Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:49, курс лекций
Изучение источников в середине – конце XIX в. проходило в контексте ПОЗИТИВИЗМА. Были сформулированы принципы внешней и внутренней критики источника. Источниковедение сравнивалось с другими науками, говорили, что оно не отличается от других наук.
В начале ХХ в. позитивизм обрёл кризисные черты, ведь с любым источником работает человек – один освещает факты так, а другой – по-другому. Появляется идея «о неустранимости личности из источникопознания». И тут источниковедение даёт трещину! Ведь истину стали критиковать.
Верховный Совет (как и ВЦИК прежде) состоял из:
Верховный Совет
Совет союзов
Строение напоминает двухпалатный парламент, чем он по сути и являлся.
В 1957 г. разрабатываются ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СССР. Это означает, что республиканское законодательство могло отличаться от союзного (до 1957 г. законодательство было единым). Нет, конечно, были и Всесоюзные законы (напр., закон о воинской обязанности).
Конституция 1977 г. оставила без изменений политическое устройство государства, но немного расширяется круг учреждений, способных на законотворческую инициативу (Совет министров СССР, руководство союзных республик, общественные организации и т.д.). Государство опять меняет Советы… теперь это Советы народных депутатов.
В Конституции 1977 г. впервые упоминается о КПСС.
Что касается советского права, то наиболее сильно развиваются административное и уголовное право. Что касается прав гражданина, то у нас с этим всегда были проблемы.
Презумпция невиновности появляется только в 1989 г.
В 90-е гг. изменилась политическая система. Забегая назад, следует сказать, что в 1989 г. появляется Съезд народных депутатов, который становится высшим законодательным органом. Меняется и должность первого человека страны – из председателя президиума ЦК КПСС в председателя Верховного Совета СССР.
Что касается законотворчества в союзных республиках, то оно стало более свободным.
В начале 90-х гг. до Конституции 1993 г. тенденция предоставления законодательной инициативы сохраняется за прошлыми структурами + несколько новых:
1) ГД;
2) СФ и его члены;
3) президент;
4) правительство РФ;
5) законодательные
6) суды (высшие).
Градация системы
1) международные и
2) Конституция РФ;
3) правовые акты государственных структур;
4) акты, заключённые между юридическими лицами;
5) акты, заключённые между
юридическими и физическими
6) акты, заключённые между физическими лицами;
7) односторонние акты.
3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Делопроизводственные
В досоветское время и в современный период существовали и существуют предприятия разных форм собственности, для которых сдача делопроизводственных документов в архив жестко не регламентируется. В советский период все предприятия были государственными и сдача была обязательной. К слову, сейчас документы могут храниться как собственно в учреждениях, так и в госархивах.
Исследователь, сталкивающийся
с делопроизводственными
Выделяют три основных комплекса делопроизводственных документов:
1) документы госучреждений;
2) документы частновладельческих предприятий;
3) документы общественных
организаций и политических
Основные разновидности делопроизводственных документов:
1) нормативные;
2) протокольные;
3) деловая переписка;
4) отчёты.
В досоветский период (в конце XIX – начале ХХ вв.) единых требований к делопроизводству не было, и бумаги распределялись между учреждениями и ведомствами. Каждая организация имела свою систему делопроизводства. Делопроизводство было хаотичным и разнообразным. Правительство контролировало практику ведения делопроизводственных документов рекомендациями.
В СССР же действовали ГОСТы, и в них фиксировались требования к содержанию и оформлению документов.
Также стоит сказать, что в советские годы делопроизводство унифицировалось. Этот процесс происходит и по сей день.
ПРОТОКОЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
В протокольную документацию входят:
1) журналы;
2) протоколы;
3) стенограммы.
Журналы были общие и особые. В общих журналах рассматривалось множество вопросов, в особых – всего один, важный. В журнале, как и в протоколе, изложена знакомая нам логика:
1) содержание вопроса;
2) мнения участников заседания;
3) решение по вопросу.
В досоветской России ключевую роль в принятии решения зачастую играл император – он соглашался или не соглашался с принятым решением.
Журналы вначале писались от руки. Затем журналы стали печатать. Однако, самое интересное – это рукописные тексты. Что касается черновиков, то они сохраняются очень редко.
Таким образом, журнал – это довольно специфическая форма протокольный документации.
Протоколы велись на заседаниях
общественных организаций и в
частновладельческих
На протоколе мы видим:
1) дату;
2) список присутствующих;
3) повестку дня;
4) решение по вопросу.
Если в протоколе указаны только дата и список присутствующих, такой протокол называют ГЛУХИМ.
Стенограммы вели на заседаниях ГД и ГС. Стенограммы правили в ущерб достоверности, когда какой-нибудь депутатишка ляпал что-то несуразное. Да и сами депутаты старались фильтровать свой базар.
ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА
Деятельность почти всех учреждений отражает именно деловая переписка.
ПЕРЕПИСКА – это общение двух или более респондентов,
возникающее по инициативному письму.
Переписка возникает по стартовому – ИНИЦИАТИВНОМУ ПИСЬМУ. Когда исследователь нашёл такое письмо, ему необходимо разыскать ещё письма по этому вопросу
Теперь следует рассмотреть несколько видов переписки:
1) письмо от вышестоящих к нижестоящим – ПРИКАЗ (в дательном падеже – кому?);
2) письмо от нижестоящих к вышестоящим – РАПОРТ (в именительном падеже – кто?);
3) письмо между учреждениями – ОТНОШЕНИЕ;
4) письмо между равными
членами одной организации – ОФ
Судя по всему, лектор имел ввиду переписку в досоветский период, но я так нихуя и не понял, потому что, во-первых, он читал нудно и мутно, а во-вторых, из-за этого я спал. Надейтесь, что этот и следующий вопросы вам не попадётся на экзамене. Это реально муть! Даже информационные системы в управлении и то лучше!
ОТЧЁТЫ
Отчёты занимают очень
большое место в
Уже в имперской России отчёты высших государственных учреждений комплектовались в архив. Отчёты, стоит сказать, писались на имя императора или министерств.
В СССР действовала единая форма отчётности. Также появляются отчёты по выполнению планов.
ПОДЛИННИКИ И КОПИИ
Документ может быть подлинным и поддельным.
ПОДЛИННИК – это окончательный неподдельный документ.
КОПИЯ – это документ, снятый с оригинала (переписанный или
перепечатанный).
ДУБЛИКАТ – это копия вместо утраченного оригинала.
КРАТНЫЙ ДУБЛИКАТ – копия с копии или копия вместо
утраченной копии.
ЗАВЕРЕННАЯ КОПИЯ – копия, имеющая много копий.
АРХИВЫ
Делопроизводственные документы могут храниться в различных архивах:
1) документы Российской Империи:
- РГИА (СПб) – документы
высший органов
- ГАРФ (МСК) – документы полицейского содержания
- РГВИА – материалы военного министерства и т.д.
2) документы СССР:
- ГАРФ
- РГАЛИ
- РГАЭ
- РГВА
- ЦАМО
- ЦВМАМО
- ЦАФСБ
- АПРФ
- РГАСПИ и т.д.
3) документы РФ (во всех
архивах, в том числе в
4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Иногда статистические источники изучаются и воспринимаются вместе с делопроизводственными. Это также огромный комплекс документов.
Когда мы говорим о статистических источниках, имеются ввиду массовые источники. Работа с массовыми источниками начинается со статистики. Поговорим о массовых источниках более подробно, хотя, собственно, я о них уже говорил, но пускай… повторение – мать этого самого.
Что же такое массовые источники? Это источники, имеющие унифицированный формуляр. И что вы поняли? Правильно, нихуюшеньки.
В советский период, гражданские историки считали, что массовые источники играют большую роль в истории и считали их чуть ли не самыми важными. Партийные историки, естественно, брюзжали слюной и говорили, что нет ничего важнее партийных источников.
Исследовали массовых источников наталкивались на множество проблем:
1) массовые источники
выборочны по своему
2) массовые источники плохо сохранились в отношении качества;
3) массовых источников превеликое количество.
Как я уже писал, в 60-х гг. И.Д. Ковальченко разработал понятие естественной выборки (какое количество документов нужно вынуть из общего количества, чтобы получить общую картину происходящих процессов).
В 70-ые гг. дискуссии на эту тему продолжились. Противники Ковальченко говорили, что так делать нельзя, но всем было на их мнение глубоко насрать. Рассказывали даже, что как-то подошёл Брежнев к этим историкам и сказал: «Слыш, вы, умники ебаные! Ну попробуйте предложить вместо этого что-то более стоящее! Что… язык в жопу засунули, да? Потому что кроме как языком чесать больше ничего не умеете, теоретики ебучие! Если вы сейчас же не заткнётесь, я вас всех до смерти зацелую нахуй!!!»
Таким образом, выработалось определение массовых источников:
МАССОВЫЕ ИСТОЧНИКИ – это статистический и доступный для
статистической обработки материал.
Во второй половине 70-ых гг. была принята попытка создания формуляра по мемуарам ВОВ. Выяснилось, что мемуары тоже могут быть массовыми источниками. Таким образом, выработалось умозаключение, что любой источник может содержать и массовые, и уникальные сведения.
Для массовых исторических
источников очень важны определения
достоверности и
Всё-таки, перейдём непосредственно к статистике.
Статистических данных хуева гора. Государство очень заинтересовано в статистических источниках, в первую очередь, по политическим мотивам.
Когда мы имеем дело со статистикой, нас должны интересовать:
1) сбор данных;
2) обработка данных;
3) публикация данных.
Сбор данных характеризует полноту данных, публикация – достоверность данных.
По части сбора данных есть два способа сбора:
1) экспедиционный (напр., перепись населения);
2) анкетный (корреспондентский) (напр., отчётная статистика).
Экспедиционный способ считается более достоверным.
Единой классификации статистических источников не существует. Есть лишь классификации по:
1) происхождению;
2) объекту изучения;
3) масштабности;
4) способу получения данных.
В досоветский период действовал Центральный статистический комитет (ЦСК), который выпускал:
1) «Статистический временник Российской Империи»;
Информация о работе Лекции по "Источниковедению (конец XIX в. - по наст. вр.)"