Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:04, реферат
На основе Ленинских положений, в которых говорилось, что все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу, были национализированы многие музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная, и прочие объекты культуры. Развивалась школа, объявлена крупномасштабная борьба с безграмотностью. Часть культуры, относящаяся к религии же, наоборот, всячески подавлялась и уничтожалась. Активно разрабатывалась и продвигалась программа по ликвидации безграмотности.
Введение…………………………………………3
Молодая Советская власть и культура………...4
Религия и Церковь………………………………7
Образование……………………………………..9
Литература…...………………………………….11
Изобразительное искусство…………………....14
Музыка…………………………………………..16
Заключение……………………………………...17
Список литературы
Сложнее стоял вопрос с высшим образованием.
В 1921 году упраздняется автономия университетов и институтов. . Заботясь о появлении новой, преданной делу коммунистов интеллигенции, партия большевиков стремится создать условия для развития высшей школы. К 1922 году в стране стало 244 высших учебных заведения, они открылись даже в тех республиках, в которых до этого не было ни одного ВУЗа: Белоруссии, Армении, Узбекистане, Киргизии.
Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась не только масштабами экономического и культурного строительства, но и спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров.
Рабочие и крестьяне получают значительные преимущества при поступлении в высшие учебные заведения.
Основной проблемой были кадры для этих учебных заведений. Проводились увольнения из высших учебных заведений нелояльных к советской власти преподавателей и профессоров, что вызвало многочисленные конфликты, забастовки и протесты в студенческой и преподавательской среде. Положение с профессурой было тяжелым, преподавателей катастрофически не хватало. Тем более, что за рубежом оказалось от 2 до 3 миллионов человек. В основном это была гуманитарная интеллигенция. В силу этого в высших учебных заведениях философия не преподавалась. Даже в московском университете многие курсы читать было просто некому. Ко всему прочему, были введены новые предметы: История пролетарской революции, История советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата и др. Их читать было тем более некому. По этому по решению ЦК на преподавание в московский университет были направлены известные партийные деятели А.В. Луначаский, В.В. Адоратский, Д.И. Курский, И.И. Скворцов-Степанов и другие.
В 1921 году в Москве создан Институт Краской Профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы. И многие другие учебные и научные учреждения идеологического характера: Социалистическая академия, Коммунистический университет, Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Коммунистический Университет Трудящихся Востока.
Литература
Так уж сложилась история русской литературы и искусства ХХ века, что наряду с эстетическими законами его развитие определяли обстоятельства общественно-политического характера, далеко не всегда благотворные. У самых истоков большевизма, как идейного течения в России находилась ленинская идея использования культуры в качестве “служанки политики”, инструмента воздействия на людей, на их сознание и поведение. Причем, литература расценивалась как исходная, начальная форма всестороннего воздействия на общество.
“Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ и на правительство посредством печатного слова, - будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия”. 2
В начале 20тых годов лидирующим направлением в литературе являлась поэзия, часто, в виду отсутствия бумаги, устная: литературные вечера, концерты, диспуты.
На фоне революционной
эпохи широкое распространение
получили произведения символического
и формалистического
Вообще в 20тые годы в литературе выделяются две противоположные тенденции. С одной стороны, страну покинули ряд крупных писателей и поэтов, не принявших пролетарскую революцию и эмигрировавших из страны. С другой, для некоторых русских литераторов послереволюционных лет характерно романтическое восприятие действительности, вера в высоту помыслов и нравственных ориентиров коммунистов.
Особую роль сыграл М. Горький - признанный “буревестник революции”, оказавший огромное влияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих «заметках о революции и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их «несвоевременными», о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось.
Переход к НЭПу (1921-1930) вызвал к жизни движение сменовехства (от названия литературно-политического сборника из 6статей авторов-кадетов - Н. Устрялова, Ю. Ключникова и др. – “Смена вех”). Это движение охватило часть русской интеллигенции, которая признавала глубоко русский характер революции, отмечала совпадение интересов советской власти и потребностей Российского государства, поскольку, не смотря на утопичность своих революционных целей, реально большевики 1921г открыли дорогу эволюционному прогрессу в сторону капитализма, а значит, от конфронтации нужно перейти к сотрудничеству с ними. Многие из “сменовеховцев” искренне верили, что русский народ преодолеет экстремизм революционной эпохи и встанет на путь развития свободного демократического общества. Идеи сменовехства на протяжении многих лет облегчали переход интеллигенции на сторону советской власти.
По мимо сменовехства в России 20-х годов существовало множество разных литературно – художественных течений, школ и группировок.
Пролеткульт
– культурно–просветительная
и литературно-художественная
РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович.
Были художники и писатели, которые предпочитали остаться “вольными стрелками”. Такими были М. Цветаева, С. Есенин, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов.
Продолжают существовать и появляться новые творческие группы и объединения, экспериментирующие на путях, порой далеких от реализма.
Наличие этих модернистических групп и теорий никоим образом не ущемляло и не препятствовало поискам искусства стоящего на противоположных эстетических позициях – реалистического жизнеописания социальных аспектов жизни.
К таковым относятся произведения, появившиеся в первые годы после революции, во всяком случае – задолго до пресловутых постановлений, решений, “дискуссий” и т.п. о социалистическом реализме.
В первой половине 20тых годов широкое распространение получили сатирические романы, построенные на авантюрно-приключенческих, социально-утопических сюжетах: В. Катаев “Остров Эрендорф”, А. Толстой “Похождения Невзорова, или Ибикус”. Сатирические произведения этого периода связывают нравственные пороки – мещанство, рвачество, приспособленчество, карьеризм с так называемыми “буржуазными пережитками” (В.В. Маяковский, И.А. Ильф и Е.П. Петров и др.).
Со второй половины 20тых годов литературный поток стал терять свое совеобразие, наполняться одинаковыми штампами, сюжетными схемами. Основной причиной этого послужила регламентация творчества чиновниками. Принципиальное значение для развития литературы 20тых годов имела резолюция ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” (1925), положившая начало идеологизации литературы и закрепления партийного диктата в области художественного творчества. Непокорных не только травили в прессе и лишали работы, как Булгакова, но арестовывали и ссылали (например, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, О.Э. Мендельштама), а порой и физически устраняли, как В.Э. Мейерхольда.
Изобразительное искусство
Период, охватывающий 20тые годы, представляет особый интерес даже среди советской культуры вообще. В годы гражданской войны на первое место в творчестве выдвинулось агитационно-массовое направление. Одной из главных задач советского искусства было создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь. Отличительной чертой искусства стал социальный оптимизм.
В изобразительном искусстве сформировалось множество политизированный и не очень группировок.
АХРР (Ассоциация Художников Революционной России) была наиболее значимой из них. Представители этого направления считали себя продолжателями дела реалистического искусства “передвижников” (творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, для их картин были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность). Они шли непосредственно на фабрики, заводы, красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать своих “героев”.
Общество ОСТ (Общество станковистов) видело свой эстетический идеал в новых течениях европейского искусства, отражавшего индустриализацию.
Идеологизированное искусство оказалось близко обществу ОМХ (Общество московских художников).
Ярким представителем агитационно-массового направления, был агитационный плакат. Уже в наше время мы наблюдает активную популяризацию тех самых плакатов 20тых город, правда, уже с другими лозунгами.
Чтобы мобилизовать трудящихся на выполнение текущих политических задач, сплотить их для решения актуальных вопросов советского строительства и обороны социалистической родины, большевистская партия нашла и развивала такую форму наглядной изобразительной агитации, которая была массовой, т.е. имела максимальное воздействие на широкие слои трудящихся, была популярной и широко распространенной. Такой формой был агитационный политический плакат.
В годы гражданской войны плакаты имели исключительно большое распространение, они были всюду: на стенах и заборах, на вагонах и витринах, в красных уголках и на вокзалах. Они всюду кричали, звали беспощадно бить Колчака, Юденича, Деникина, Врангеля, польских панов, звали на борьбу против тифа, за чистоту, за грамотность, призывали к единению всех трудящихся в борьбе с капиталом и его прислужниками, саботажниками и разгильдяями. Плакат доносил до широких масс трудящихся пламенные лозунги коммунистической партии, призывающей их на борьбу за победу советской власти.
Общедоступность плаката имела особенно большое значение. В стране в те годы большинство населения было еще неграмотным. Плакат был понятен каждому человеку, он являлся как бы первым уроком политической наглядной грамоты. В годы интервенции плакат имел особенно большое значение. К плакатному делу были привлечены лучшие художники-карикатуристы: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных и другие. Значительное участие в создании плакатов, а именно “Окон сатиры РОСТА” принимал замечательный поэт В. Маяковский.
Музыка.
Коренные изменения
произошли в развитии музыкального
искусства. В 20тые повсеместно
Вперед, заре навстречу,
Товарищи в борьбе!
Штыками и картечью
Проложим путь себе.
Смелей вперед, и тверже шаг,
И выше юношеский стяг!
Мы — молодая гвардия
Рабочих и крестьян! (“Молодая Гвардия” А.И. Безыменский)
Развитие музыкального искусства, так же, как и всего прочего, проходило в атмосфере идейного противостояния. В 1925 году родился “Проколл” – “Производственный коллектив композиторов”, работающих в основном над созданием массового песенного репертуара. Это движение противопоставляло себя представителям АСМ (“Ассоциация современной музыки”), члены которой стремились к освоению современных средств музыкальной выразительности, не связывая этот процесс с идеологией и классовой борьбой. Так же существовала “Российская Ассоциация Пролетарских музыкантов” (РАПМ). Свою задачу они видели в борьбе против буржуазного искусства, они отрицали многое в классической музыке, призывая к созданию новой пролетарской музыки.
В сложившейся культурной ситуации важную роль в сохранении ценностей музыкального культурного наследия сыграли композиторы А.К. Глазунов, Р.М. Глиэр, исполнители и педагоги Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, Ф.М. Блуменфельд, Л.В. Николаев, А.Б. Гольденвейзер.
В 20тые годы начинает свой творческий путь целая плеяда талантливых музыкантов – симфонический дирижер Н.С. Голованов, хоровой дирижер А.В. Свершников. Пианисты Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Оборин, В.В. Софроницкий. Певцы И.С. Козловский и С.Я. Лемешев. Пишет свою первую, исполненную юношеского оптимизма, симфонию Д.Д. Шостакович.
Все они были воспитаны
в традициях великой русской
классической школы, от которой не отреклись
ведущие учебные заведения
Заключение.
Можно очень наглядно пронаблюдать, что преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции, которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.
У этой революции множество как положительных, так и отрицательных сторон. Развитие образования, колоссальное повышение средней грамотности населения, безусловно, замечательнейшие достижения, особенно в такой сложный период в стране.
Информация о работе Культура Советской России в 20тые годы ХХ века