедрина, портреты В.Л. Боровиковского).
Федор Степанович Рокотов (родился в 1730-е гг.) происходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни и обучении не существует. Возможно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым. Его мастерство обратило на себя внимание. Рокотову заказали портреты Петра III, затем он писал коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился правительнице. Императрица изображена на нем во весь рост в профиль на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петровича, И.И. Шувалова, Г.Г. Орлова. В 1765 г. он стал академиком и уехал в Москву. Здесь он создавал небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявился глубоко оригинальный талант живописца. Картины отличались проникновенностью, задушевностью и поэтичностью, особым живописным почерком, необычайной живостью и легкостью мазков, прозрачностью красочного слоя. Большой выразительности достигает Рокотов в передаче лица, тканей, кружев и т.д. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А.П. Струйской, Обресковой, неизвестной в розовом платье и др.
Дмитрий Григорьевич Левицкий работал в реалистической манере. Он родился в 1735 или 1736 г., вероятно, в Киеве, в семье священника, рисованию учился у отца, потом в Петербурге. Известность Левицкий приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Он прославился портретами Екатерины II, членов ее семьи, архитектора А.Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок и тщательность письма.
Выдающееся место в истории русской живописи занял Василий Лукич Боровиковский. Родившийся в 1758 г. в Миргороде, сын дворянина, он некоторое время служил в армии, вышел в отставку, будучи поручиком. Вернувшись к родным пенатам, занимался любимым делом – живописью. Екатерина II во время своего путешествия в Крым (1787 г.), проезжая через Миргород, обратила внимание на картины Боровиковского, аллегорически изображавшие ее и Петра I. беседовала с ним, и по ее совету он поехал в Петербург. Здесь он учился в Академии художеств, у Левицкого. Работая в портретном жанре, он, став академиком (1795 г.), быстро приобрел большую известность – портретами императрицы, Державина, многих вельмож. Писал он и картины на религиозные сюжеты («Благовещение» и др.). Картинам художника присуща удивительная свежесть красок, которая сохранилась до наших дней, в отличие от многих картин его современников. К сожалению, Боровиковский не оставил описания технических приемов своей живописи. Интересно, что он работал левой рукой.
Мало мы знаем о жизни художника И.А. Ерменева, который обучался в Академии художеств, затем был послан в Париж, где стал свидетелем, а возможно и участником, событий 1789 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. В цикле акварелей Ерменев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян («Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие»). Художник создал суровые и величественные образы крестьян, показал силу и достоинство простых людей.
Зачинателем крестьянского бытового жанра стал Михаил Шибанов. Он был крепостным Г.А. Потемкина, который его затем освободил. Перу Шибанова принадлежали многие портреты, в том числе относящийся к лучшим образцам живописи XVIII в. портрет Екатерины II. Однако Шибанов известен прежде всего благодаря своим бытовым картинам («Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора» и др.). На этих полотнах правдиво и любовно переданы сцены крестьянской жизни, лица крестьян, их одежда и жилища.
Скульптура. В Петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра и др.).
Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью (памятник Петру I, или «Медный всадник», работы Э.-М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н.М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф.Г. Гордеева).
Информация о работе Культура и быт россии в первой половине 18 в