Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:49, курс лекций
Изучение источников в середине – конце XIX в. проходило в контексте ПОЗИТИВИЗМА. Были сформулированы принципы внешней и внутренней критики источника. Источниковедение сравнивалось с другими науками, говорили, что оно не отличается от других наук.
В начале ХХ в. позитивизм обрёл кризисные черты, ведь с любым источником работает человек – один освещает факты так, а другой – по-другому. Появляется идея «о неустранимости личности из источникопознания». И тут источниковедение даёт трещину! Ведь истину стали критиковать.
В досоветской России популярны были дневники помещичества. Чуть позже появляются дневники духовенства и дневники купечества. Очень интересны и дневники интеллигенции – Ключевского, Достоевского и т.д. В советское время были популярны дневники революционеров и многих писателей – Пришвина, Чуковского, Симонова, Ильфа и Петрова, Булгакова и т.д.
ЧАСТНАЯ ПЕРЕПИСКА
Письма пишутся с надеждой на ответ. Человеку нужно выговориться, написать то, что важно для него. Далеко не каждое письмо является частным – бывает так, когда письмо адресовано высшему должностному лицу, либо газете в надежде на помощь и ответ – в этом случае письмо входит в систему делопроизводства.
Историки различают письма, в которых написано о заведомо важных общественных событиях и письма, в письма с частной информацией.
Для более глубоко представления ситуации нам не только необходимо инициативное письмо, но и ответ на это письмо. Проблема в том, что обычно письма-ответы и письма-вопроса расположены в разных фондах, если они вообще сохранились.
Письмо может быть написано как знакомому человеку, так и нет. Во втором случае в начале письма адресант как бы представляет себя.
Как правило, люди в письмах пишут о негативе.
Мы выяснили, что в ХХ в. частная переписка приобретает огромный масштаб. Однако, следует отметить тот факт, что в ХХ в. письма становятся короче (к слову, сейчас письма вообще короткие).
Изучая письма ХХ в. следует помнить и о цензуре. Если в письмах содержалась нежелательная информация в дореволюционной России её вымарывали, в советское время письма откладывались в фондах спецслужб – и это хорошо, ведь только именно благодаря этому они сохранились в первозданном виде.
Понятие «черновик» в ХХI в. практически исчезает.
МЕМУАРЫ
Мемуары пишутся в расчёте на опубликование.
Мемуары считают одним из литературных жанров, и специфика их в документальности на основе воспоминаний. Воспоминания помогают достроить событие.
Мемуары в России стали писать очень поздно. Только в XIX в. мемуарный жанр стал довольно широко распространяться.
Мемуары, как правило, пишутся на закате жизни, перед тем как кинуть кони. В старости развивается склероз и не всегда человек может всё вспомнить. Тем более, меняется и сам человек. Меняются политические условия и актуальность момента, что нельзя не отметить. Поэтому по достоверности среди дневников, писем и мемуаров мемуары ставятся на последнее место. Однако, они также важны.
Мемуары бывают устными и письменными. Устные записываются со слов автора, письменные пишет сам автор.
Если рассматривать
Самые многочисленные мемуары ХХ в. – мемуары военные (напр., мемуары Жукова, которые являются наиболее «самостоятельными», без профессиональной обработки). В них присутствует идеологическая заданность. Делается упор не на личность, а на события. И тут же присутствует элемент личной сопричастности. В мемуарах советского времени присутствуют словесные штампы, формирование образа врага и «изопов язык» (стремление завуалировать смысл). Не стоит забывать о лагерных, эмигрантских мемуарах, которые также были распространены в ХХ в., наряду с военными мемуарами.
В 90-е гг. мы наблюдаем целые «мемуарные войны».
7. КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТЫ (КФФД)
КФФД выбиваются и остальных источниковедческих групп, так как тут уже не используются ручка и бумага.
КФФД отражают все стороны жизни общества, но при таком широком охвате используются крайне мало и недостаточно – в первую очередь из-за своей специфики.
КФФД хранят. Есть специальный архив, где хранятся этот вид источников. Очень много документов государство на хранение не берёт и проблема сохранности будет стоять очень остро. Их очень много и государство просто хуеет от такого количества.
Когда мы говорим КФФД, то подразумеваем под словом «документ» несколько смыслов – это и закрепление информации, и материальный объект, и результат отображения действительности.
В отношении КФФД выделяется несколько признаков, которые характеризуют стадии создания документа:
1) сознательность;
2) передача зафиксированной
информации во времени и
3) обязательная идентификация изображения или звукозаписи с письменным содержанием.
Именно последний, третий пункт говорит нам о том, что он не может являться самостоятельным источником. КФФД – это междисциплинарный источник.
Особенность КФФД состоит в том, что они дают наглядное, образное, звуковое представление о реальных событиях прошлой жизни. В них освещается поведение людей, нравы, ритуалы, обычаи, быт.
Эти документы, по большей части, появляются в ХХ в. Даже ещё Ленин сказал, что «важным для нас является кино». И это правильно, так как было много безграмотных.
ФОТОДОКУМЕНТЫ
Фотография появляется в середине XIX в.
Её называли световой живописью. И именно с появлением фотографии угасает реалистичная живопись. Фотография отличается от живописи ещё и тем, что снимок «бездушный» - он запечатлит всё без личных пристрастий. Также фотография позволит рассмотреть множество мелких деталей, которые не укажет художник.
Изначально фотография должна была иллюстрировать только печатные тексты, напр., в газетах. И это понятно. Сейчас почти любая статья сопровождается фотографией. Но это было не единственное предназначение.
Фотография очень чётко ограничивает пространство. Это тот недостаток, которого лишено кино. Фотография, конечно же, статична.
КИНОДОКУМЕНТЫ
В кино фиксируется живая жизнь – здесь люди ходят, говорят.
Кинематограф появляется вначале как средство развлечения. Однако в будущем кино приобрело даже политический характер. Характерно и то, что игровые фильмы, которые создавались в 10-30-х гг. ХХ в., делались под документальное направление. Тогда же уже было и художественное направление. Художественный кинематограф в ранние годы, особенно в СССР, стремится быть документальным.
Стоит отметить и то, что кино несёт смысловую нагрузку, а значит имеет публицистичность.
Монтаж – это мощнейшее оружие кинематографа!
ФОНОДОКУМЕНТЫ
Большинство аудио пришло в архив из радио.
Фонодокументы также, как и прошлые два вида, имеют представление о месте и времени записи.
Когда в печатном тексте мы прочитываем какую-нибудь фразу, она несёт для нас определённый смысл. А вот интонации в аудиозаписи являются довольно сложными.
А что же по поводу сохранности? Для этого нужно убедиться в подлинности документа. Дело в том, что КФФД очень легко сфальсифицировать. Фальсификация очень и очень распространена среди такого вида источников. Важно не только то, почему фрагмент вырезали или заменили, но и то, какой фрагмент подвергся такому унижению.
8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Искусство – это эстетически оформленная форма познания мира. Значит, перед историком стоит задача вычленения исторически значимой информации из этого текста. В каждом художественном произведении есть доэстетическая данность.
Художественные произведения создаются людьми, и любой автор старается воздействовать на эмоции читателя, использую эмоции и чувства героев, полностью передавая мир, в котором находятся герои.
А что нам делать – иметь дело с шедеврами или не с шедеврами? На самом деле, лучше историку иметь дело со средним произведением, чтобы историку так сильно не запудривали мозги сюжетом и эмоциями.
Как художественную литературу начала советской эпохи, из которой можно извлечь большой объем информации следует отметить произведения Зощенко и Ильфа и Петрова.
Социалистический реализм формируется в 30-х гг. ХХ в., в большинстве своём – в романе Шолохова «Тихий Дон» и его экранизации. Персонажи эти говорят картонными фразами, однако они гипероптимистичны. Историкам можно почерпнуть отсюда предметы быта, потому что они переданы в то время максимально реалистично.
В произведениях с
Произведения
Информация о работе Лекции по "Источниковедению (конец XIX в. - по наст. вр.)"