Культура Советской России в 20тые годы ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

На основе Ленинских положений, в которых говорилось, что все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу, были национализированы многие музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная, и прочие объекты культуры. Развивалась школа, объявлена крупномасштабная борьба с безграмотностью. Часть культуры, относящаяся к религии же, наоборот, всячески подавлялась и уничтожалась. Активно разрабатывалась и продвигалась программа по ликвидации безграмотности.

Содержание работы

Введение…………………………………………3
Молодая Советская власть и культура………...4
Религия и Церковь………………………………7
Образование……………………………………..9
Литература…...………………………………….11
Изобразительное искусство…………………....14
Музыка…………………………………………..16
Заключение……………………………………...17
Список литературы

Файлы: 1 файл

Культура Советской России в 20тые годы ХХвека.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации.

Ставропольский Государственный  Университет.

Кафедра Политической Истории.

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Культура Советской России в 20тые  годы ХХ века.

 

 

 

 

 

     Работу выполнила  студентка 

1 курса ФМФ ОиТЗИ  “A”

 

 

 

Научный Руководитель:

Оборский Евгений Юрьевич

 

 

 

Ставрополь 2009

 

Оглавление

Введение…………………………………………3

Молодая Советская власть и культура………...4

Религия и Церковь………………………………7

Образование……………………………………..9

Литература…...………………………………….11

Изобразительное искусство…………………....14

Музыка…………………………………………..16

Заключение……………………………………...17

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

20тые Годы ХХ века  связаны с огромными переменами  в жизни страны, а значит и поиском новой культуры, наступлении нового этапа в культурной жизни общества. После Октябрьской революции перед новой властью встал вопрос об отношении к культурному наследию, что из старой культуры стоит взять в новое общество, а что уничтожить, как пережитки. Ведь после ужасов гражданской войны, идеологии классовой борьбы, пропаганды атеизма, повредивших духовное здоровье общества необходимо было вернуть народ к созиданию. Новый режим мог сделать такое лишь при условии веры в коммунизм. Поэтому образование, наука, искусство, рассматривалось теоретиками большевизма как важнейшие инструменты воспитательного характера, воздействующие на народ с вполне определенной политико-идеологической целью.

На основе Ленинских  положений, в которых говорилось, что все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу, были национализированы многие музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная, и прочие объекты культуры. Развивалась школа, объявлена крупномасштабная борьба с безграмотностью. Часть культуры, относящаяся к религии же, наоборот, всячески подавлялась и уничтожалась. Активно разрабатывалась и продвигалась программа по ликвидации безграмотности.

Несмотря на такой  толчок к повышению интеллигентности населения, к представителям старой интеллигенции выработалось очень подозрительное и настороженное отношение, в них видели в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции.

 

 

 

 

Молодая Советская  власть и культура

Еще в  начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства уже после прихода к власти.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека.

По отношению к культурному  наследию был провозглашен принцип  переосмысления, переоценки духовного наследия прошлого под углом зрения классовых интересов пролетариата. Всю культуру разделили на прогрессивную и реакционную, которую можно и нужно было отбросить. В результате для целого ряда поколений советских людей литература, искусство, философия начала XX века остались неизвестными.

Первые шаги государственного планирования в области образования сделаны под непосредственным руководством В.И. Ленина. Проводимые реформы получили название “культурная революция”, одной из задач которой была ликвидация массовой безграмотности.

“Неграмотный  человек стоит вне политики”          В.И. Ленин

Была полностью перестроена  система народного образования: школы стали общенародными и  бесплатными, запрещалось существование  частных школ, лицеев, гимназий, органы просвещения отделялись от церкви. Принят декрет, по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование. Новая политика в области просвещения давала возможность финансирования крупных проектов в образовании, науке, культуре, с другой стороны, она подчиняла органы просвещения аппарату чиновников, как партийных, так и правоохранительных. Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. Однако, реформы в массовом образовании положили начало идеологизации культуры.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое  обеспечение, все виды искусства, установив  строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п.

Очень остро стоял  вопрос об интеллигенции. Основными ее носителями и творцами, по прежнему, являлись представители старой интеллигенции. Вопрос о судьбе специалистов с дореволюционным стажем стоял остро. Большая часть научной и художественной элиты нации, которая не была потеряна после массовой эмиграции, не была готова к восприятию идеалов “пролетарской культуры”. Рождение теории о “светлом будущем” с практикой повседневного насилия отпугнула от большевиков многих “аристократов духа”. Смятение чувств отразилось на творчестве столь разных людей, как А.А. Ахматова, М. Горький, А.А. Блок, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Б.Л. Пастернак. Для некоторых иллюзии рассеялись в 1921 с расстрелом замечательного поэта Л.Н. Гумилева. Другие, ломая себя, пытались разделить судьбу своего народа, опираясь по российским интеллигентским традициям на незыблемый “закон” – “народ всегда прав”. Проработки "несознательных" интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х годов они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете, это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Советское и партийное  руководство стремилось использовать тех специалистов, которые по роду своей деятельности не представляли большой идеологической опасности для новой власти. К ним, в первую очередь, относилась интеллигенция, работающая для усиления обороноспособности страны. Поэтому многие крупные специалисты продолжали свои исследования. К ним относятся Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский, А.Ф. Иоффе, А.Н. Бах, и др.

Гуманитарная же наука  и развитие художественной культуры были поставлены под жесткий контроль государственных и партийных  органов. Так, в 1921 году упраздняется автономия университетов и институтов. Педагогический состав регулярно подвергается “чисткам”, в результате которых проводилось увольнение профессоров и преподавателей, не разделяющих коммунистические идеи. Вместе с тем, заботясь о рождении преданной делу коммунизма новой интеллигенции, партия большевиков стремится создать условия для развития Высшей Школы. Для подготовки “пролетарской интеллигенции” были созданы учебные и научные учреждения идеологического характера. 

В 1922 году учрежден цензурный орган Главлит, который многие десятилетия следил за “чистотой” печатной продукции, ограждал массового читателя от проникновения “враждебной буржуазной идеологии”.

В 1923 году проведена грандиозная  проверка библиотек, которые освобождались от “антисоветской” литературы. В число запрещенных попадали многие выдающиеся произведения отечественных и зарубежных авторов. В результате уже к середине 20тых прекращается деятельность почти всех независимых издательств, закрываются газеты и журналы частных предпринимателей периода нэпа.

Хотя и, по мнению большинства  экспертов, к 20тым годам, особенно после высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился “серебряный век” русской культуры. Было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры, противоречия экономики и политики, сложность общественных процессов периода НЭПа, нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства, архитектуры и театра. Протест значительной части интеллигенции, изгнание многих деятелей культуры не остановил развитие искусства, толчок к которому был дан в начале века.

 

 

Религия и Церковь

Непоправимый вред русской  культуре нанесли так называемые “атеистические пятилетки”. Следствием огульного осуждения многовековой Православной веры стало повальное разрушение храмов – представлявших собой зачастую не только религиозную ценность, но и историческую, ценность памятников культуры. Осквернение икон, могил, атрибутов церковной службы способствовало стиранию в народной памяти многих славных традиций предков, разрушало нравственность. Ведь у неграмотной бедноты не было более ничего духовного, кроме религии.

После принятия декрета, в соответствии с которым Церковь  отделялась от государства, а школа от Церкви, развернулась борьба за “атеистическое государство”. Она была бурной, зачастую бессмысленно жестокой. По этому декрету единственное, что разрешалось церкви – проводить богослужения в храме. Обучение детей, помощь больным, миссионерская работа и вообще всякое участие в жизни страны запрещалось.

Вопросы антирелигиозной  пропаганды были предметом специального обсуждения и на XII съезде РКП(б) в апреле 1923г. В резолюции “О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды” предусматривалось увеличение издания научно-популярных книг и брошюр, расширение устной пропаганды, введение антирелигиозного просвещения в систему школьного образования.

Поэтому всех школах с самых младших классов детей учили, что бога нет, высмеивали богослужения и духовенство. Религиозные книги и журналы были запрещены. Монахов, священников, монахинь и просто православных людей арестовывали и ссылали на тяжелые работы, в лагеря и тюрьмы.

В 1922 г. начался выпуск популярной газеты “Безбожник”. В 1925 г. создается “Союз безбожников”, который в 1929 г. превратится в “Союз воинствующих безбожников”. Также, в эти годы развернули свою деятельность: Общество воинствующих материалистов, Петроградское научное общество марксистов и другие организации. В газетах того времени публикуются целые подборки пословиц и поговорок, раскрывающих “истинное” отношение народа к служителям Церкви: “Попы, что клопы”, “Попы да черти — одной шерсти”, “Завистлив, что поповские глаза”, “Поповского брюха не наполнишь” и т. д.

Весной-летом 1921г. На Советскую Россию обрушилась катастрофа – засуха и губительный голод охватил обширные территории Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Украины и Крыма. Свыше 33 млн. человек оказались затронуты этим бедствием, несколько миллионов погибли от голода.

В середине февраля 1922г. Патриарх Тихон призвал церковноприходские советы жертвовать на нужды голодающим драгоценные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Вслед за этим 23 февраля 1922г. ВЦИК принял декрет “О порядке изъятия церковных ценностей, находившихся в пользовании групп верующих”. Советская власть объявила, что будет отбирать драгоценности у храмов и будет сама распоряжаться тем, как их употребить. В приходы стали приезжать комиссары, они срывали оклады с икон, конфисковали чаши для причастия, кресты, и др.

Помимо изъятия церковного имущества, для атеистической пропаганды проводилось повсеместное вскрытие мощей. Вскрытия производили особые комиссии в присутствии священнослужителей. В ходе операции составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи не сохранились в целом виде, это использовалось как доказательство сознательного обмана и подделки. Для церкви это стало серьезным потрясением. Всего к осени 1920г. было проведено 63 публичных вскрытия. Эти мероприятия продолжались и в дальнейшем.  Многочисленные же попытки верующих и духовенства оказать “богохульству” сопротивление заканчивались, как правило, арестами, судами и высылками. Общее количество “погибших за Веру” в годы гражданской войны составило около 12 тыс. человек.

Во второй половине 20-х  гг. давление на Церковь усилилось. Колокола снимаются с церквей, церкви закрываются и разрушаются, духовенство прогоняется, и все это делается, по официальной версии, “По желанию народных масс”. В это время в главном месте заключения для священнослужителей - Соловецком лагере особого назначения, в котором к 1926 г. там находилось 24 епископа, 7 июля 1926 г. появилась знаменитая “Памятная записка Соловецких епископов”, обращенная к правительству СССР. В ней говорилось о необходимости “положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и Советской властью, тягостным для Церкви и напрасно осложняющим для государства выполнение его задач”. Впрочем, никакого эффекта она не имела.

В середине 1929г “Антирелигиозник”  подвел своеобразный итог закрытым церквям. В 1927 году – 134, в 1928 – 592, и за полгода 1929 – 423, из которых 156 обращены в театры, кинотеатры,  музеи, 38 в школы, 14 в кооперативы, 10 в ветеринарные пункты, 29 разрушены.1

 

Образование.

Одной из основных проблем государства была практически тотальная безграмотность населения, а особенно крестьянско-рабочего класса, на которых опиралось новое государство. В процессе переписи населения 20го года выявлено 54 миллиона неграмотных людей.

В 1919 году издан декрет, по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках. На время обучения рабочий день неграмотных трудящихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Везде создавались школы, кружки. Наряду с ликвидацией неграмотности решались задачи закрепления в массах коммунистической идеологии и атеизма. Сотни тысяч учителей, служащих, студентов проводили занятия с неграмотными.

В 1923 году образуется добровольное общество “Долой безграмотность!”. Его председателем  был М.И. Канилин.

К середине 20ты годов школьное образование  представляло собой 2вух ступенчатую  систему: I ступень. Начальная школа, со сроком обучении 4года. Так же а базе начальной школы существовали “Школа крестьянской молодежи” (ШКМ) и “Школа фабрично-заводского ученичества” (ФЗУ). II ступень. 5-9 классы, с профессиональной подготовкой в 8-9 классах в ряде школ.

Столь активная политика в продвижении  грамотности принесла существенные плоды. По переписи 1926 года процент  грамотного населения составлял 51.5%, в том числе и по РСФСР – 55%. Грамотность городского населения составила 76.3%, сельского – 46.2%.

Массовой формой подготовки рабочих  кадров в 1921-1925 годах стали школы  ФЗУ. Кадры низшего и среднего технического и административного  персонала (мастера, бригадиры, механики) подготавливались в техникумах, специальных школах, краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения стали индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные техникумы с трехлетним сроком обучения.

Информация о работе Культура Советской России в 20тые годы ХХ века