Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:52, реферат
Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.
8. Русская культура XVIII-XIX
Русская культура XVIII в. - это
постепенный переход от древнерусской
культуры к культуре Нового времени
(русская классическая культура XIX в.).
Началом перехода явились петровские
реформы, результатом которых стала секу
Концепция петровских реформ предполагала развитие естественных и технических наук, материального производства, приоритет вещи вместо приоритета слова и словесного этикета, которые выступали, как правило, в форме шаблонного религиозного мышления.
Русская культура XVIII в. начала
проникаться принципом
Однако петровские реформы были неоднозначным и противоречивым процессом, т. к. проходили в условиях социокультурного и религиозного раскола страны, который сами и спровоцировали.
Россию, с глубоко укоренившейся
архаикой, патриархальностью и
В XVIII в. наметились две соперничавшие
тенденции развития России, представленные
«просвещенным» меньшинством (культурной
элитой) и консервативно настроенным
большинством («непросвещенной» массой),
т. е. между прозападнически
Реформы «сверху», по сути, еще более подчеркнули и усилили различие между «благородным» сословием и «подлыми людьми» (основной массой крестьянского населения), эти различия выражались в образе жизни и стиле мышления. С одной стороны - вестернизация (западный образ жизни) и стремление к просвещению, в начале поверхностному, а затем глубокому гуманитарному образованию; с другой стороны - консервативные традиции, усиление крепостного права и практически сплошная неграмотность.
Реформы проводились командно-
Но гораздо более, чем открытое выступление против самодержавия, умы оппозиции занимали нравственно-религиозные, эстетические и социально-политические проблемы: пути нравственного совершенствования общества, исправления нравов, значительность человеческого существования и человеческой личности, правомерность элитарного положения дворянства в обществе (А. Кантемир, М. Щербатов, Н. Новиков, П. Радищев, Д. Фонвизин, Н. Карамзин и др.).
В результате таких процессов
к концу XVIII в. дворянская культура раскололась
на два крыла - консервативно-охранительное,
ставшее опорой абсолютизма, и либеральное,
которое характеризовалось
9. Культура и быт России в
Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в науку. Значительные сдвиги происходят во всех областях.
Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, который называется золотым веком отечественной культуры.
Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: навигацкую, артиллерийские, инженерные в Москве и Петербурге; горные--на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские -- в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.
Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание-- 1707 г.).
“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.
В середине--второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову, Псалтырю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы -- для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.
Для обучения дворян возможностей было больше -- частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.
Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.
В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней -- университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.
Во второй половине столетия
власти предприняли интересную попытку
реформы образования и
В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры -- в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений -- Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).
В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества -- дать ему хорошее общее образование и 'нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.
Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен -- они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.
Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
При Петре I создали труды по истории Северной войны -- “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд -- “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.
Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки -- он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.
Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М.В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С.П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И.И. Лепехин -- описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).
Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые -- М.М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И.Н. Болтин.
Общественно-политическая
В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И.Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,-- утверждал автор,-- помещики не вековые владельцы”.
Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он -- сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).
Информация о работе Культура России середины и II половины XVIII века