Культура Владимиро-Суздальской Руси (XII-XIII вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 19:17, реферат

Описание работы

Памятники художественной культуры Владимиро-Суздальского княжества, созданные в период его политического расцвета, являются важными источниками для изучения древнерусского общества, позволяют более глубоко исследовать политический и религиозно-этический идеал Средневековой Руси. В работах Н.Н. Воронина, В.Н. Лазарева, Г.К. Вагнера,
во многом сформировавших современные представления о культуре Владимиро-Суздальского княжества, были детально проанализированы памятники архитектуры, живописи и прикладного искусства

Файлы: 1 файл

Культура Владимиро-Суздальской Руси (XII-XIII вв).doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ТЕМА Культура Владимиро-Суздальской Руси (XII-XIII вв)

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры cложилась в северо-восточной Руси в период усиления Владимиро-Суздальского княжества (XII - первая половина XIII вв).

Памятники художественной культуры Владимиро-Суздальского княжества, созданные в период его политического расцвета, являются важными источниками для изучения древнерусского общества, позволяют более глубоко исследовать политический и религиозно-этический идеал Средневековой Руси. В работах Н.Н. Воронина, В.Н. Лазарева, Г.К. Вагнера,

во многом сформировавших современные представления о культуре Владимиро-Суздальского княжества, были детально проанализированы памятники архитектуры, живописи и прикладного искусства. Однако идейный замысел, положенный в основу создания художественных памятников, ученые связывали лишь с демонстрацией высокого социального статуса ктиторов. Всестороннее изучение памятников византийской и древне-русской литературы, предпринятое в течение двух последних десятилетий, позволило значительно расширить источниковую базу исследований социально-политического и социально-психологического аспектов культурных явлений, дало возможность по-новому взглянуть на закономерности развития средневековой исторической и политической мысли.

Данная работа ставит своей целью проследить историю развития культуры Владимиро-Суздальской Руси в XII-XIII вв.

 

 

 

1 Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами. Образование великорусской народности

 

В середине 12 в. Киевская Русь распадается на несколько княжеств внутри которых формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества.

Бесконечные усобицы и половецкие нападения ослабили Киевскую Русь окончательно. До смерти одного из мономаховичей в 1132 г. Русь ещё с успехом отбивала нашествие половцев. Эта почти двухвековая борьба Руси с половцами имеет значение для Европы. В то время как она предпринимала

крестовые походы на азиатский Восток, на Пиренейском полуострове против

мавров Русь своей борьбой с половцами прикрывала левый фланг Европы. Но эта историческая заслуга стоила Руси очень дорого: начался отток населения из Киевской Руси, который круто изменил её дальнейшую историю.

Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях двумя противоположными струями: 1-я – на запад, 2-я – в противоположную сторону на восток.

С первой половины 12 в. наблюдается прилив переселенцев из Приднепровья. В конце 11 столетья, после Любеческого съезда в 1097 г., Суздальская земля выделилась в особое княжество – она была отдана Владимиру Мономаху, который начал обустраивать её для младшего сына Юрия. С этого момента началась усиленная колонизация земли и строительство городов северо-восточного края.

Под давлением русской колонизации финские племена уходили со своих мест или сливались с пришедшими.

Столкновение вызывалось не самой встречей с туземцами, а с попытками распространить христианство, ещё до введения, которого финские племена уже начали перенимать языческие верования славян. Вместе с язычниками туземцы боролись против христианства.

Восстание охватило Ростово-Суздальскую землю и было настолько сильным, что для его подавления приезжал сам Ярослав Мудрый.

Два фактора в образовании нового племени: этнографический, вызванный к соприкосновению русских переселенцев с инородцами в междуречье Оки и Волги, и географический, в котором сказалось действие природы края.

Сливаясь с Русью, финны, в свою очередь, оказали на неё своё влияние.

Пришлая Русь заимствовала некоторые элементы быта. Финны, со своими антропологическими и этнографическими особенностями, со своим языком, обычаями и верованиями входили в состав русской народности.

Кроме того влияние финских туземцев на состав общества, какое создавала русская колонизация Верхнего Поволжья. Туземское финское население пополняло преимущественно села, причём оно имело признаков значительного социального расчленения, деления на высшие и низшие классы. В силу этих причин русское и обрусевшее население становилось более сельским по своему составу, чем оно было в южной Руси. Таким образом, из встречи русских пришельцев с финским туземским населением вышла тройная смесь:

1. религиозная, которая легла в основу мифологического созерцания

великороссов

2. племенная, из которой выработался  антропологический тип великоросса

3. социальная, которая в составе  верхневолжского населения дала  перевес сельским классам.

Первые владимиро-суздальские князья.

В пору феодальной раздробленности Руси на северной окраины Киевского государства.

Поднимается новый центр русской культуры и государственности – город Владимир, младший в семье старых русских городов северо-востока: Ростова, Суздаля.

Настоящим хозяином северо-восточной Руси стал сын Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский.

В Ростово-суздальской земле было два старших вечевых города – Ростов и Суздаль. Однако новый князь сразу повел решительную борьбу против боярства.

Своей столицей он сделал сравнительно новый город Владимир, а резиденцией – великолепный белокаменный город-замок в Боголюбове. Первым актом Андрей было изгнание младших братьев и разгон отцовой дружины.

В борьбе за власть Андрей стремился опереться на церковь. В области внешней политики он продолжал действовать в тех же трёх направлениях, которые были намечены ещё Долгоруким: походы на Волжскую Болгарию, Новгород и Киев.

Взяв Киев, Андрей не сел на престол, а отдал его младшему брату Глебу.

До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено с обладанием старшим киевским столом. Андрей впервые нарушил этот порядок, отделил старшинство от места, заставив себя признать великим князем всей русской земли, оставшись в Суздальской волости. Таким образом, княжеское старшинство как бы получило личное значение. Это была попытка произвести переворот в политическом строе русской земли.

1174 год безуспешно бесславного  похода на Киев ускорил развязку. Группа бояр, руководимая кучьковичами, составила в 1174 г. Заговор против Андрея.

Ночью, ворвавшись в его спальню, они убили великого князя.

На следующий день после убийства князя горожане, мастера подняли восстание против княжеской администрации. Более того, после смерти Андрея на Суздальской земле разгорелась усобица. Старые города Ростов и Суздаль призвали на княжество Андреевых племянников, а Владимир позвал братьев Андрея, Михаила и Всеволода, усобица длилась два года. В битве под Юрьевом на реке Колокше победу одержал Всеволод.

При Всеволоде 3 Большое Гнездо Владимирское княжество усилилось, стало одним из крепких гос. В Европе. Княжение его было продолжением внешней и внутренней деятельности Андрея. Всеволод уже мог влиять на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине, почти полновластно распоряжался Рязанским княжеством, в начале 12 в. Владимиро-суздальская Русь раздробилась на несколько уделов между многочисленными сыновьями Всеволода. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод 3связали свои основные интересы с владимиро-суздальской землёй. Они начали обустраивать этот регион. В новые города и новоосвоенные земли начался приток населения.

Строительство городов, с одной стороны, было результатом развития производительных сил, а с другой стороны, - могучим фактором их дальнейшего роста.

Удельное правление и его последствия для Руси.

Всеволод умер в 1212 г. В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследства. Его старший сын Константин хотел вернуться к старым временам первенства Ростова. Всеволод собрал собор, на котором представители присягнули второму сыну Юрию. После смерти утверждается новый порядок княжеского владения. За Киевом оставалось короткий срок лишь значение церковно-административного центра. Занимая старший Владимирский стол, Всеволодовичи вообще следовали очереди старшинства.

Но постепенно возникает несколько младших волостей, где правление проходит не по очереди, а по завещанию, от отца к сыну.

Такой порядок владения изменяет юридический порядок малых волостей. Теперь отдельная волость – неотъемлемая собственность князя, личное его достояние.

Такие младшие волости, на которые распались Суздальская земля в 13 в., называются уделами или вотчинами, и этот новый порядок назывался удельным.

 

    1. Особенности культуры  Владимиро-Суздальского государства

 

Рост производительных сил не замедлил сказаться на развитии культуры. Несомненно, положительным было широкое строительство городов, которые явились не только крепостями, но и сосредоточением ремесла и торговли, важными экономическими и культурными центрами феодального государства.

Интересным отражением культуры периода владимиро-суздальского княжества является Владимирский летописный свод созданный, возможно, при участии старшего сына Всеволода – Константина Мудрого.

Владимирский летописный свод 1205-1206 гг. был не только образцом государства. Летописи одного княжества – он отразил в себе художественную культуру Руси за несколько столетий. По летописям можно судить и о накоплении научных знаниях на Руси, расширения географических знаний благодаря торговым связям и путешествиям русских паломников. Из летописях мы также судим о достаточных математических знаниях, примиряемых в строительстве храмов, военном деле. Появились на Руси и свои врачи, находившиеся в ведении духовных властей. 
 С распадом киевской державы отошло в прошлое искусство мозаики, слишком дорогостоящая она стала для удельных князей. Будущее принадлежало фреске и иконописи. В развитии живописи прослеживаются две тенденции. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая в борьбе с язычеством ужесточила контроль за соблюдением канонических требований, с другой стороны – активное влияние элементов народной культуры. 
 Во времена Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальская живопись делала первые шаги. Небольшие фрагменты фресок сохранились в Успенском соборе. 
 В искусстве 12-13 вв. всё сильнее сказывается стремление к плоскости, орнаментальности изображения. Усиливается роль орнамента в системе церковной росписи. 
 В 12 столетии сформировалась своя самобытная традиция в зодчестве и изобретательном искусстве владимиро-суздальской Руси. Она отличается особой поэтичностью и утонченностью. Владимиро-суздальское искусство явилось во многом преемником и отзвуком классической культуры, пришедшее к нам через византийскую культуру. Впоследствии эти черты проявились и получили дальнейшее развитие в культуре московской Руси.

Владимиро-Суздальское княжество было к этому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении русским государством. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества новые земли. Он же явился и основателем Москвы - будущего центра Российского государства. Первоначально столицей государства был Суздаль, а вскоре - Владимир. Основу экономики княжества составляло развитое земледелие. Население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире считались в это время лучшими на Руси. Развитая экономика давала возможность князьям укреплять свои позиции не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями за усиление своего господства. Проведя в военных походах долгие годы, Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре был отравлен там политическими противниками.  
Сын Юрия Андрей продолжил курс отца на жесткое укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. В селе Боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. Лишь через несколько лет сумел навести порядок сын Андрея - Всеволод Большое Гнездо, подавивший выступления родовой знати. При нем княжество достигло наибольшего могущества.  
 Самобытная архитектурная школа складывается во второй половине XII века в городах Владимиро-Суздальского княжества – самой могущественной страны русского домонгольского средневековья. Владимиро-суздальские князья стремились к расширению границ своих владений и консолидации русских княжеств вокруг своего престола. Притязания на лидерство подчеркивала архитектура владимиро-суздальских храмов – величественная и монументальная.  
 При строительстве храмов мастера пользуются блоками белого камня – этот строительный материал станет традиционным для зодчества владимиро-суздальской школы. Во второй половине XII здесь белый камень совершенно вытеснил кирпич. Как правило, стена храма состояла из двух тонких стенок, тщательно выложенных из плотно пригнанных блоков камня. Пространство между внешними стенками заполнялось каменным ломом, валунами и заливалось известковым раствором. Часто в толще стен для прочности закладывались дубовые балки. В некоторых храмах Владимиро-Суздальской земли эти деревянные детали видны изнутри здания в основаниях арок. Они традиционно украшались живописным орнаментом.  
 Уже в середине XII века появляется излюбленный прием, применявшийся затем практически во всех храмах владимиро-суздальской школы: поверх вертикальных лопаток приблизительно на середине высоты стен располагается горизонтальный уступ; таким образом снаружи объем храма четко делится на два горизонтальных яруса. Окна располагались только в верхней части и были очень невелики по размеру. 
 Важнейшая особенность владимиро-суздальского зодчества – использование в наружном декоре невысокого изобразительного рельефа.  
 Уникальный ход развития владимиро-суздальской архитектурной школы был прерван нашествием монголо-татар. В последующие периоды развития древнерусского искусства некоторые традиции этого княжества так и не смогли возродиться.  
 Подлинного расцвета достигает зодчество Владимиро-Суздальского княжества во времена правления Андрея Боголюбского. Перенеся столицу во Владимир, князь Андрей разворачивает здесь интенсивное строительство. Храмы древнего Владимира не знают себе равных по величине и богатству убранства во всех русских княжествах XII века.

 

    1. Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли

 

Многовековая культура русского народа, его огромный творческий труд запечатленный в драгоценных памятников прошлого, которыми так богата владимиро-суздальская земля. Главнейшее место в этих сокровищницах русского искусства принадлежит прославленным памятникам зодчества, скульптуры: живописи и прикладного искусства 12-13 вв., которые составляют ценность мирового значения.  В развитии русского искусства 12-13 вв. различаю три крупных, отличных друг от друга, направления: поднепровский юг, новгородский северо-запад и владимирский северо-восток.  Ни одна архитектурная школа Руси 12-13вв. не может сравниться с владимиро-суздальской по богатству и разнообразию образов, воплощённых в её памятниках. Она символизирует высоту общего уровня культуры передовых центров древней Руси.  В архитектуре владимирской земли выступает светское начало, проявившееся в создании монументальных дворцовых ансамблей, соборов.  В строительстве крепостей, дворцов и храмов находили выход могучее дарования народа, его вдохновение, вкусы. Этому способствовала высокая строительная техника, точность белокаменной кладки, применения в убранстве фасадов резьбы по камню; от суровых и простых храмов времён Юрия Долгорукого – к созданию таких шедевров, как церковь Покрова на Нерли.  Особое место среди русских городов принадлежит Суздалю. Это уникальный город-музей, сохранившийся до наших дней полный своеобразия архитектурный облик города 12-17 вв., является вкладом в сокровищницу мировой архитектуры и культуры.  Редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры 12 в. являются золотые ворота в городе Владимире, которые не находят себе прямых аналогий в архитектуре европейского средневековья. 

Храм святых Бориса и Глеба в Кидекше .

Оплывшие, но до сих пор впечатляющие валы окружают единственную сохранившуюся постройку княжеского замка — церковь святых Бориса и Глеба (1152 г.). По преданию, именно на этом месте полутора веками раньше разбили стан князья Борис и Глеб, павшие жертвой династической борьбы за киевский престол и впоследствии объявленные Церковью святыми. Четырёхстолпная одноглавая церковь не похожа на изысканные памятники Киева. Она сложена не из тонкой и хрупкой на вид киевской плинфы, а из тяжёлых массивных блоков местного белого известняка. Поэтому кажется, что строили её не обычные люди, а сказочные богатыри. Сужающиеся вглубь входы-порталы, похожие на воронки (позднее учёные назвали их перспективными), подчёркивали толщину стены. Может быть, такая их форма должна была напоминать о словах Христа про врата в Царство Божье. В Евангелии от Луки сказано: «...подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут».

Информация о работе Культура Владимиро-Суздальской Руси (XII-XIII вв)