Культура Роcсии от древних времён до современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.
Данная работа знакомит с просвещением и литературой, архитектурой, живописью, фольклором, наукой, образованием и географическими открытиями, общественно-политической мыслью, театрами, музыкой, кино, традиционной культурой, начиная с Древней Руси и заканчивая культурой современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
1.1 Древнерусская культура
1.1.1 Просвещение и литература
1.1.2 Архитектура
1.1.3 Живопись
1.2 Культура русских земель в период монгольского владычества
( середина XIII – XV в.)
1.2.1 Литература
1.2.2 Просвящение и книжное дело
1.2.3 Архитектура
1.2.4 Изобразительное искусство
2. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-XX ВЕКАХ
3. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ГЛАВНОЕ.docx

— 69.39 Кб (Скачать файл)

Это привело к формированию трех восточно-славянских народностей: русской (великорусской), украинской и белорусской. В культуре каждой из этих народностей стали появляться специфические черты, отражавшие складывавшиеся этнические особенности народа и конкретные исторические

условия его развития.

Лишь со второй половины XIV в. в Русских землях начинается новый подъем культуры. Основное содержание культурного процесса обусловливалось задачами освобождения от ордынского владычества и воссоединения Русских земель. Определяется в этом процессе ведущая роль Москвы и возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Руси становится ведущей [1, 72-73].

 

1.2.1 Литература

 

Борьба против ордынского господства стала главной темой и устного народного творчества. Многие народные поэтические произведения на эту тему (былины, песни, сказания, воинские повести) вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска юноше Меркурии, спасшем город от монгольских ратей по велению Богородицы. В этот период завершается создание цикла былинного эпоса о Киеве и князе Владимире Красное Солнышко. Повествуя о татарском нашествии, слагатели былин обращаются к образам киевских богатырей, которые изгоняют захватчиков. В XIV в. наивысшего расцвета достигает новгородский былинный

цикл о купцах Василии Буслаевиче и Садко, воплотивший идею могущества Новгорода.

К этому периоду относится появление нового жанра фольклора — исторической песни. Герои и события в ней более приближены к реальности, чем в былинном эпосе.

Литература XIII—XV вв. вобрала в себя сложившиеся традиции Древней Руси: яркую публицистичность, заостренность на важнейших политических проблемах. Особенно тесно с общественно-политической жизнью было связано летописание, которое после недолгого периода упадка возобновляется во многих крупных городах. С конца XIII — начала XIV в. составление летописных сводов переживает значительный подъем. Наряду с Новгородом

и Псковом летописи ведутся в Ростове Великом, Рязани и Твери. Постепенно ведущее место занимает московская летописная традиция, ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. С возрастанием политической роли Москвы ее летописные записи утрачивают локальные особенности и обретают общегосударственный характер [1, 73-74].

 

1.2.2 Просвящение  и книжное дело

 

Несмотря на то что нашествие губительно сказалось на сохранности книжных богатств и уровне грамотности, традиции письменности и книжного дела, сложившиеся в XI—XII вв., все-таки удалось сохранить, и они получили

дальнейшее развитие.

Почти во всех крупных городах восстанавливаются и расширяются монастырские школы для детей, существовавшие, как правило, при церквах.

Со второй половины XIV в. отмечается оживление книжного дела. Переписываются старые и создаются новые книги. В связи с этим меняется характер письма, расширяется деловая документация. Претерпевает изменения техника письма. Дорогой пергамент начинает вытесняться более дешевыми материалами. На смену уставному письму (строгому каллиграфическому начертанию букв) в XIV в. приходит «полуустав» — более беглое и свободное письмо. Изменение графики письма ускоряло время создания книг, удешевляло их и делало более доступными.

Среди книг преобладали богословские и так называемые четьи — книги,

предназначенные для индивидуального чтения. Наиболее распространенным типом книг для чтения были изборники — своеобразные библиотеки в миниатюре [1, 74-75].

 

1.2.3 Архитектура

 

В конце XIII — начале XIV в. на Руси возобновляется каменное зодчество. К этому времени технология обработки основных видов используемых ранее строительных материалов и техника строительства были утрачены, поэтому возведенные в данный период здания оказались недолговечными. Тем не менее началось становление местных архитектурных школ. Яркость и самобытность отличали зодчество Новгорода и Пскова. Слияние новых и старых традиций отразилось в архитектуре новгородских церквей Спаса на Ковалеве (1345 г.) и Успения на Волотовом поле (1352 г.). Постройки второй половины XIV в. свидетельствуют о формировании особого новгородского архитектурного стиля, характерной чертой которого было нарядное внешнее убранство храмов. Образцами этой школы являются церкви Федора Стратилата (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.). Достижения псковских зодчих выразились в строительстве крепостей. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик: здания были суровы, лаконичны и практичны,

почти лишены декоративного убранства.

Ко второй четверти XIV в. относится начало каменного строительства в Москве. В 1367 г. был построен белокаменный Кремль — единственный во всей северо-восточной Руси.

В XV в. происходило дальнейшее развитие основных русских архитектурных стилей — новгородско-псковского и московского. Примером первого направления служит псковская церковь Василия на Горке (1413 г.). Наиболее интересной гражданской постройкой этого периода является Грановитая палата в Новгороде (1433 г.), возведенная по указанию ярого противника Москвы архиепископа новгородского Ефимия, желавшего подчеркнуть суверенитет Новгорода.

Уникальными сохранившимися памятниками ранней московской архитектуры являются собор Успения на Городке в Звенигороде (около 1400 г.), храмы Троице-Сергиева (1422 г.), Саввино-Сторожевского (1405 г.) и Андроникова (ок. 1427 г.) монастырей. Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Подчеркнутый интерес к зодчеству Владимира был обусловлен идеей великокняжеского наследия, пронизывающей всю московскую политику и отраженной в культуре и искусстве [1, 75-76].

 

1.2.4 Изобразительное  искусство

 

Вторую половину XIV — начало XV в. называют «золотым веком» русской настенной живописи. Успешно развивается новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства.

Своеобразен был и путь развития русской скульптуры. Церковь строго сохраняла запрет на использование объемной скульптуры в качестве предмета поклонения. Однако в XIV—XV вв. широкое распространение получила на Руси полуобъемная резная деревянная скульптура, раскрашенная под икону. Народные дохристианские традиции резьбы по дереву проявились в архаическом облике древнерусских скульптур. Наиболее почитаемыми были деревянные скульптуры-иконы св. Николы Можайского (1320 г.) и покровительницы торговли Параскевы Пятницы.

Культурное развитие Русских земель в период монгольского владычества явилось чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры [1, 76].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-XX ВЕКАХ

 

Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться национальная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

 В этот период русская  наука и образование продолжали  развиваться, хотя крепостное право  и самодержавие сильно препятствовали  этому. Все же царскому правительству  приходилось принимать некоторые  меры по распространению образования – этого требовала эпоха.

 В развитии просвещения  России второй половины XVIII в. отчетливо  прослеживаются две тенденции. Первая  из них проявлялась в существенном  расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении  влияния принципа сословности  на постановку просвещения.

 Согласно уставу народных  училищ, утвержденному в 1786 г. в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю географию, геометрию, механику, физику и т. д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание.

Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия – 288 школ с 22290 учениками.

 Наряду с расширением  сети народных школ, предназначавшихся  для низших слоев общества, из  которых впрочем, крепостные крестьяне  исключались, увеличилось число  сословных школ, предназначавшихся  исключительно для дворян в  конце XVIII в. существовало 5 кадетских  корпусов вместо одного в первой  половине столетия. Новым типом  учебного заведения для дворян  являлись благородные пансионы.

В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создается Институт благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек не дворянского происхождения. В институте помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

 Одним из серьезнейших  препятствий на пути распространения  научных истин была церковь. Препятствовали  развитию науки стародавние обычаи  и суеверия, за которые еще  держалась немалая часть населения  страны.

Научные знания носили во времена средневековья, как правило, узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было связано с применением их в народной медицине, географические и астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т. п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных знаний.

Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем сколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношениях.

Развитие науки — процесс сложный, требующий и соответствующей материально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматься наукой, и общественной среды, способной проявить понимание и оказать поддержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строя быстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельная потребность в научных знаниях и эта потребность была осознана в правительственных кругах.

Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научной деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773 г.) и Российская Академия (1783 г.), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, а среди иностранных ученых – крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер (1707-1783 гг.), вырастивший ученых из русских учеников. Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я. Разумовский – основоположник отечественной астрономии.

Именно в Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносовский период — ярчайшая страница в истории Петербургской Академии наук.

Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли. Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков, инструментов, в создании технической литературы. Широко известны имена выдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина, Фроловых и многих других.

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил «Плач холопов», появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768 гг., т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд завершаются угрозой «злых господ под корень переводить». Появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм, воплощенный в творчестве А.П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра [3].

Отмена крепостного права, развитие капитализма ускорили научно-технический прогресс, что требовало большого количества образованных людей: инженеров, юристов, квалифицированных рабочих. В пореформенную эпоху складывается новый общественный слой — российская интеллигенция. Новые явления духовной жизни России и Европы рубежа XIX—XX вв. вызвали к жизни поиск новых художественных методов, изобразительных средств. Этот период, продолжавший и развивавший достижения «золотого века», подготовил «серебряный век» русской культуры.

Потребность в профессионально образованных работниках вызвала расширение системы начального образования, что позволило повысить уровень грамотности населения приблизительно до 30% в начале XX в. Начальное образование давалось государственными, земскими и церковно-приходскими школами. Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах. Значительную роль в распространении научных знаний и воспитании у народа интереса к чтению сыграло развитие издательского дела: издание дешевых учебников, букварей, художественной литературы сделало их общедоступными. В этом исключительно велика заслуга И.Д. Сытина и Ф.Ф. Павленкова, издававших серии научно-популярных книг для массового читателя.

Информация о работе Культура Роcсии от древних времён до современности