Культура Владимиро-Суздальской Руси (XII-XIII вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 19:17, реферат

Описание работы

Памятники художественной культуры Владимиро-Суздальского княжества, созданные в период его политического расцвета, являются важными источниками для изучения древнерусского общества, позволяют более глубоко исследовать политический и религиозно-этический идеал Средневековой Руси. В работах Н.Н. Воронина, В.Н. Лазарева, Г.К. Вагнера,
во многом сформировавших современные представления о культуре Владимиро-Суздальского княжества, были детально проанализированы памятники архитектуры, живописи и прикладного искусства

Файлы: 1 файл

Культура Владимиро-Суздальской Руси (XII-XIII вв).doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Тогда же, в 50–60-егоды XIIв., для собора, вероятно, были изготовлены и его первые литургические сосуды. До нашего времени сохранился серебряный позолоченный потир (ныне в оружейной палате московского кремля). Местное предание, многократно повторенное в литературе, связывает его с именем Юрия Долгорукого (одним из оснований для этого послужило изображение на потире святого Георгия – небесного патрона князя), но А. В. Орешников, а в наше время и Г. Н. бочаров считали его вкладом Андрея Боголюбского «в память об отце10»

Сравнительно недавнее исследование И. А. Стерлиговой показывает, что потир мог быть вложен в храм не только Юрием долгоруким или Андреем Боголюбским, но и Юрием Всеволодовичем – великим князем Владимирским, сыном Всеволода большое гнездо, внуком Юрия Долгорукого и старшим братом удельного переславского князя Ярослава Всеволодовича.Юрий Всеволодович некоторое время «сидел» в Переславле и даже ремонтировал его крепость. кандидатура князя Юрия Всеволодовича как вкладчика потира представляется И. А. Стерлиговой наиболее предпочтительной.

К сожалению, все выводы этого исследования построены исключительно на стилистическом анализе, хотя предлагаемые его автором доказательства и кажутся весьма убедительными. На основе подбора многочисленных аналогий изготовление потира связывается с Западной Европой первых десятилетий XIII в. Наиболее вероятной датой его вклада в собор И. А. Стерлигова считает конец 20-хгодов XIII в., после создания в 1227г. единой епископии, к которой относились Владимир, Суздаль и Переславль11.

А в 1229г. в Суздале проходил съезд всех князей Владимиро-Суздальской земли, на котором помирились находившиеся до этого в ссоре Юрий и Ярослав Всеволодовичи. Однако заметим, что с той же долей достоверности можно предположить и то, что потир, если он действительно является памятником XIII в., мог быть вложен в собор и переславским удельным князем Ярославом Всеволодовичем, также в память о своем деде Юрии долгоруком (равно как и в знак примирения со старшим братом, великим князем владимиро-суздальским Юрием Всеволодовичем). Ярослав в это время прилагал немалые усилия для развития своего удела (при нем

в Переславле-Залесском велось даже собственное летописание, местный летописный свод, известный как «Летописец Переяславля Суздальского», создавался под влиянием великокняжеского свода Всеволода Большое Гнездо). И все же данные, полученные в результате анализа художественных особенностей потира вряд ли можно считать достаточным основанием для его датировки. Уточнить происхождение и дату изготовления или вклада в Спасо-Преображенский собор «потира Юрия Долгорукого», вероятно, помогло бы детальное палеографическое исследование славянских и греческих надписей на его чаше.

До начала XXв. в соборе находился, возможно, еще один предмет ювелирного искусства домонгольского времени. Известный дореволюционный историк раскола русской церкви  П. С. Смирнов упоминает крест с распятием, хранившийся в соборной ризнице. Этот крест, как пишет исследователь, перечисляя древние святыни, учтенные и чтимые старообрядцами, «сотворен по его подписи в лето 666 (1152. – Л. С.) году благоверным великим князем Георгием Владимировичем Долгоруким)12. Но поскольку местонахождение этого памятника в настоящее время неизвестно, его подлинность остается сомнительной. вXIX – начале XXв. переславское духовенство относило к вкладам Юрия Долгорукого также серебряный дискос и звездицу (в настоящее время хранятся в переславском музее-заповеднике), которые по стилистическим признакам можно датировать XVI, но никак не XII в.

До конца XVIIIв. в Спасо-Преображенском соборе хранились еще и странные для православного храма предметы: турьи рога, какие в домонгольское время носили на поясе знатные воины и княжеские гридни в знак принадлежности ко двору. На Збручском идоле из Краковского музея есть изображение мужской фигуры с турьим рогом у пояса. А. Ф. Шаховской передает услышанную им местную легенду совершенно фантастического характера, что «повешены они были в память случая с одной из княгинь, которая, войдя во двор, повстречала тура и спаслась от него в церкви». Туры на северо-востоке Руси не водились. Их рога привозились с юга. При ком из князей они появились в составе казны, хранившейся наряду с другими ценностями в соборе, неизвестно. Возможно, их появление в соборной казне было связано с вкладом кого-то из княжеских дружинников.

В конце XVIII столетия по распоряжению митрополита Платона (Левшина) рога были изъяты из собора как атрибут язычества. Один из них хранился в музее московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, после революции 1917г. и национализации музейных коллекций след его затерялся. Сейчас местонахождение этого уникального предмета нам неизвестно.

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора с вымощенными керамическими плитками полами, расписанными фресками стенами, серебряными литургическими сосудами и экзотическими для православного храма, но характерными для княжеского придворного быта турьими рогами соответствовало статусу Переславля-Залесского как второго по величине города-крепости Владимиро-суздальской земли, а затем и столицы крупного удельного княжества в домонгольское время. Возможно, представители династии Юрия долгорукого мыслили Владимир как новый Киев, а Переславлю-Залесскому отводилась роль нового Переяславля Русского – одного из значительных центров Киевской Руси.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название - «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.

Подлинными шедеврами этой школы как раз и являются те памятники (точнее - восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие – в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это также памятники, располагающиеся в пригородах - храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вагнер, Г.К. Скульптура Владимиро – Суздальской Руси – М. Искусство, 2009. – 196 с
  2. Вагнер, Г.К.  Скульптура Древней Руси: XII в. Владимир. Боголюбо – М.: Искусство, 2009. – 480 с.
  3. Воронин, Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев – М.: Искусство, 2008. – 295 с
  4. Воронин, Н.Н. Зодчество Северо–Восточной Руси – М. : Наука, 2008. – 643 с
  5. Жарнова, В.И. Культура Владимиро-Суздальской Руси конца XII первой трети XIII в-В: Вл. ГУ, 2012 - 104с.
  6. Лазарев, В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI – XV вв. – М. :Искусство, 2007. – 112 с.
  7. Овчинников, А.Н. Суздальские златые врата – М.: Искусство, 2008. – 136 с.
  8. Рыбаков, Б.А. Русское прикладное искусство X – XIII вв.  – Л. : Аврора, 2010. – 127 с

1 Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси. М., 2007. т.1. с.88–89.

2 псрл. пг.,1921. т.XXIV. с.77

3 Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси. с.89–90.

4 Конструктивные особенности Cпасо-Преображенского собора, строительная техника, его архитектурно-стилистические характеристики подробно изложены в работах Н. Н. Воронина, А. Г. Чинякова. Гипотеза Н. Н. Воронина о включении собора в единый комплекс с княжеским дворцом, как в Боголюбове, не подтвердилась в результате раскопок. Видимо, храм был связан деревянным переходом только со стоявшей у его юго-западного угла деревянной лестничной башней (Воронин Н. Н. раскопки в Переславле-Залесском // материалы и исследования по археологии, 2009. №11. с.193–202).

5 Считается, что столицей удельного княжества Переславль-Залесский окончательно стал только в 1212г., после смерти Всеволода большое гнездо, а до этого был «пригородом» Владимира, крупнейшей после него крепостью суздальщины. Однако этот вопрос требует специального изучения.

6 Лавров В. А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М.,2007. с.127

7 Масленицын С. И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157–1238 годы. М.,2008. с.42.

8 Артлебен Н. А. Древние фрески, открытые в спасо-преображенском соборе в переславле-Залесском // труды владимирского губернского статистического комитета. Владимир,. т.I. с.77; 80–82

9 Вздорнов Г. И. Фреска Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском // с.217–223

10 Бочаров Г. Н. Художественный металл древней Руси. M., 2007. с.11–116.

11 Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М.,2008. с.415

12 Смирнов П. С.Cпоры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIIIв. спб.,2009. с.35.


Информация о работе Культура Владимиро-Суздальской Руси (XII-XIII вв)