Культура и быт россии в первой половине 18 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:23, курс лекций

Описание работы

В историю мировой культуры XVIII век вошла эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально - монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3-4
2. Просвещение……………………………………………………………….5-8
3. Культура дворянства
3.1. Классицизм………………………………………………………........9-11
3.2. Сентиментализм……………………………………………………..12-13
4.Наука……………………………………………………………………….14-17
5.Фольклор……………………………………………………………………...18
6.Архетикура………………………………………………………………...19-22
7.Быт………………………………………………………………………….23-24
8.Заключеине…………………………………………………………………....25
9.Список литературы…………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

реферат по истории- даша.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание – стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) – он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.

Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоносова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Шубин учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.

Приобрел известность М.И. Козловский – автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.

Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца – купеческого сына Ф.Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А.П. Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма: И.А. Дмитревский, П.А. Плавильщиков, Т.М. Тровпольская, сам Ф.Г. Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

К концу XVIII в. получают распространение сентиментальные постановки – пасторальные комедии, оперы Майкова и других авторов, «слезные драмы» Хераскова. Основоположником этого направления среди актеров стал В.П. Померанцев.

 

 

Быт

Петровские преобразования затронули  и повседневный быт всех слоев  общества. Дворяне сменили старинные  одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные  европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества  прививались и среди купцов, других слоев городского населения.

Власти стали больше следить  за чистотой улиц, благоустройством, тишиной  в городах. Строить новые здания, улицы и площади старались  по плану, «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Следили за санитарным состоянием, мостили улицы.

С целью повышения культуры общения  завели ассамблеи; на них присутствовали и женщины, что первое время вызывало недовольство приверженцев старины. Для  обучения хорошим манерам издали «Юности честное зерцало, или  Показание к житейскому обхождению». Петровские указы повелевали быть вежливыми  друг с другом.

По случаю побед в походах  и сражениях устраивали народные гулянья – с триумфальными  шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями  плясунов, фокусников и акробатов.

Сокращение для дворян срока  службы до 25 лет (1736 г.), затем отмену обязательной службы (1762 г.) дворяне встретили с одобрением. Многие уходили в отставку, чтобы полностью переключиться на домашнее хозяйство, предпринимательство. Они строили усадьбы, разбивали парки, сады. Все большее место в их жизни занимали праздники и охота, балы и семейные торжества. Дворянам подражали богатые промышленники, купцы. Они тоже заводили дома и дворцы, оркестры и псарни.

Из дворянской среды вышло немало писателей и поэтов, художников и  зодчих. Но основная их масса вела жизнь  праздную, ленивую, которая их развращала. Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского дворца, вельмож. Императрица Елизавета, например, имела  гардероб со многими тысячами платьев. Сановники тратили огромные деньги на пиры, увеселения, фавориток.

Некоторые из вельмож собирали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, прикладного  искусства, редких рукописей, на свои деньги строили прекрасные архитектурные  памятники, музеи, открывали частные  театры.

Крестьянский быт изменился  незначительно – те же холщовые, пестрядинные рубахи и порты, те же онучи и лапти, зипуны и полушубки, рукавицы и шапки. По-прежнему жили крестьяне в «черных» избах (топились «по-черному»), «белые» избы появлялись только у богатых сельчан. Убранство  в домах – деревянные столы  и лавки, кровати и посуда. Имелась  посуда и из глины, металлическая  же встречалась редко.

В тяжелых бытовых условиях проживал мастеровой люд – тесные и грязные  помещения, плохая одежда; их еда –  хлеб и квас, тюря и капуста. Работали они по 14–15 часов в сутки, за провинности  их ждали штрафы и наказания, каторга  или рекрутчина. Старики кормились  «мирским подаянием». Некоторые забывались в кабаках.

«Капиталисты» – крестьяне и мастера выходили в купцы, промышленники и стремились подражать дворянам в одежде и иных предметах обихода.

Психология чиновничества формировалась  средой учреждений с их нередкими  злоупотреблениями и произволом, раболепием и взяточничеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Восемнадцатый век в области  культуры и  быта  России  —  век  глубоких

социальных контрастов, подъема  просвещения и науки.

XVIII  век  был  знаменателен  для  России  заметными   переменами   и

значительными достижениями в  области  искусства.  Изменились  его  жанровая структура, содержание, характер, средства  художественного  выражения.  И  в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и  в  графике  русское  искусство выходило на общеевропейские  пути  развития.  Еще  в  недрах  XVII  века,  в петровские времена, происходил  процесс  «обмирщания»  русской  культуры.

В становлении и развитии светской культуры  общеевропейского  типа  невозможно было полагаться на старые  художественные  кадры, для  которых  новые  задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую  службу  иностранные  мастера не только помогали создавать новое искусство,но  и были  учителями русских людей. Другим не менее важным путем  получения  профессиональной  подготовки была посылка русских  мастеров  на  учебу  в  Западную  Европу.  Так  многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции,  Голландии,  Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим  ниже,  продолжающее  в  XVIII  веке

развиваться на новых европейских  началах,  по-прежнему  оставалось  выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по  себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на  культуру  большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.      В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя

крепостное  право  и  самодержавие  сильно  препятствовали  этому.  Все   же

царскому   правительству   приходилось   принимать   некоторые    меры    по

распространению образования  – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения  России  второй  половины  XVIII  в.  отчетливо

прослеживаются две тенденции.

Первая  из  них  проявлялась  в  существенном расширении сети учебных заведений;  вторая  выражалась  в  усилении  влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С  распространением  образования   тесно   связано   развитие   науки.

Необходимость познания законов  природы  и  повышенный  интерес  к  изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Русская архитектура первой половины XVIII века. 1954 г. А.Н.Петров.

 

  1. Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры. М.: Высшая школа, 1990 г. 

 

 

  1. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII в.в. М.: Высшая школа,1968г. 

 

  1. Горький А.М. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М.: Художественная литература, 1953. 

 


Информация о работе Культура и быт россии в первой половине 18 в