Лекции по "Источниковедению (конец XIX в. - по наст. вр.)"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:49, курс лекций

Описание работы

Изучение источников в середине – конце XIX в. проходило в контексте ПОЗИТИВИЗМА. Были сформулированы принципы внешней и внутренней критики источника. Источниковедение сравнивалось с другими науками, говорили, что оно не отличается от других наук.

В начале ХХ в. позитивизм обрёл кризисные черты, ведь с любым источником работает человек – один освещает факты так, а другой – по-другому. Появляется идея «о неустранимости личности из источникопознания». И тут источниковедение даёт трещину! Ведь истину стали критиковать.

Файлы: 1 файл

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ.docx

— 78.61 Кб (Скачать файл)

 

В досоветской  России популярны были дневники помещичества. Чуть позже появляются дневники духовенства и дневники купечества. Очень интересны и дневники интеллигенции – Ключевского, Достоевского и т.д. В советское время были популярны дневники революционеров и многих писателей – Пришвина, Чуковского, Симонова, Ильфа и Петрова, Булгакова и т.д.

 

 

ЧАСТНАЯ ПЕРЕПИСКА

 

Письма пишутся с надеждой на ответ. Человеку нужно выговориться, написать то, что важно для него. Далеко не каждое письмо является частным  – бывает так, когда письмо адресовано высшему должностному лицу, либо газете в надежде на помощь и ответ  – в этом случае письмо входит в  систему делопроизводства.

 

Историки различают письма, в которых написано о заведомо важных общественных событиях и письма, в письма с частной информацией.

 

Для более глубоко представления  ситуации нам не только необходимо инициативное письмо, но и ответ  на это письмо. Проблема в том, что  обычно письма-ответы и письма-вопроса  расположены в разных фондах, если они вообще сохранились.

 

Письмо может быть написано как знакомому человеку, так и  нет. Во втором случае в начале письма адресант как бы представляет себя.

 

Как правило, люди в письмах  пишут о негативе.

 

Мы выяснили, что в ХХ в. частная переписка приобретает огромный масштаб. Однако, следует отметить тот факт, что в ХХ в. письма становятся короче (к слову, сейчас письма вообще короткие).

Изучая письма ХХ в. следует помнить и о цензуре. Если в письмах содержалась нежелательная информация в дореволюционной России её вымарывали, в советское время письма откладывались в фондах спецслужб – и это хорошо, ведь только именно благодаря этому они сохранились в первозданном виде.

 

Понятие «черновик» в ХХI в. практически исчезает.

 

МЕМУАРЫ

 

Мемуары пишутся в расчёте на опубликование.

Мемуары считают одним  из литературных жанров, и специфика  их в документальности на основе воспоминаний. Воспоминания помогают достроить событие.

 

Мемуары в России стали  писать очень поздно. Только в XIX в. мемуарный жанр стал довольно широко распространяться.

 

Мемуары, как правило, пишутся  на закате жизни, перед тем как  кинуть кони. В старости развивается  склероз и не всегда человек может  всё вспомнить. Тем более, меняется и сам человек. Меняются политические условия и актуальность момента, что нельзя не отметить. Поэтому  по достоверности среди дневников, писем и мемуаров мемуары ставятся на последнее место. Однако, они также важны.

 

Мемуары бывают устными и  письменными. Устные записываются со слов автора, письменные пишет сам автор.

 

Если рассматривать досоветские  мемуары, то стоит отметить мемуары  С. Витте, из которых можно почерпнуть много интересных фактов.

Самые многочисленные мемуары ХХ в. – мемуары военные (напр., мемуары Жукова, которые являются наиболее «самостоятельными», без профессиональной обработки). В них присутствует идеологическая заданность. Делается упор не на личность, а на события. И тут же присутствует элемент личной сопричастности. В мемуарах советского времени присутствуют словесные штампы, формирование образа врага и «изопов язык» (стремление завуалировать смысл). Не стоит забывать о лагерных, эмигрантских мемуарах, которые также были распространены        в ХХ в., наряду с военными мемуарами.

В 90-е гг. мы наблюдаем целые «мемуарные войны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТЫ  (КФФД)

 

КФФД выбиваются и остальных  источниковедческих групп, так как  тут уже не используются ручка  и бумага.

 

КФФД отражают все стороны  жизни общества, но при таком широком  охвате используются крайне мало и  недостаточно – в первую очередь  из-за своей специфики.

 

КФФД хранят. Есть специальный  архив, где хранятся этот вид источников. Очень много документов государство  на хранение не берёт и проблема сохранности будет стоять очень остро. Их очень много и государство просто хуеет от такого количества.

 

Когда мы говорим КФФД, то подразумеваем под словом «документ» несколько смыслов – это и  закрепление информации, и материальный объект, и результат отображения  действительности.

 

В отношении КФФД выделяется несколько признаков, которые характеризуют  стадии создания документа:

1) сознательность;

2) передача зафиксированной  информации во времени и пространстве;

3) обязательная идентификация  изображения или звукозаписи  с письменным содержанием.

Именно последний, третий пункт говорит нам о том, что он не может являться самостоятельным источником. КФФД – это междисциплинарный источник.

 

Особенность КФФД состоит  в том, что они дают наглядное, образное, звуковое представление о  реальных событиях прошлой жизни. В них освещается поведение людей, нравы, ритуалы, обычаи, быт.

 

Эти документы, по большей  части, появляются в ХХ в. Даже ещё Ленин сказал, что «важным для нас является кино». И это правильно, так как было много безграмотных.

 

 

 

ФОТОДОКУМЕНТЫ

 

Фотография появляется в середине XIX в.

Её называли световой живописью. И именно с появлением фотографии угасает реалистичная живопись. Фотография отличается от живописи ещё и тем, что снимок «бездушный» - он запечатлит всё без личных пристрастий. Также фотография позволит рассмотреть множество мелких деталей, которые не укажет художник.

 

Изначально фотография должна была иллюстрировать только печатные тексты, напр., в газетах. И это  понятно. Сейчас почти любая статья сопровождается фотографией. Но это  было не единственное предназначение.

 

Фотография очень чётко  ограничивает пространство. Это тот  недостаток, которого лишено кино. Фотография, конечно же, статична.

 

КИНОДОКУМЕНТЫ

 

В кино фиксируется живая  жизнь – здесь люди ходят, говорят.

 

Кинематограф появляется вначале как средство развлечения. Однако в будущем кино приобрело  даже политический характер. Характерно и то, что игровые фильмы, которые  создавались в 10-30-х гг. ХХ в., делались под документальное направление. Тогда же уже было и художественное направление. Художественный кинематограф в ранние годы, особенно в СССР, стремится быть документальным.

Стоит отметить и то, что  кино несёт смысловую нагрузку, а  значит имеет публицистичность.

 

Монтаж – это мощнейшее оружие кинематографа!

 

ФОНОДОКУМЕНТЫ

 

Большинство аудио пришло в архив из радио.

 

Фонодокументы также, как и прошлые два вида, имеют представление о месте и времени записи.

 

Когда в печатном тексте мы прочитываем какую-нибудь фразу, она несёт для нас определённый смысл. А вот интонации в аудиозаписи являются довольно сложными.

 

А что же по поводу сохранности? Для этого нужно убедиться  в подлинности документа. Дело в  том, что КФФД очень легко сфальсифицировать. Фальсификация очень и очень распространена среди такого вида источников. Важно не только то, почему фрагмент вырезали или заменили, но и то, какой фрагмент подвергся такому унижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ  ИСТОЧНИК

 

Искусство – это эстетически  оформленная форма познания мира. Значит, перед историком стоит  задача вычленения исторически значимой информации из этого текста. В каждом художественном произведении есть доэстетическая данность.

 

Художественные произведения создаются людьми, и любой автор  старается воздействовать на эмоции читателя, использую эмоции и чувства  героев, полностью передавая мир, в котором находятся герои.

 

А что нам делать –  иметь дело с шедеврами или  не с шедеврами? На самом деле, лучше  историку иметь дело со средним произведением, чтобы историку так сильно не запудривали мозги сюжетом и эмоциями.

 

Как художественную литературу начала советской эпохи, из которой  можно извлечь большой объем  информации следует отметить произведения Зощенко и Ильфа и Петрова.

 

Социалистический  реализм формируется в 30-х гг. ХХ в., в большинстве своём – в романе Шолохова «Тихий Дон» и его экранизации. Персонажи эти говорят картонными фразами, однако они гипероптимистичны. Историкам можно почерпнуть отсюда предметы быта, потому что они переданы в то время максимально реалистично.

В произведениях с социалистическим реализмом нету слова о деньгах, все дарят друг другу цветы, едят только цветное мороженое, герои  не занимаются хозяйством, жилье тут  не строят – а строят что-то масштабное – гидроэлектростанции, железные дороги, герои здесь «бесполые», женщина  там в первую очередь не мать, а социалистическая работница, как  правильно это люди одинаковых социальных слоёв, обязателен образ вредителя, в этих произведениях люди почти не целуются.

Произведения социалистического  реализма, на мой идиотский взгляд, являются нежелательными для просмотра  и просто уёбищными.

 


Информация о работе Лекции по "Источниковедению (конец XIX в. - по наст. вр.)"