Культура Роcсии от древних времён до современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.
Данная работа знакомит с просвещением и литературой, архитектурой, живописью, фольклором, наукой, образованием и географическими открытиями, общественно-политической мыслью, театрами, музыкой, кино, традиционной культурой, начиная с Древней Руси и заканчивая культурой современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
1.1 Древнерусская культура
1.1.1 Просвещение и литература
1.1.2 Архитектура
1.1.3 Живопись
1.2 Культура русских земель в период монгольского владычества
( середина XIII – XV в.)
1.2.1 Литература
1.2.2 Просвящение и книжное дело
1.2.3 Архитектура
1.2.4 Изобразительное искусство
2. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-XX ВЕКАХ
3. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ГЛАВНОЕ.docx

— 69.39 Кб (Скачать файл)

Идет процесс дальнейшей дифференциации наук на фундаментальные и прикладные. Величайшим вкладом в мировую науку было открытие Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также достижения A.M. Бутлерова, Н.Д. Зелинского в области химии, П.Л. Чебышева, СВ. Ковалевской в области математики, А.Г. Столетова, А.С. Попова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского в области физики и механики. Целые направления в науке возникли в результате энциклопедической деятельности В.И. Вернадского. Продолжались исследования русских географов — П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая и др.

В это время работают выдающиеся историки С. М. Соловьев, В.О. Ключевский. В Москве открыли свои двери посетителям первая московская публичная Румянцевская библиотека (1862 г.), Политехнический (1872 г.) и Исторический (1883 г.) музеи, в Петербурге — Русский музей (1898 г.).

В творчестве Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова сохраняются традиции критического реализма. В развитие русского драматического театра неоценимый вклад внес А.Н. Островский, с именем которого тесно связан Малый театр в Москве.

Окончательно оформляется русская национальная музыкальная школа, в частности в творчестве композиторов «Могучей кучки», названной так музыкальным критиком В.В. Стасовым: М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова и др. композиторы: П.И. Чайковский, СВ. Рахманинов, А.Н. Скрябин подняли отечественное музыкальное искусство на высочайший уровень. Важнейшими центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге и других городах, императорские Мариинский и Большой театры.

В области изобразительного искусства побеждает реализм. В 1870 г. выпускники Академии художеств, не желающие мириться с официальной академической живописью, создают «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. «Передвижники» И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков стремились сделать искусство близким народу, активно занимались просветительской работой. К концу столетия на смену передвижникам приходят другие направления. Близка французской школе импрессионистов живопись И.Л. Левитана, В.А. Серова. Многие художники искали новых живописных форм (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев.). В 1880-е гг. в Москве открылась Третьяковская галерея, названная по имени ее основателей — предпринимателей и меценатов братьев П.М. и СМ. Третьяковых. В 1892 г. она была передана в дар городу.

Для архитектуры этого времени характерна эклектика — смешение стилей. Постепенно поиск национального стиля привел к развитию «русско-византийского» («неовизантийского») стиля с использованием элементов древнерусского зодчества. Ярким примером служит ансамбль Красной площади: здание Исторического музея (В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (А.Н. Померанцев), соседнее с ними здание Городской думы (Д.Н. Чичагов).

Во второй половине XIX в. возводятся многие монументальные скульптуры: памятник А.С. Пушкину в Москве (A.M. Опекушин), «Тысячелетие России» в Новгороде (М.О. Микешин) и др. Архитектура и градостроительство непосредственно зависели от направления экономического развития России в пореформенные десятилетия. Теперь не аристократические дворцы, а банки, магазины, вокзалы, доходные дома определяли общий облик городов России [2, 212-214].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период перестройки. Продолжался процесс возвращения обществу имен и явлений отечественной и мировой культуры, отторгнутых коммунистическим режимом. Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но, с другой, — прекратило финансирование творческой деятельности. Уже в 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Игоря Захарова-Росса. В Центральном доме художника прошла выставка работ Аркадия Петрова «Танцплощадка», выполненных в манере соц-арта, ведущими представителями которого являются художники Виталий Комар и Александр Меламид, поэты Дмитрий Пригов и Тимур Кибиров. В Третьяковской галерее была развернута экспозиция «Великая утопия», включавшая более тысячи картин русского авангарда 1915—1932 гг. Выходили труды русских религиозных философов - Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, книги писателей-эмигрантов — С. Д. Довлатова, А. Д. Синявского, А. А. Зиновьева, Саши Соколова. Любители поэзии получили возможность лично ознакомиться с известными на Родине, а также созданными за рубежом новыми произведениями русского поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского. После двадцатилетней вынужденной эмиграции вернулся

в Россию великий русский писатель А. И. Солженицын. Продолжалась публикация произведений выдающихся деятелей отечественной культуры (Варлама Шаламова, Николая Эрдмана, Василия Гроссмана и др.), подвергшихся политическим репрессиям в годы сталинского террора.

В 1993 г. прозаику Владимиру Маканину была присуждена

премия «Русский Букер». Вслед за этим редакция «Независимой газеты» учредила отечественную премию «Антибукер», присуждаемую по ряду номинаций ежегодно. Литературными премиями были отмечены работы и таких современных писателей, как Юрий Буйда, Юрий Давыдов, Марк Харитонов, Сергей Гандлевский, Олег Чухонцев, Андрей Сергеев, Вячеслав Пьецух, Виктор Пелевин, Борис Акунин (Г. Ш. Чхартишвили), Татьяна Толстая, Людмила Улицкая и др., чья популярность в нашей стране в последние

годы необычайно выросла. В целом отечественная литература рубежа XXI в. отразила растерянность и непонимание людей, порожденные распадом «единого и могучего» Союза (например, повесть Фазиля Искандера «Пшада»),

но в ней появились и новые «герои»: «новые русские» нувориши, безработные и бездомные (например, повесть 3ои Богуславской «Окнами на юг» и роман-эссе Оксаны Робски «Casual»). О русском национальном характере и российской истории сатирико-ироничным языком писал Вячеслав Пьецух («Четвертый Рим», «Рука»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести Андрея Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической

литературы. Особую популярность в России получил детективный жанр, признанными лидерами которого стали произведения Александры Марининой (А. А. Марина) и Дарьи Донцовой (А. А. Донцова).

В условиях открытости новой России перед миром расширялись и контакты с соотечественниками-эмигрантами, успешно проходили конгрессы, встречи с известными деятелями культуры, живущими за пределами России. В Москве стали ежегодно проводиться Дни славянской письменности и культуры. Осмыслялись возвращенные культурные ценности. В июне 1993 г. вышел указ Президента РФ «О создании Международного фонда возрождения Валаамского

архипелага и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря». Российской академией наук и Российско-американским университетом в Москве был организован и проведен «круглый стол» «Возрождение России: концепции и реальность», в работе которого принимали участие Василий Аксенов, Владимир Буковский, Александр Зиновьев и другие отечественные ученые, политики и деятели культуры.

В культурно-созидательный процесс активно включались новые социальные слои. Началось возрождение традиций российского меценатства. Крупнейшие финансово-промышленные группы собирали коллекции произведений современных художников-авангардистов, устраивали концерты

звезд мировой эстрады. Совместные предприятия оказывали помощь отечественному кинематографу. Московская конференция промышленников и предпринимателей учредила стипендию имени Е. Р. Дашковой лучшим студенткам и аспиранткам Российской академии наук и Московского государственного университета, а Ассоциация автопромышленников — премию «Триумф», присуждаемую за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства. Наконец, в 1997 г. при поддержке правительства Москвы страховая группа «НАСТА» и Российский промышленный банк учредили национальную актерскую премию «Кумир». Значительный общественный резонанс вызвало появление национального театрального конкурса «Золотая маска» и актерской награды «Хрустальная Турандот». Началось формирование законодательных основ меценатства, однако в целом покровительство культуре в нашей стране пока не получило должного распространения.

Государство также оказывало поддержку отечественной культуре. В 1995 г. завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи, а к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне

в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историко-мемориального музейного комплекса. Присуждались Государственные премии в области литературы, искусства, науки и техники. В июле 1993 г. были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». По инициативе правительства началась работа, связанная с обменом и возвращением культурных ценностей,

утраченных нашей страной в период бурных политических катаклизмов ХХ столетия. Уже летом 1992 г. была образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, создавалась законодательная база этого процесса. Вместе с тем прилагались усилия к тому, чтобы сделать доступными для всеобщего обозрения сокровища мировой культуры, долго скрываемые в музейных запасниках в связи с возможными международными осложнениями. Так, в 1995—1998 гг. в Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Эрмитаже (Санкт-Петербург) прошли выставки произведений искусства, ввезенных в СССР после Второй мировой войны (например, впервые

была продемонстрирована коллекция предметов из золота «Сокровища Приама», собранная известным германским археологом Генрихом Шлиманом).

Помимо этого под эгидой российского федерального и московского правительств широко проводились юбилейные торжества, посвященные 850-летию Москвы (осень 1997 г.) и 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (лето 1999 г.).

В живописи на смену характерному для «перестроечных» лет отражению трагических событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Популярными стали образы «человеко-зверей»

(Гелий Коржев, Татьяна  Назаренко) и людей с печатью  духовной, нравственной и физической деградации (В. Шульженко, С. Сорокин), мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин), эстетизация распада и разрушения (В. Брайнин). В изобразительном искусстве были представлены все жанры и направления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессионизм). Особо следует отметить ренессанс реализма (например, портретного жанра,

выдающимися представителями которого являются Александр Шилов и Никас Сафронов) и неопримитивизма (Н. Недбайло). Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл ректор возрожденной

Академии живописи, ваяния и зодчества художник И. С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монументализма.

В 1992—2006 гг. в Москве были установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому, открыты мемориал жертвам политических репрессий послевоенных лет на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносца в честь 850-летия Москвы на 38-м километре МКАД. Большой вклад в формирование художественно архитектурного облика столицы внес известный скульптор, президент Российской академии художеств (РАХ) Зураб Церетели (скульптурные композиции Петра Великого, центральный обелиск Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, архитектурно-скульптурные комплексы на Манежной площади и в Московском зоопарке).

Много внимания уделялось восстановлению разрушенных храмов Русской православной церкви — храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы. Среди проводившихся в России в постсоветский период реставрационных работ наиболее грандиозной по масштабам и затратам является реконструкция всего историко-архитектурного комплекса Московского Кремля с воссозданием дореволюционных интерьеров его знаменитых дворцов, осуществленная Управлением делами Президента РФ при участии И. С. Глазунова.

Значительное развитие в театральной жизни страны получили театры-антрепризы и театры-студии (например, О. П. Табакова, Л. И. Райхельгауза, А. А. Калягина, О. Е. Меньшикова, С. Б. Проханова, В. Б. Ливанова, А. Б. Джигарханяна и ряда других крупнейших режиссеров и актеров). Театральные сезоны в Москве и провинции стали проходить под знаком мировой и отечественной классики. Чаще всего режиссеры обращались к драматургии М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Островского, А. П. Чехова. Среди наиболее популярных пьес «Дядя Ваня», «Иванов», «Чайка» А. П. Чехова, «Маскарад»

М. Ю. Лермонтова, «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Важным событием в развитии театрального искусства стало проведение в Москве в апреле — июне 2001 г. Всемирной театральной олимпиады.

В связи с прекращением финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктурирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность киностудий, количество выпускаемых фильмов сократилось со 178 в 1992 г. до 26 в 1997 г. Положение отечественного кинематографа осложнялось также тем, что российский кинорынок наводнила в основном американская, зачастую низкокачественная кинопродукция (боевики, фильмы ужасов, мелодрамы). Вместе с тем ведущие российские кинорежиссеры смогли создать ряд фильмов, которые были высоко оценены за рубежом, получив призы на крупнейших международных кинофорумах: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Барабандиада» Сергея Овчарова, трилогия «Молох», «Телец» и «Солнце» Александра Сокурова. Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например, трагедию чеченской войны: «Мусульманин» Владимира Хотиненко, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова (старшего), «Блокпост» Александра Рогожкина и др. Несмотря на кризис отечественного кинематографа, продолжалась творческая деятельность таких корифеев кинорежиссуры, как Кира Муратова, Алексей Герман, Павел Лунгин, Станислав Говорухин, Александр Сокуров.

За последние годы система кинопроката в стране восстановилась. Так, в Москве были открыты несколько десятков современных кинозалов, оборудованных современной техникой, а бывший кинотеатр «Россия» стал киноконцертным залом «Пушкинский», где ежегодно проводится торжественное открытие восстановленного Международного Московского кинофестиваля. Ежегодно проводятся Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи и кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе. Появились и новые имена кинорежиссеров. Так, картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» получила в 2006 г. главный приз Римского международного кинофестиваля, а фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» получил сразу двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Новый фильм Никиты Михалкова «12» также завоевал приз «Золотой лев» в Венеции и был выдвинут на соискание национальной премии Американской академии киноискусства «Оскар» в 2008 г. Среди последних кинолент российских кинематографистов следует выделить такие, как «Артистка» и «Пассажирка» Станислава Говорухина, «Волкодав» Николая Лебедева, «Граффити» Игоря Апасяна, «Груз 200» Алексея Балабанова, «Изгнание» Андрея Звягинцева, «Ничего личного» Ларисы Садиловой,

Информация о работе Культура Роcсии от древних времён до современности