Культура России середины и II половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:52, реферат

Описание работы

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.

Файлы: 1 файл

Культура.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П.П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти--демократии (народодержавства), аристократии и монархии--наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах”;. ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,-- это дворянство.

Ускорение экономического развития России -- мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он -- сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.

Критика крепостничества  прозвучала в сочинениях А.Я. Поленова, солдатского сына, И.Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767--1768 гг.--дворян Г.С. Коробина и Я.П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный  путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и  журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили  и крестьянский вопрос. Н.И. Новиков  в своих журналах, больше всего  в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного  права.

А.Н. Радищев в книге  “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного  существования русского крепостного  крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение  рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.

Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях  народного творчества их составители  показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,-- везде господа”,-- сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются  сюжеты из окружающей жизни: в них  мы встретим живые образы людей той  поры -- то мелкого дворянина, плута  и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов--поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).

В середине XVIII в. в русской  литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты -- пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России -- А.Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен  именами А.П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В.И. Майкова, Я.Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму  в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н.М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся  к жанру классицизма, явственно  видны элементы реализма. Д.И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле”  метко, реалистично описывает жизнь  помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение  которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г.Р. Державина  также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А.С. Пушкина.


Информация о работе Культура России середины и II половины XVIII века