Культура Роcсии от древних времён до современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.
Данная работа знакомит с просвещением и литературой, архитектурой, живописью, фольклором, наукой, образованием и географическими открытиями, общественно-политической мыслью, театрами, музыкой, кино, традиционной культурой, начиная с Древней Руси и заканчивая культурой современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
1.1 Древнерусская культура
1.1.1 Просвещение и литература
1.1.2 Архитектура
1.1.3 Живопись
1.2 Культура русских земель в период монгольского владычества
( середина XIII – XV в.)
1.2.1 Литература
1.2.2 Просвящение и книжное дело
1.2.3 Архитектура
1.2.4 Изобразительное искусство
2. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-XX ВЕКАХ
3. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ГЛАВНОЕ.docx

— 69.39 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

Данная работа знакомит с просвещением и литературой, архитектурой, живописью, фольклором, наукой, образованием и географическими открытиями, общественно-политической мыслью, театрами, музыкой, кино, традиционной культурой, начиная с Древней Руси и заканчивая  культурой современной России.

Объектом исследования является традиционная культура, а также ее история и способы взаимодействия с окружающим миром.

Предметом исследования являются литература, архитектура, живопись, фольклор, наука, образование и географические открытия, общественно-политические мысли, театр, музыка, кино в традиционной культуре, их значение, причины возникновения и роль в данной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

1.1 Древнерусская  культура

 

Становление и развитие культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Культурное наследие восточных славян — их верования, опыт, обычаи и традиции органично соединились с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала чужое наследие, она синтезировала его со своими существовавшими традициями. Открытость древнерусской культуры во многом определила ее своеобразие и неповторимость.

Огромное значение для культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования. Христианство, внедрявшееся зачастую насильственно, трансформировалось под воздействием местных традиционных культов, приспосабливалось к народному языческому сознанию. Даже в княжеско-боярской среде пережитки язычества прочно сохранялись на протяжении XI—XIII вв [1, 66].

 

1.1.1 Просвещение и литература

 

Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества — фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. До нашего времени дошли старинные народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в поколение, что создавало устную летопись прошлого. Фольклорный материал лег в основу летописи письменной [1, 66].

К IX—X вв. относится возникновение былинного эпоса — нового эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как о едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов [1, 66]. Особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался конец Х в. — время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко — обобщенным образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями стали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич (прототипом которого являлось реальное историческое лицо — дядя Владимира Святославича по матери, бывший наставником князя в его молодости), Микула Селянинович, Вольга.

Устное народное творчество развивалось и после появления письменной литературы. Русский эпос XI — начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, который был инициатором борьбы с кочевниками, как бы слился с образом Владимира Святославича. К середине XII — началу XIII в. относится появление новгородских былин о богатом купце («госте») Садко, происходящим из боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся Роман Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют вещественные источники, найденные археологами, а также сохранившийся договор князя Олега с Византией. Приблизительно в первой половине I тыс. н.э. возникло примитивное  пиктографическое письмо («черты» и «резы»). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. была создана глаголица — глаголический алфавит, а на рубеже IX—Х вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица — более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян [1, 67].

Крещение Руси в конце X в. способствовало развитию письменности

и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался во время церковных служб, а вследствие этого произошло и его становление как литературного (в отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной). Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими являются Остромирово евангелие (1057), написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, и два Изборника (1073 и 1076) князя Святослава Ярославича. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси стала мощным импульсом распространения

грамотности. «Книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл. Образованные люди встречались не только в среде духовенства, но и среди богатых горожан и купечества. Нередко грамотой владели даже простолюдины. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей, наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время раскопок в Новгороде, а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение записей на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительной части древнерусского населения, особенно в городах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская письменная литература. Одним из основных ее жанров стало летописание — погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Их составление преследовало определенные политические цели и было делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, но и должен был давать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу Х в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется примерно 1113 г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана

монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если прежде центрами летописания были Киев и Новгород, то после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одновременно с развитием летописания и распространением грамотности шел процесс становления древнерусской литературы. Одним из древнейших ее памятников является знаменитое «Слово о Законе и Благодати» (1040.е гг.) княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона.

Идеи произведения Илариона нашли свое развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. «Памяти и похвале Владимиру», написанным монахом Иаковым, а также в «Сказании о Борисе и Глебе», первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII в. в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются «поучения» и «хождения». Наиболее яркими примерами служат «Поучение детям», составленное на склоне лет князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников игуменом Даниилом знаменитое «Хождение», описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение — «Моление Даниила Заточника» (конец XII — первая четверть XIII в) [1, 67-70].

 

1.1.2 Архитектура

 

Архитектура Древней Руси также достигла высокого уровня. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время нашествия Батыя. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Х в. после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения сооружений из камня, поэтому принципы строительства были заимствованы из Византии. Приезжими греческими мастерами была возведена первая каменная постройка — Десятинная церковь в Киеве (конец Х в., разрушена в 1240 г.). Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (около 1037 г.) византийскими и русскими мастерами была возведена София Киевская — собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенный снаружи), замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства.

Вслед за Софией Киевской был возведен Софийский собор в Новгороде (1045—1050 гг.).

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры, которую отличает меньшая монументальность зданий, поиск простых и в то же время искусных форм, строгость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт

архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же зодчество этого периода отличает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно-европейского романского стиля. Интересные постройки этого периода

сохранились в Новгороде, например, скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198 г.). К этому же типу храмов относится уличанская церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185—1192 гг.), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207 г.).

В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской Руси, достигшее в XII — начале XIII в. наивысшего расцвета, носило парадный характер, выделялось изяществом линий и изысканностью

пропорций. В нем особенно заметно сказалось влияние романского стиля. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры этого периода относятся Успенский (1158—1161 гг.) и Дмитриевский (1194—1197 гг.) соборы во Владимире. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165 г.), выделяющаяся стройностью и легкостью пропорций [1, 70-72].

 

1.1.3 Живопись

 

С принятием христианства под влиянием Византии на Руси появились новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись — иконопись. Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен Софии Киевской, далекие по своему характеру от обычных церковных росписей. Здесь изображены сцены княжеской охоты, музыканты, скоморохи, фантастические звери и птицы.

В XII—ХIII вв. в живописи культурных центров Руси все отчетливее проявляются местные особенности. Формируется новгородская школа монументальной живописи. Для нее было характерно стремление к упрощению художественных приемов, экспрессивной трактовке иконографических образов, что усиливало воздействие на чувства верующих (например, «Ангел Златые власы»). О постепенном становлении владимиро-суздальской школы живописи свидетельствуют сохранившиеся от домонгольского периода фрагменты фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон («Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий

Солунский»).

Распространение письменности привело к возникновению еще одного вида живописи — книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры отличались ярким орнаментом и обилием золота, например Остромирово

(1057 г.) и Мстиславово евангелия (между 1103 и 1117 гг.).

Русская культура домонгольского периода по праву стояла в одном ряду с западно-европейской и активно с ней взаимодействовала.

Интенсивный культурный подъем Русских земель, бурное развитие самобытных региональных культурных центров были прерваны нашествием монголо-татарских завоевателей [1, 72].

 

    1. Культура русских земель в период монгольского владычества

( середина XIII – XV в.)

 

Монгольское нашествие имело катастрофические последствия для древнерусской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси на полвека прекратилось строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел, погибло огромное количество памятников письменности, пришли в упадок летописание,

живопись, прикладное искусство. И хотя с конца XIII в. наметились признаки возрождения, упадок в различных сферах культуры наблюдался вплоть до середины XIV в.

На развитии культуры отрицательно сказалась усилившаяся с середины XIII в. разобщенность Русских земель. Следует отметить, что в результате политических изменений, произошедших в XIII—XV вв., некогда единая древнерусская народность оказалась разделенной. Вхождение в разные государственные образования затрудняло сохранение и развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами некогда единой Руси, углубляло различия в языке и культуре, существовавшие и ранее.

Информация о работе Культура Роcсии от древних времён до современности