Лейбористская партия Великобритании во второй половине XX века – начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:34, реферат

Описание работы

Актуальность исследования составляет недостаточность фактического материала в отечественной историографии и потребность в новых данных, которые содержаться в англоязычных исторических источниках, и известны профессиональным британским историкам. Уточнение исторических обстоятельств прихода лейбористов к власти в 1997 г. позволит российским партиям применить эффективные методы и средства легальной борьбы на собственной практике с целью повторения успеха и оставаться в дальнейшем политическими долгожителями.

Файлы: 1 файл

Лейбор.docx

— 131.38 Кб (Скачать файл)

 

Завоевание подавляющего парламентского большинства на выборах 1997 г., стабильная ситуация в экономике, высокие рейтинги популярности лейбористов и лично Блэра позволили правительству почти беспрепятственно проводить политику, не слишком обращая внимание на критику справа и слева. Лейбористы двигались по пути, проложенным экономическим курсом консерваторов, то есть сочетание свободного рынка с некоторым регулированием хозяйства с многообразием форм собственности, но без лишней регламентации со стороны государства – дерегулирование стало важным направлением экономической политики. «Третий Путь» – официальная, и часто критикуемая как справа так и слева, идеология «новых лейбористов», направленная на сочетание элементов свободного капиталистического рынка и демократического социализма для достижения наибольшего общественного эффекта при рациональном потреблении ресурсов. Министр финансов Гордон Браун завоевал репутацию «железного канцлера» и внушил доверие в способность лейбористов управлять экономикой. Одним из первых шагов нового правительства стало «наделение Банка Англии полномочиями самостоятельной монетарной политики, что дает право Комитету банковской монетарной политики устанавливать процентную ставку по доходности вложений вне зависимости от политической конъюнктуры»21.

Браун предложил проект бюджета, который вначале прошел процесс обсуждения в течение 15 слушаний в бюджетном комитете Палаты Общин. Бюджет получился умеренно-перераспределительным, выступающим за сокращение абсолютных и относительных размеров государственных расходов с параллельным уменьшением государственных займов.

Важным источником поступления в бюджет стало реализации идеи единовременного налога на непредвиденные доходы, полученные приватизированными компаниями в течение первых четырех лет продажи. Лейбористы пояснили, что государственная собственность в период консерваторов была продана по низким ценам и дальнейшая перепродажа принесла огромные прибыли владельцам. «Ставка налога была установлена на уровне 23 % от разницы между стоимостью компании по состоянию на момент приватизации и ее последующей стоимостью, которая определялась как девятикратный размер средней прибыли, заработанной компаниями в течении первых четырех лет после приватизации»22. Бизнес получил срок в два года для уплаты этого налога, который полностью достиг своей цели – были получены дополнительные бюджетные доходы для финансирования социальных программ, удалось избежать снижения экономической активности, развеяло недовольство итогами приватизации времен Тэтчер.

Приватизация государственных предприятий, а также продажа муниципального жилого фонда по льготным санкционированным из центра ценам, что способствовало одновременному решению нескольких задач: дополнительные поступления средств от продажи в бюджет, налоговые доходы от новых собственников, сбережение средств бюджета по обслуживанию зданий. Еще одним средством пополнения бюджета стала «продажа государственных запасов золота с 1999 г. по цене 275 долларов США за унцию»23, а всего продали 395 тонн за 3,5 миллиарда долларов США. Многие критики отмечают поспешность такого решения, ведь мировые цены находились в самом минимуме за последние 20 лет.

 В арсенале средств  государственного регулирования  особое место занимает налоговая  политика. Лейбористы остались верны  своим предвыборным обещаниям  не повышать существующие налоги, более того для стимулирования  экономического роста снижается  ставка подоходного налога с 23 % до 20 %, налог на прибыль предприятий с 33 % сократился до 28 %, а для малого бизнеса с 24 % до 19 %, что в итоге привело к долгосрочным инвестициям. «В 2000-2001 финансовых годах на долю Британии пришлось 24 % общего объема иностранных инвестиций, вложенных в экономику государств Евросоюза»24. Разработаны и введены различные льготные и сберегательные схемы, при которых вложения, прежде всего мелких инвесторов, полностью или частично освобождаются от обложения налогами, что делает британский малый и средний бизнес самым динамичным в Евросоюзе по способности создавать новые рабочие места.

С 1 апреля 1999 г. на всю территорию Великобритании распространился закон о минимальном размере оплаты труда, который составил 3 фунта стерлинга в час для работников в возрасте от 18 до 21 года и 3,6 – для тех кто старше, затем каждый год в октябре эти показатели корректировались в сторону увеличения. Беднейшим слоям гарантировался минимальный уровень доходов в размере 78,45 фунтов стерлингов в неделю для одиноких и 121,95 – для семейной пары, государство выделяло участвующим в программе работодателям средства на оплату труда лиц, не имевших работы более двух лет. Правительство разработало новые подходы к выплате пособий по безработице, которые были меньше, чем в других странах Европы: были ужесточены квалификационные критерии и сокращены сроки их предоставления, открывались одновременно консультационные средства по трудоустройству, насчитывавшие 225 000 человек. В качестве стимула для поиска работы был введен так называемый бонус в размере до 1 тысячи фунтов стерлингов, который выплачивался за возвращение в ряды работающих, расширялась система профессиональной подготовки и переобучения. Для решения проблем занятости среди молодежи Великобритании в рамках программы «Новый контракт», финансируемой за счет дополнительных прибылей бюджета, было создано 15 зон занятости, в результате смогли трудоустроиться «более 200 000 человек в возрасте от 18 до 24 лет»25. Всего количество безработных с 1,5 миллионов человек сократилась до миллиона и составил 6 %, что стало лучшим показателем с 1975 г.

В соответствии с предвыборными обещаниями, образование должно было стать одним из приоритетных направлений социальной политики, превратить британцев в нацию с лучшим образованием в Европе. Причем в соответствии с новыми подходами лейбористов доступное образование вписывалось в концепцию равных возможностей, а значит востребованность на рынке труда, именно поэтому «Дэвид Бланкетт обладал на должности секретаря по вопросам образования и профессиональной подготовки»26 взаимосвязанными полномочиями. В 1997-1998 гг. расходы на образование составили 13,3 % бюджета страны. В июле 1998 г. была принята программа развития образования стоимостью 19 миллиардов фунтов стерлингов. Расширялась сеть бесплатных школ и были отменены ваучеры в системе образования, количество начальных классов для детей от 5 до 7 лет, в которых учиться более 30 человек, снизилось в два раза. В июне 1999 г. был создан Совет по обучению и развитию, в функции которого входила помощь подросткам старше 16 лет и намеревающиеся продолжить образование. В 2000 г. более 35 % британских школьников продолжили обучение в высших учебных заведениях, тем не менее ¾ студентов принадлежало к высшим слоям общества, поэтому правительство решило отказаться от принципа бесплатного наставничества и ввело плату в размере 1 тысячу фунтов стерлингов для всех абитуриентов. Политика правительства Тони Блэра в сфере образования во многом отводила значительную роль гражданской активности, повысился уровень образованности молодежи.

В 1997 г. Британия занимало последнее пятнадцатое место среди стран Евросоюза по показателям детской бедности, в связи с чем было принято решение увеличить отчисления по программам поддержки семьи и детства до 10,6 % бюджета. Первоначально министерство социального обеспечения во главе с Харриет Харман придерживалось плана прежней администрации, в соответствии с которым планировалось сокращение выплат одиноким родителям, но в декабре 1997 г. левое крыло Лейбористкой партии в Палате Общин в количестве 47 депутатов решительно выступили против таких планов. Правительство пошло на уступки и разработало программу «Уверенный старт» для бедных семей с детьми, которых должны посещать врачи и педагоги, создание мест в детских садах, консультация родителей по вопросам детского воспитания, были увеличены еженедельные детские пособия: 15 фунтов стерлингов выплачивалось для первого ребенка, 10 фунтов стерлингов – для второго. Понимая, что этих средств недостаточно, правительство разработало специальные программы трудоустройства одиноких родителей, особенно женщин. Также будущие мамы получили право на шестимесячный оплачиваемый отпуск по беременности, а отцы – две недели для ухода за новорожденными. Пенсионеры получили «льготы при оплате счетов за зимнее отопление»27, но возрастной порог выхода на пенсию был разным для мужчин и женщин, что противоречило европейским нормам социального права и рассматривал как признак дискриминации, ведь мужчинам приходилось ждать на пять лет дольше, чем женщинам, прежде чем они смогу воспользоваться своими льготами. В итоге было принято решение, что «все получат право на такой вид льготы при достижении возраста 60 лет»28. Под давлением обстоятельств Харриет Харман уступила пост в июле 1998 г. Алистеру Дарлингу.

«К 2000 г. рождаемость в стране упала до рекордно низкого уровня – 1,66 ребенка на одну женщину, а рост населения поддерживается в основном благодаря иммиграции»29. Демографы и социологи отмечают, что с одновременным улучшением жизни населения, массовым вовлечением женщин в трудовые отношения, новыми возможностями для карьерного роста связано решение о рождение ребенка на более поздний срок и желанием чаще воспитывать одного или двух детей.

Лейбористы предприняли ряд мер по уменьшению конфликтности в обществе как основной причины появления преступности. Большим шагом в развитии демократии стало включение Европейской конвенции по правам человека в структуру британского права с принятием 9 ноября 1998 г. закона о «Правах человека»30 и вступившего 2 октября 2000 г. в силу. Теперь у граждан отпала необходимость обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге в случае их нарушения, так как суды Великобритании получили соответствующие полномочия, также вводился запрет на применение смертной казни.

Джон Прескотт, занимая пост заместителя премьер-министра и обладая полномочиями государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов, в «1997 г. возглавил делегацию в Японию»31 и провел успешные переговоры о судьбе планеты в условиях глобального потепления, грозившее таянием ледников и повышением уровня мирового океана, которое чревато последствиями для островного государства. В рамках Киотского протокола Британия взяла на себя обязательства снизить за период с 1990 по 2010 гг. выбросы двуокиси углерода на 20 %, в связи с чем граждан призывали ограничить использование автомобилей в путешествиях и уменьшить число регулярных поездок, пользуясь общественным транспортом. Тем не менее сам Прескотт был уличен в 1999 г. журналистами в комичном случае, когда, для «преодоления расстояния всего в 230 метров от отеля до места партийной конференции» по вопросу популяризации общественного вида транспорта, он воспользовался автомобилем с личным водителем, а кроме того его останавливала полиция за превышение скорости и создание опасной ситуации на дорогах 4 раза за период с 1988 по 1997 гг.

Тони Блэр обещал как до прихода власти, так и в июле 1999 г. запретить псовую охоту на лис, однако с тех пор был куда менее настойчив, понимая, что это не пользуется поддержкой как среди охотников – представителей крупной земельной аристократии, так и среди обслуживающего персонала, получающего, возможно, единственный источник дохода в сельской местности. Такими же скромными результатами закончилась попытка реформ земельных отношений в Шотландии. Дело в том, что «98 % территории Шотландии – это сельская местность, где 80 % принадлежат 1500 крупным собственникам, которые устанавливают размеры арендных платежей для арендаторов, оговаривают способы пользования землей и строениями»32. Правительство намеревалось создать условия, при которых арендаторы могли бы стать частными собственниками, однако в итоге лишь менее 7 % шотландских земель стали подлежать продаже, которое обставлено столь многочисленными условиями, что не всякий захочет связываться. Нику Брауну также пришлось столкнуться с новой напастью, постигшей сельское хозяйство – 19 февраля 2001 г. был выявлен случай ящура у свиней в графстве Эссекс в Восточной Англии, который стал стремительно распространяться по сельскохозяйственным районам, обнаружив более 2 000 очагов инфекции. Экономический ущерб составил более 16 миллиардов долларов США, нанеся ущерб сельскому хозяйству и туризму. Более 10 миллионов голов скота составил падеж, а мясо свиней, овец и коров было запрещено к экспорту.

В конце 90-х гг. Великобритания стала получать более 17 миллиардов долларов США доходов от туризма, людей привлекали спортивные события, культурные достопримечательности, произведения искусства и музеи. Количество граждан государств, не входящих в Евросоюз, которые посещают Британию увеличилось в 90-е гг. на 60 %.

В течение двадцатого столетия в период нахождения лейбористских правительств во власти многие законы не прошли процедуру утверждения в традиционно консервативной Палате Лордов. Подобное случилось и в первый год функционирования правительства Тони Блэра – 38 раз были отвергнуты законопроекты Палаты Общин, беспрецедентно 5 раз отклонялся закон о «Европейских парламентских выборах». Блэр обвинил консерваторов в подстрекательстве к злоупотреблению властью наследственными пэрами Палаты Лордов перед демократически выбранными депутатами Палаты Общин, использую это как повод для осуществления конституционной реформы33, обещанной во время избирательной кампании.

Во время открытия второй сессии Парламента 24 ноября 1998 с речью, подготовленной партией власти, перед депутатами выступила Королева, она пожелала своему правительству продолжить реформу Палаты Лордов. Традиционно, речь Королевы выслушивается членами Парламента молча, но в этот раз лейбористы восклицали: «Слушайте! Слушайте!», а консервативные пэры твердили: «Позор! Позор!»34, после этого никто не сомневался с какими трудностями будет проходить закон о «Палате Лордов». Некоторые лорды угрожали сорвать многие законопроекты правительства, если оно не откажется от планов реформ, так один из наследственных пэров Майкл Онслоу заявил: «Я буду счастлив организовать постатейное голосование по шотландскому законопроекту. Каждое голосование занимает 20 минут, а в законе более 270 статей»35. Блэр согласился в качестве временной меры оставить в Палате Лордов некоторое количество наследственных пэров.

Маргарет Бекетт, занявшая в июле 1998 г. пост лидера Палаты Общин, представила 19 января 1999 г. законопроект о «Палате Лордов», который 16 марта получил поддержку 340 депутатов против 132, а на следующей день дебаты уже продолжились в Палате Лордов. В итоге было принято решение на первой стадии реформы позволить 92 из 759 наследственным лордам сохранить свой статус, что получило 11 ноября 1999 г. официальную силу закона. Численность Палаты с 1330 в октябре 1999 г. сократилось до 669 человек в марте 2000 г. После этого дальнейшие предложения по реформе было поручено выработать Королевской комиссии под руководством Джона Уэйкхема. В 2000 г. комиссия опубликовала доклад: предлагалось сократить численность Палаты Лордов до 550 членов, где меньшинство в количестве 67, 87 или 195 представителей должно избираться на региональном уровне; большинство должно назначаться независимой Комиссией почетных званий вместо представлений премьер-министра, что уменьшит роль Палаты в политическом патронаже; подотчетность министров перед Палатой Лордов такая же как и перед Палатой Общин. По этому поводу 7 марта 2000 г. в Палате Лордов прошли дебаты, которые поддержали выводы и предложения Королевской комиссии. Премьер-министр 4 мая 2000 г. объявил о составе Комиссии почетных званий, а уже 19 июня 2000 Палата Общин резко раскритиковала предложения Королевской комиссии, приняв решение о создании Объединенного комитета обеих палат парламента по доработке предложений реформы. Правительство констатировало 6 марта 2001 г., что Комитету не удалось выработать действенных решений из-за межпартийной дискуссии, вместо этого они предложили Парламенту семь вариантов формирования верхней палаты: полностью назначение, избрание 20 % состава, избрание 40 % состава, избрание 50 % состава, избрание 60 % состава, избрание 80 % состава, полное избрание. Реформа Палаты Лордов так и осталась незавершенной, 92 наследственных пэра продолжали заседать в верхней палате Парламента, а 26 апреля 2001 г. Королева подтвердила свое намерение назначить 15 человек пожизненными пэрами, видимо для увеличения численности Палаты взамен ушедших наследственных пэров.

Информация о работе Лейбористская партия Великобритании во второй половине XX века – начале XXI века