Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:49, курс лекций
Изучение источников в середине – конце XIX в. проходило в контексте ПОЗИТИВИЗМА. Были сформулированы принципы внешней и внутренней критики источника. Источниковедение сравнивалось с другими науками, говорили, что оно не отличается от других наук.
В начале ХХ в. позитивизм обрёл кризисные черты, ведь с любым источником работает человек – один освещает факты так, а другой – по-другому. Появляется идея «о неустранимости личности из источникопознания». И тут источниковедение даёт трещину! Ведь истину стали критиковать.
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
(ПРОФЕССОРА ГОРБАЧЁВА О.В.)
1. ОСНОВНАЯ ФИГНЯ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ
Изучение источников в середине – конце XIX в. проходило в контексте ПОЗИТИВИЗМА. Были сформулированы принципы внешней и внутренней критики источника. Источниковедение сравнивалось с другими науками, говорили, что оно не отличается от других наук.
В начале ХХ в. позитивизм обрёл кризисные черты, ведь с любым источником работает человек – один освещает факты так, а другой – по-другому. Появляется идея «о неустранимости личности из источникопознания». И тут источниковедение даёт трещину! Ведь истину стали критиковать.
А потом ещё страшнее – общество наконец поняло своим куриным умом, что (оказывается!) источники писали люди (нет, блядь, моржи с альфа-центавры). Если источники писали люди, значит, по их мнению, факты, содержащиеся в источниках не всегда верны: два человека, которые явились свидетелями одного и того же события напишут об этом по-разному.
Таким образом, появляется принцип двойного субъективизма – субъективность на этапе написания и субъективность на этапе прочтения.
Но не только кризис позитивизма был страшным моментом для источниковедения. Научное знание становится не таким прочным и фундаментальным как прежде – прежде всего из-за появления теории относительности.
В это же время появляется НЕОКАНТИАНСТВО, которое пытается найти место истории среди других наук. Неокантианцы делят науки на два типа: НОМОТЕТИЧЕСКИЕ и ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ. История попала во второй список, ведь история и источник тесно связаны.
А.С. Лаппо-Данилевский (неокантианец) в своей «Методологии истории» описывает источники (им отдана вся вторая глава книги). Ему же принадлежит новое определение источника:
ИСТОЧНИК – это реальный продукт человеческой психики (материальное выражение нематериального)
Таким образом, источник без человека не существует.
А.С. Лаппо-Данилевский формирует пр
У А.С. Лаппо-Данилевского источник и факт тесно взаимосвязаны. Источник – это реальный объект, который изучается не для себя, а для того, чтобы через него изучить другой объект – исторический факт.
А.С. Лаппо-Данилевский попытался классифицировать источники на:
1) остатки культуры (остаток исторического факта, напр.: язык, обломок меча на Бородинском поле);
2) исторические предания (рассказ о событии, прошедший через человеческую психику).
Кроме того, А.С. Лаппо-Данилевский формулирует учение о исторической интерпретации источника. По теории позитивизма, факты есть факты независимо от того, что мы о них думаем. Но А.С. Лаппо-Данилевский говорит, что интерпретация имеет самостоятельное значение. Интерпретировать можно по-разному, ведь всегда имеет место субъективность.
Попытки повысить статус истории не привёл к каким-либо серьёзным переменам.
Чуть позже появляется понятие МАССОВЫЙ ИСТОЧНИК. Если говорить в общих чертах, то историк обязан рассмотреть все документы касательно своей проблемы, но мы понимаем, что это утопия – и с этим нужно смириться.
Раньше источники делили по направлениям. В школе анналов был совершенно другой подход к документам – там говорят, что источник, не кончается, не иссякает. Историк, по их мнению, должен правильно задать вопрос источнику, а если источник массовый, то, задав к ним вопрос, можно разглядеть нечто большее. И анналы в этом преуспели.
В 40-50-х гг. был очень силён интерес к структурной истории – к истории больших процессов. Я думаю, это связано со II Мировой войной.
В начале 60-х гг. компьютеры становятся доступны и историкам. Историю теперь можно было «подсчитать». Введение компьютеров в историографию стало причиной нового поворота в источниковедении: историки принимают теорию информации – эта теория даёт хорошую возможность обрабатывать очень большое количество источникого материала. Историк, таким образом, должен был быть и программистом.
В 70-80-х гг. сформировался интерес к уникальным (мельчайшим) событиям, что получилось название «МИКРОИСТОРИЯ». Она повествует об обычных людях, о мелких событиях – смысл был в том, чтобы оставить за историей статус науки, а «микроисторию», грубо говоря, «подсчитывать», придираясь к мелким деталям.
Позже начался ПОСТМОДЕРНИЗМ, который вообще не делает источник обязательным к рассмотрению, беря в расчёт только мысли автора. Но позже постмодернизмом наигрались и отказались от этой тупейшей идеи, ведь историк не может без источников. Если историк не работает с источником и высказывает только свои бредовые мысли это нехорошо.
Это что касается общего развития источниковедения в ХХ в.
А что же происходит в России в ХХ в?
Стоит сказать, что приход к власти большевиков очень многое изменил, но в 20-е гг. тон в исторической науке и источниковедении задавали представители старой школы.
Стоит отметить, что с появлением партии появляются и партийные источники, которые сразу же «закрыли под замок». Кроме того, история в школах не преподавалась, а об последних источниках умалчивали, но зато появилась куча дореволюционных и «белых» революционных источников, что являлось дебилизмом. В этом случае историки оказались в щекотливой ситуации – те люди, которые не имели возможность тесно работать с источниками нового времени уходили в ранние эпохи или во всеобщую историю, что было безопасней.
Достаточно большой вклад в развитие источниковедения в 20-е гг. внёс М.Н. Покровский. Почти все историки, и М.Н. Покровский, были против взглядов А.С. Лаппо-Данилевского, так как они были позитивистами. От историков того времени совершенно не требовалось теоретизировать что-то. Историк не мог быть теоретиком – это наказуемо. Поэтому историки становятся тупыми машинами по собиранию фактов.
К теоретическим проблемам источниковедения в СССР стали обращаться только в 50-ых гг. – после смерти Сталина. Тогда начинает формироваться историческая наука.
В хрущёвские годы были опубликованы множество документов раннего советского периода. Однако когда историки стали высказывать пожелание относиться к советским источникам с критических позиций, им заткнули пасти. Партийные документы оставались только в юрисдикции партии, становясь некоей священной коровой.
В 60-ых гг. развивается дискуссия относительно содержания и методов источниковедения. Позиция партийных историков была такой: изучать партийные документы можно и нужно, но нет никакой необходимости делать это в полном объёме. А гражданские историки возражали и говорили, что без всеобъемлюющего изучения документов нихрена не добиться. Получается, происходило выборочное изучение источников.
Говоря о последующем развитии источниковедения в нашей стране, стоит сказать и о И.Д. Ковальченко. Именно он предлагает нормальную процедуру работы с «массовыми» источниками. Он, кстати, и решает проблемы выборки (какое кол-во из массива нужно изучить, чтобы получить реальное представление о факте). И.Д. Ковальченко также выделяет несколько аспектов изучения информации. И вообще он писал книги и был золотым мужиком.
Общая характеристика источников ХХ в.
1) количественное размножение источников (растёт значение научных сочинений, мемуаристики, периодической печати, статистики, технотронных источников (кинофотофонодокументов));
2) появление новых видов источников;
3) содержание источников упрощается (унификация источников, которая коснулась и мемуаров, и писем);
4) ранние источники не
всегда публицировались,
5) появляются машиночитаемые документы;
6) сохранность источников возрастает.
7) многие важнейшие события не задокументированы (напр., отдавание приказа по телефону, отсутствие черновиков из-за Word’a).
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Во всех классификациях законодательные акты ставятся, в основном, на первое место. Информация, заключённая в законодательных источниках, считается важной для общества, ведь законодательные источники определяют строй жизни общества.
Но даже в такой градации есть недочёты.
По отношению к
В связи с революцией 1905-1907 гг. идёт перестройка госаппарата. 17 октября 1905 г. учреждается первая ГД. ГД провозглашалась частью государственного устройства и ни один закон не мог быть принят без одобрения ГД и Государственного Совета (ГС). ГС, к слову, появляется в 1810 г. по реформе Сперанского и представлял законосовещательный орган. Так было ровно до 1906 г. ГД и ГС были юридически равноправными. После прохождения ГД и ГС закон ложился на подпись к императору.
А мог бы император сам издавать законы? Я уже об этом только что говорил, и да – мог. По ст. № 87 император мог издавать законы единолично в то время, когда ГД и ГС находились на каникулах, либо в междудумских периодах, но с оговоркой – его закон должен был быть рассмотрен новой (отдохнувшей) Думой в двухнедельный срок с момента начала работы и должен был быть принят или отклонён. Однако были и исключения из этих правил (напр., земельный закон Столыпина).
Таким образом, несмотря на
появление законодательной
После революции февраля 1917 г. Россия стала государством без определённой формы правления. К власти пришло временное правительство, а потом и большевики.
В 1917. Россия была объявлена республикой Советов. На III Всесоюзном съезде Советов в январе 1918 г. это положение было принято.
Высшим органом власти считался Съезд Советов
Съезд Советов
ВЦИК
СНК
Эта структура склоняет нас к тому, чтобы увидеть принцип разделения властей, но хуй там! Большевики не любили разделения властей, и тут его не было.
Главой Съезда Советов был Ленин, который издавал ДЕКРЕТЫ, прожившие как основной документ страны до середины 20-х гг. и интерпретировавшиеся как законодательный документ переходного периода.
Декреты декретами, но важнейшими законодательными актами всегда являлись КОНСТИТУЦИИ:
1) Конституция РСФСР 1918 г.;
2) Конституция СССР 1924 г.;
3) Конституция СССР 1936 г.;
4) Конституция СССР 1977 г.;
5) Конституция РФ 1993 г.
В первой и второй Конституциях
мы находим много общих черт, так
как в основах их лежала диктатура
пролетариата и принцип справедливости.
Преамбулами к обоим является
«Декларация трудящегося и
В первой и второй Конституциях основой политической части государства названы Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это совершенно новая форма власти, выросшая снизу. С 1918 г. начинается процесс бюрократизации Советов, откуда вычёркиваются все остальные.
В этом периоде важно соотношение основных (нормальных) и партийный документов. Однако, и первая, и вторая Конституции практически не упоминали про коммунизм, а сказано там то, что СССР – это советское государство с властью народа. Конституции не разделяли ветви власти.
В Конституции 1936 г. кое-что меняется – уходит принцип диктатуры пролетариата, Советы… получают новое название – Совет депутатов трудящихся, а СССР объявляется демократическим государством.
В Конституции 1936 г. впервые
был закреплён принцип
Что касается принятия законов, то оно проходит в несколько этапов:
1) законодательная инициатива;
2) разработка закона;
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
В Конституции 1936 г. появляется ещё и пятый элемент – практика всенародного обсуждения законодательных актов (использована в 1936 г. при принятии Конституции).
Информация о работе Лекции по "Источниковедению (конец XIX в. - по наст. вр.)"