Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:52, реферат
Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.
Культура России середины и II половины XVIII века
1. Особенности развития
Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.
2. Быт
В XVIII в. большинство крестьян по-прежнему жило в избах, топившихся по-черному. Правда, конструкция избы изменилась: появились деревянный пол и потолок. В избе зимой вместе с людьми держали молодняк скота. Скученность и отсутствие гигиены приводили к высокой смертности, особенно детской. Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотно. В государственной деревне доля грамотных была несколько выше, доходя до 20-25%. Досуг, который обычно появлялся лишь в зимнее время, после завершения сельскохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками, катанием с ледяных горок.
Традиционными оставались и семейные отношения. Как и прежде, вопреки указу Петра I, решение о браке принимали не столько молодые, сколько старшие члены семьи, а иногда - и барин. Ничего общего с деревенским не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер жилища, ежедневный стол помещика отличались от крестьянских не только богатством, как в XVI-XVII в., но самим типом. Помещик носил мундир, камзол, а позднее - фрак, держал повара, который готовил изысканные блюда (богатые дворяне выписывали поваров из-за границы). В богатых усадьбах имелась многочисленная дворня, включавшая не только лакеев и кучеров, но собственных сапожников, портных и даже музыкантов. Однако это относится к богатой и знатной верхушке дворянства. У мелкопоместных дворян и возможности, и запросы были значительно скромнее. Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне были хорошо образованы. И все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных обязанностей (после Манифеста "О вольности дворянства") обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII и XIX вв.
3. Просвещение
В середине XVIII в. российская
система образования отличалась
сословным характером. Большей частью
основанные при Петре I школы стали
дворянскими и выходцы из других
сословий не могли обучаться в
них. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова
и при поддержке И.И. Шувалова
был создан Московский университет.
Устав университета предусматривал
преподавание на русском языке (в
европейских университетах
Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. В середине 80-х гг. в губернских городах были созданы четырехклассные, а в уездных городах - двухклассные народные училища. В первых двух классах учили чтению, письму, счету, закону Божьему. В старших классах изучали историю, географию, геометрию, физику и др. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся. Выросло и число дворянских учебных заведений. К концу XVIII в. в России было 5 кадетских корпусов. Появились созданные И.И. Бецким благородные пансионы. Бецкой в духе идей Просвещения считал основой человеческой природы воспитание. Он рассчитывал дать воспитанникам, которые должны были находиться в пансионе с 5-6 до 18 лет, идеальное воспитание, чтобы впоследствии они также воспитывали своих детей. Таким образом должна была появиться новая "порода людей". Намерения Бецкого не ограничивались только дворянством, но касались и других сословий. Бецкой впервые обратил внимание также на женское образование. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц, в котором имелось отделение для девушек недворянского происхождения.
4. Наука и техника
Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. В 1741 г. экспедиция во главе с В. Берингом обследовали северо-западное побережье Америки.
Среди русских ученых выдающееся
место принадлежит
Во второй половине XVIII в.
продолжалось изучение природных ресурсов
страны. С этой целью в различные
районы России было направлено 5 экспедиций,
которые собрали богатый
Определенные сдвиги наметились в медицине. В частности, было введены прививки от оспы. Первой сделала себе прививку Екатерина II. Вторая половина XVIII в. богата достижениями в области техники. Знаменитым изобретателем-самоучкой был И.П. Кулибин. Он сделал проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву.
И.И. Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Если машина Ньюкомена могла только откачивать воду из шахт, то машина Ползунова была способна приводить в действие любые механизмы. (Подобная машина была создана в Англии Дж. Уаттом лишь через 20 лет). Но изобретение Ползунова не нашло применения в крепостной России. Его машина была уничтожена.
В XVIII в. достигла значительных успехов историческая наука. Ее основоположником в России считается В.Н. Татищев. Ему принадлежит первый обобщающий труд по отечественной истории - "История Российская" в пяти томах. Благодаря труду Татищева, собравшего уникальную коллекцию древних рукописей (впоследствии погибшую), до историков дошли летописные известия из источников, не сохранившихся до наших дней. В то же время Татищев еще не был историком-профессионалом, иногда он позволял себе "дописывать" летописи, поэтому некоторые его сообщения вызывают сомнения у специалистов. Князь М.М. Щербатов написал "Историю Российскую от древнейших времен", доведя ее до воцарения Романовых. Он же опубликовал открытую Татищевым "Русскую правду".
5. Литература
Важнейшим направлением в
русской и европейской
Важнейшими жанрами
Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиаковского и особенно М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII в., писавшим в стиле классицизма, стал Г.Р. Державин, особенно прославившийся адресованной Екатерине II одой "Фелица". Внешне к классицизму относятся и комедии Д.И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль". Их композиция соответствует требования драматургии классицизма о соблюдении единства места и времени. Фамилии героев характеризуют их личные качества. Но в то же время герои Фонвизина - живые люди, наделенные не только пороками или добродетелями, но индивидуальными характерами.
Во второй половине XVIII в.
складывается стиль сентиментализма.
Для этого литературного
6. Общественная мысль
культура россия ломоносов просвещение
Общественная мысль XVIII в.
развивалась под влиянием идей Просвещения.
Всем идеологам Просвещения
Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал "Наказ" Екатерины II Уложенной комиссии, провозгласивший важнейшие просветительские идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екатерина II утвердила в России идеал просвещенной монархии.
Крупнейшим деятелем российского
Просвещения был Н.И. Новиков. Новиков
выступал против крепостнического гнета,
судебного произвола, сословных
привилегий. Но одновременно стремился
противостоять упрощенному
Иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве А.Н. Радищева, в особенности в "Путешествии из Петербурга в Москву" и оде "Вольность". Радищев не просто именовал помещиков "пиявицами ненасытными", он призывал к расправе с ними, к цареубийству и свержению монархического правления. Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".
Во второй половине XVIII в. в России существовало и иное, консервативное направление общественной мысли. Оно было представлено трудами М.М. Щербатова. Его памфлет "О повреждении нравов в России" представил взгляды своеобразной оппозиции Екатерине справа. Щербатов отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии. Он требовал запретить предоставление дворянских званий купцам и другим представителям непривилегированных сословий, которые, по его мнению, лишены дворянской чести и лишь компрометируют высшее сословие. Екатерину Щербатов критиковал за безнравственность и деспотизм, который проявлялся, с его точки зрения, в ущемлении дворянских привилегий и предоставлении чрезмерных прав государственным чиновникам в ущерб дворянским корпорациям. Сочинения Щербатова, несомненно, выражали точку зрения значительной части российского дворянства.
7. Архитектура и изобразительное искусство
В середине XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архитектором этого времени был выходец из Италии Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.
Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков.
Крупнейшими архитекторами второй половины XVIII в. были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов. Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект Михайловского замка в Петербурге. Крупнейшие проекты Баженова - Большой Кремлевский дворец и дворец в усадьбе Царицыно - не осуществились. Творческая судьба М.Ф. Казакова была более счастливой. По его проектам построены здание Московского Университета, Сената в Кремле, Голицынская (1-я Градская) больница в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и церквей. И.Е. Старов - автор Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Подъем портретного искусства был вызван стремлением знати увековечить себя на полотнах художников.
Крупнейшими портретистами XVIII в. были Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы, например, избрание на царство Михаила Романова, Александр Невский на Чудском озере и т.п. Выдающимся мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, создавший целю галерею скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но самую знаменитую скульптуру России создал француз Э. Фальконе - автор "Медного всадника".
Информация о работе Культура России середины и II половины XVIII века